Навигация
Главная  Экономика 

Омская область станет нефтедобывающим регионом


Время тотального дефицита

Сибнефть уже начала работы в юго-западной части Крапивинского месторождения Крапивинское - самое крупное и перспективное месторождение нефти в нашем регионе. Расположено оно на северо-западе Омской области, в Тарском районе. Когда-то было признано неперспективным и работы геологи свернули. В прошлом году компания Сибнефть выиграла тендер на освоение юго-западной части Крапивинского месторождения, который проводил Комитет по природным ресурсам Омской области (смотри "КВ" № 42 от 26 октября 2000 г.), однако заставила поволноваться все заинтересованные стороны - слишком надолго затянулся подготовительный период. И вот, наконец, в конце января официально объявлено о начале буровых работ. К середине лета компания планирует получить первую нефть из скважины. А в 2002 году рассчитывает выкачивать ее в промышленных количествах.

Причин, в общем-то, несколько. Первая и самая основная - Сибнефти катастрофически не хватает собственного сырья, чтобы загрузить Омский НПЗ. Напомню, что более половины отечественной нефтедобычи приходится сегодня на "великолепную четверку" российских компаний - ЛУКойл, Сургутнефтегаз, ЮКОС и Татнефть. Место Сибнефти в этом ряду не последнее, но скромное - наряду с Восточной нефтяной и Славнефтью она добывает лишь 4% от обшероссийской нефти. Если в 2000 году по разным оценкам добыто из недр 306-308 миллионов тонн, то на долю Сибнефти перепадает всего около 12,5 миллиона. Цифра близкая к реальному положению дел, насколько я могу судить. Ну, может, чуть больше или чуть меньше - это уже не существенно. Именно столько, по данным Сибнефти, переработал в 2000 году Омский НПЗ.

Существование нефти в нашем регионе будоражит умы уже нескольких поколений. Неудивительно, впрочем, если учесть сырьевую ориентацию как советской, так и российской экономики. Как-то уже стало привычным, что бюджеты нефтедобывающих территорий России не в пример больше бюджетов аграрных областей. В настоящее время в России числится 2320 месторождений, включая знаменитые гиганты (Самотлор, Ромашкино, Федоровское, Варьеган, Уренгой) и совсем мелкие, разрабатываемые одной-двумя скважинами. Разбросаны эти месторождения по шестнадцати нефтегазоносным провинциям, но имеют они одну общую особенность - каверзную неподатливость "черного золота". Нет никакой уверенности в том, что Крапивинское станет исключением из общего правила. Однозначно, что нефть будет дорогой и трудной. Почему же Сибнефть решилась на этот хлопотный проект?

Тарские эмираты

А ведь не секрет, что мощности завода недогружены. И уверенные рассуждения топ-менеджеров о том, что это не столь важно, что компания имеет самую прогрессивную вертикальную структуру, а следовательно, надо рассматривать ее экономические показатели глобально, вызывают лишь ироническую усмешку. Все верно, но до поры до времени. Специалисты прекрасно знают, что нефтедобыча на большинстве российских месторождений падает. И почему она падает, тоже известно. Следовательно, худшее ждет компанию впереди. И об этом недалеком будущем стоит позаботиться заранее. Можно, к примеру, прикупить парочку нефтяных компаний с правом на разработку перспективного арктического шельфа (ох, не зря Роман АБРАМОВИЧ подался в начальники Чукотки) или дна Охотского моря, а можно поискать что-то ближе к Омскому НПЗ - центрфорварду Сибнефти. Первый вариант предпочтительней, но намного дороже, ведь сырье еще каким-то образом нужно доставить к месту переработки.

Леониду ПОЛЕЖАЕВУ тоже не помешает в предвыборной колоде нефтяная карта, ведь разработка Крапивинского сразу выведет Омскую область в заветный список нефтедобывающих регионов, что благоприятно отразится на имидже и благосостоянии политической элиты. Ну разве что придется еще немного дать налоговых льгот Сибнефти. Так ведь народ и сам не против будет. Перспектива стать Сибирским Кувейтом затуманит мозги не хуже гашиша.

Вторая причина - относительная дешевизна проекта по разработке Крапивинского месторождения. В основе ее лежат, мягко говоря, добросердечные отношения между администрацией региона и регионообразующей компанией, как с недавних пор стала позиционировать себя Сибнефть. Как сказал омским журналистам вице-президент компании Константин ПОТАПОВ, каждая область имеет свои условия налогообложения. Раз мы, мол, зарегистрированы в Омской области, так почему бы не иметь здесь дополнительную ложку нефти, а вернее, целый стакан. Совершенно понятно.

Впрочем, с Тарским НПЗ Леонид Константинович погорячился. Этакая маниловщина получается с хрустальным мостом через пруд. НПЗ - не самогонный аппарат. Хороший НПЗ - слишком дорого. (Сибнефть деньги считать умеет). А на дешевом только нефть даром переводить. У нас и так в стране средняя глубина переработки около 63 %. Сибнефть гордится, что у них этот показатель высочайший по стране - около 85%, а тут губернатор со своим популизмом. В общем, насколько я понял, Константину ПОТАПОВУ удалось каким-то образом назревающий скандал замять. О Тарском НПЗ губернатор больше не вспоминает.

Что же касается самой Тары, то, по словам главы администрации Тарского района Павла ИЛЬИНА, жители района спят и видят свое болото нефтедобывающей территорией. Это единственная для них реальная возможность выбраться из полной нищеты. Уже в прошлом году бюджет получил 4 миллиона рублей от Сибнефти на различные программы по развитию территории. И в этом году запланировано получение 7 миллионов. При годовом бюджете района в 28 миллионов рублей каждый может самостоятельно подсчитать - много это или мало. Поэтому, когда работы на месторождении активизировались, жители на радостях избрали главу еще на один срок. Верят, значит. Верят и в то, что будет им счастье, что откроются небесные врата и хлынут на них новые рабочие места, а за ними техникумы и прочие учебные заведения, где их обучат на нефтяников и на другие необходимые в хозяйстве профессии. Даже маленький нефтезавод губернатор обещал им построить. Чтобы, значит, не отходя от кассы: качнул, переработал, выпил.

Что мы имеем с гуся? Предположительные расходы на разработку Крапивинского составят, по словам Константина ПОТАПОВА, около 200 миллионов долларов. Внушительная сумма, не правда ли. Такими деньгами не шутят. Надо сказать, все работы будут вестись силами ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", и уже несколько месяцев идет тщательная подготовка. Зарегистрировано Тарское нефтегазодобывающее управление (НГДУ). По зимнику доставляют буровое и вспомогательное оборудование из Ноябрьска, и уже, как утверждают, завезли практически все необходимое. Регулярно летает чартерный рейс, который привозит вахтовиков. По моим сведениям - три раза в месяц. Уже даже одно это забавно. Раньше в Ноябрьск летали вахты из Омска, а теперь наоборот.

...За туманом и за запахом тайги

Еще одна проблема - доставка сырья на Омский НПЗ. В ковшике ее не принесешь и баржой по реке не сплавишь. В общем, есть два варианта. Первый - тянуть трубу до Омска (400 км), а второй - врезаться своей трубой в трубу ЮКОСА (100 км). Оба варианта имеют как достоинства, так и недостатки. И решение этого вопроса в компании отложили до появления первой нефти. Вот пойдет она из скважины, как говорит Константин ПОТАПОВ, тогда и будем иметь точные данные по запасам месторождения, себестоимости добычи и качеству самой нефти. Поэтому,мол, будем решать вопросы транспортировки не раньше лета, а может, середины осени. Но к зиме уже совершенно точно. Любопытно отметить, что стоимость трубопровода в пресловутые 200 миллионов долларов пока не включена. ЮКОС тоже не горит желанием транспортировать большое количество чужой нефти. Значит, самое реальное решение - 400 км до Омска. Дороговато, однако, будет.

И, тем не менее, что-то мешает поверить в серьезность происходящего. Напомню, что точных данных по запасам нефти на Крапивинском месторождении еще нет. Были предположительные оценки, которые делали омские геологи несколько десятков лет назад. Ими пользовались при подготовке тендера и пользуются до сих пор, за неимением других. Крапивинское месторождение скрывает в своих недрах 7,5 миллиона тонн нефти. Приходилось, правда, слышать оценки более оптимистичные - от 8 до 10 миллионов тонн. Однако, при любом раскладе, сравните эти цифры с цифрами нефтепереработки на Омском НПЗ - 12,5 миллиона в год. И ему этого мало. В общем, все вице-президенты Сибнефти могут сколько угодно делать загадочные глаза, но нет никаких убедительных доводов, что в Тарском районе скрываются несметные нефтяные богатства. Небольшие месторождения по соседству с Крапивинским не спасут положение. В Тайтымском разведанные запасы нефти 4,5 миллиона тонн (60 км), а в недрах Игл-Ахского (40 км) и того меньше - 1,2 миллиона.



А может, все это - очередной PR-проект, и вскоре Сибнефти надоест играть в настоящих ковбоев. Побурят немного, народ взбаламутят да бросят, пока сильно не потратились. Или истощится нефтеносный пласт быстрее, чем предполагают геологи. Даже Самотлор порой такие сюрпризы выдавал, что будь здоров. И прощай мечты о лучшей доле. Вы видели, что стало с городом Доусоном после "золотой лихорадки"?

 

Олег Даутов. Я русский художник. Прогулка в облаках. С взаимозачетами решено покончить. Владимир Репин, зам. ген. директора ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова".

Главная  Экономика 

0.019
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.