Навигация
Главная  Экономика 

Я русский художник


А вот наводнение 1928 года. Что мы знаем о нем? Да почти ничего. А художник рассказывает о том, как плавали на лодках по Любинскому проспекту. Собирал он фотографии тех лет, встречался с историками, бывал в архивах. И в точности переедал подробности того чрезвычайного происшествия. Как спасались жители на крышах домов, как спасал любимую буренку рачительный хозяин - затащил ее на высокий балкончик.

Живописец Сергей Сочивко По его картинам можно изучать историю Омска: сразу вспоминаешь, что был наш город некогда сибирской столицей казачества. Золотые погоны, алые лампасы, папахи и сабли. Кажется, он знает все - где и сколько было казачьих хуторов и станиц, где и как служили и воевали казаки. Вот уходят они от стен Казачьего собора на войну с японцами. А картина "Атаманский хутор" рассказывает об их мирном житье-бытье. Покосы, огороды, церковь. Транссибирская магистраль нарушит потом эту идиллию.

Серия этих картин (всего их несколько десятков) так и называется - "Омск старинный". Название единое. Но написаны полотна по-разному. То пристально вглядывается художник в житейские будни старого Омска, то вдруг с высоты птичьего полета приглашает нас любоваться его чистой, умытой, почти праздничной панорамой. Краски на его полотнах сочные, звонкие. Если небо - то ярко голубое, вода - синяя, трава - зеленая. Места открытые, чистые. "Я русский художник", - любит повторять он и объясняет составляющие своего искусства:

"Южная застава", "Магазин купчихи Шаниной", "Вокзал", "Театр драмы".

Он действительно русский художник. Абстрактную игру пятен и линий он не приемлет. На его картинах мужик - так мужик, лошади - так лошади. У казаков - пики и сабли, у мужиков - телеги и неводы. Он создает свое повествование из элементов правдивого художественного творчества, в лучших русских традициях. А главное - с верой в духовную силу нашего народа. Пусть с юмором, пусть озорно и с добродушным смехом, но это рассказ художника о нас, о нашем с вами родном крае.

"Когда-то носили коробейники в заплечных лубяных коробах среди прочего товара яркие цветастые картинки о русской жизни. И стало это искусство называться лубком. И было оно популярно - покупали не только ради украшения. Радио, газет и телевидения, к которым мы теперь привыкли, тогда не было, а картинки эти рассказывали, просто и доходчиво, о далеких российских событиях, о том, что волновало каждого".

Переезд сюда, в российскую провинцию, многое объясняет в творчестве художника. "Время там словно замерло, - вспоминает. - Тихие городские проулки, несуетные жители. Поступь истории будто обошла стороной этот край. Но это и к лучшему. Сохранились традиции старого уклада, красота минувшего быта. В известные времена, правда, успели порушить церквушки, что когда-то возвышались над городом, но даже в нашей семье сохранилась большая старинная икона, которая бережно передавалась из поколения в поколение. Провинция всегда была крепка своими традициями".

Родители его жили в шахтерском городе Анжеро-Судженске Кемеровской области. Работали в забое: отец - молотобойцем, мама - на транспорте, выдавала уголек на - гора. Когда Сергею не было еще и десяти лет, переехала семья на родину отца - в Краснослободск. А это уже центр российской глубинки. Приволжская возвышенность, широкие рязанские просторы, богатые нижегородские леса. Все это соединилось тут в живописный ландшафт, и за красоту здешних мест назван был город, основанный еще Иваном Грозным, Красной Слободой.

Вспомним еще "Масленицу" Кустодиева. Театрально-декоративная живопись и легла в основу нового историко-бытового жанра, которому учился Сергей Сочивко, поскольку поступил именно на театральное отделение Пензенского художественного училища. И театрально-игровая манера письма станет основой в его творчестве.

Так впервые обратил он интерес к прошлому. А в Пензенском художественном училище его учили эту красоту отображать на холсте красками. "Век назад подобную задачу - воспеть красоту прошлого - ставили перед собой художники объединения "Мир искусства", - напоминает Сергей. - Их имена широко известны - Сомов, Кустодиев, Добужинский. Париж 1910 года рукоплескал русскому балету. А сценическое оформление и костюмы делали художники этого объединения - Банст и Бекуа".

- В Омске мне повезло, - рассказывает он. - Меня встретили удивительно тепло. В меня поверили. Я благодарен за это опытным своим наставникам-художникам Чермошенцеву и Черепанову. Пять лет подряд имел я возможность работать на всесоюзных творческих дачах. А это - учеба, которую ничто не заменит. Писал натюрморты, пейзажи. Но никогда не увлекался модным ныне авангардом. Что-то не припомню подобную в русских традициях, - отмечает он. - Зародилось это искусство, где-то в Африке, и ни к чему пересаживать его на нашу почву.

А после училища он приехал в Омск (его жена омичка), и ретроспективизм - так можно назвать его обращение в прошлое - воплотится в картины. Он почувствовал здесь тот же дух старины, что и в российской глубинке, и стремился запечатлеть красками то, чего так не хватает нашей действительности, - поэзию минувшего века.

Другую серию его картин глубокой ретроспективой не назовешь. Это скорей ретро-взгляд на недалекое наше прошлое. Помните наши массовые выезды по грибы и ягоды - с неизбежным пьяным весельем? Об этом и рассказывает художник - весело и озорно. Вот приехал в лесок автобус (картина "Опята"), вытряхнул, как из лукошка, отдыхающих. Что дальше будет - догадаться несложно: гитара, костерок, пьяные потасовки. Художник свое отношение к этому передал с помощью необычной композиции: фигурки людей на дальнем плане - как грибы на поляне. А вот большая картина с довольно сложным названием: "В стране дремучих трав, или Сбор ягоды... ползунихи". Мотив в ней тот же. Березовые колки, небольшое озеро, вдали оранжевый "пазик", который привез горожан. Кто-то купается, другие собирают ягоды. "Матросику" в тельняшечке попала в глаз соринка, и пытается удалить ее заботливая сослуживица. Чем все закончится - опять догадатся нетрудно, сами не раз вот так гуляли. А кругом, замечаем летают необычно большие стрекозы и бабочки. Наверное, они тоже символизируют людей - их доброе безмятежное настроение в этой райской среди природы идиллии.

- Кстати, об искусстве Африки. Его, конечно, можно и нужно изучать, - убежден художник. - Но делать это надо умело. С талантом. Когда-то Павел Филонов открыл для себя орнамент африканских масок. Но не копировал их, а, используя своеобразную ритмику, создал свой живописный язык. Его картины стали колоритными, напряженными. В них - неповторимый мир художника, но не слепое подражание.

Картины его можно увидеть в Омском государственном музее изобразительных искусств. Три полотна в городском музее "Искусство Омска". Остальные - так сказать, в частных коллекциях. Одна из работ - "Приезд Николая II в Омск" - в кабинете генерального директора компании "Оша". Был будущий царь в Омске, проездом был. Железной дороги тогда не было, и прибыл пароходом. Встречали его на том месте, где сейчас Речной вокзал. Несколько картин художника - в педуниверситете. Здесь он получил высшее образование и теперь преподает сам.

Картины художника в мастерской не задерживаются. Нравится омичам яркая, колоритная живопись художника. А еще бывает, после очередной выставки спешат к нему в мастерскую - поделиться впечатлениями и подарить старую фотографию Омска - пусть, мол, послужит добром художнику - воодушевит его на новую картину. И правы: художнику все это дорого.



Ему есть о чем рассказать и чему научить молодых. У него благороднейшая цель - воссоздать в своих картинах дух минувшей эпохи. Как и многие русские художники, обратился он к нашему прошлому, чтобы запечатлеть все самое лучшее, что досталось нам, или, увы, потерялось и растворилось во времени, но еще живо в памяти и, будьте уверены, сохранится - пока есть такие художники, как Сергей Сочивко.

 

Под бомбежкой библиотека уцелела, может, и сейчас не замерзнет. Недостроенные корпуса кожгалантерейной фабрики "Сибирь". Покупай жилье летом. Самый строительный из банков. Книги недели.

Главная  Экономика 

0.0106
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.