Навигация
Главная  Новости 

Владимир ВАРНАВСКИЙ "Власть должна быть ответственной и честной"


- Владимир Алексеевич, 22 января на заседании Законодательного собрания губернатор не объявил депутатам состав правительства Омской области, хотя по Уставу области именно этот день был последним для формирования правительства. Не проявилось ли таким образом его неуважение к законодательному органу власти?

12 апреля 1994 года состоялось первое заседание Законодательного собрания Омской области. В нынешнем году ему исполняется десять лет. Чем они были интересны, об этом главный редактор газеты "Коммерческие вести" Марат ИСАНГАЗИН беседует с председателем Законодательного собрания Владимиром ВАРНАВСКИМ.

- Не кажется ли вам, что прав у областных депутатов стало меньше, чем пять-шесть лет назад? Теперь губернатор не согласовывает с ними кандидатуры своих заместителей. Ряд законопроектов сейчас требует обязательного заключения губернатора, а было время, когда любой депутат мог представить для обсуждения любой законопроект.

- Губернатор поступил точно в соответствии с основным законом области, издав указ 23 января. Он уложился в отведенный срок. 22-го представление правительства на Законодательном собрании было бы преждевременным, потому что в течение дня еще могли произойти любые изменения. Я не вижу в этом проявления неуважения к депутатам.

- Что касается заключений губернатора на отдельные законопроекты, то это тоже действующая правовая норма, и она абсолютно оправданна. Губернатор отвечает за подготовку проекта закона об областном бюджете на следующий год и, естественно, предвидит расходы по всем отраслям, в том числе на осуществление того или иного "затратного" закона, целевой программы. Как вы знаете, их сегодня в Омской области реализуется более десятка, а расходы на выполнение этих законов и программ в бюджете превышают один миллиард рублей. Мы должны четко представлять, сколько стоит любая законодательная инициатива, а для этого она должна пройти экспертизу.

- Не соглашусь с самой постановкой вопроса. В соответствии со ст. 43 Устава Омской области, последняя редакция которого принята в декабре прошлого года, право законодательной инициативы принадлежит, как и раньше, депутатам и комитетам Законодательного собрания. Никакого ущемления прав депутатов не произошло.

- Ну что все-таки насчет назначений министров?

Хотелось бы также заметить, что точно такая же практика осуществляется на федеральном уровне. На предлагаемые Госдумой или субъектами Федерации законопроекты обязательно требуется заключение правительства. Вы хорошо знаете последствия популизма. В разное время в Российской Федерации были приняты законы, по которым льготами должно быть обеспечено две трети россиян. На реализацию этих льгот потребовалось бы два федеральных бюджета. Вывод из этого противоречия один - власть должна быть ответственной и честной. Нельзя брать на себя невыполнимые обязательства.

Сегодня Законодательное собрание действует в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации". У нас этих функций теперь нет. Мы должны заниматься законотворческой деятельностью. Исполнительная власть - правительство - предмет ответственности губернатора. Его выбрало население, ему как главе правительства принадлежит право формирования состава правительства. Это связано и с дополнительными обязательствами, и ответственностью перед жителями области за результаты его деятельности. Степень самостоятельности, как и ответственности, у каждой ветви власти своя, и она определена федеральным законодательством. А если говорить о положенных согласованиях, то расскажу один из моей биографии. Когда я работал секретарем парткома завода им. Октябрьской Революции, был подписан министра о моем назначении директором завода.

- По второй части вопроса у меня тоже есть важное уточнение. Вы увидели только эмоциональный план. Я хотел бы сосредоточить внимание на правовом аспекте. Мы и раньше не утверждали, а лишь согласовывали заместителей губернатора по разным направлениям.

- Кстати об Омсктрансмаше. Этот завод находится на вашем избирательном участке. В связи с этим вправе о перспективах омской оборонки.

Приезжаю к перовому секретарю обкома МАНЯКИНУ, сообщаю ему этот факт. Он немножко подумал и говорит: откажись. Я в ответ: как можно? Сергей Иосифович снова: откажись, а не то лишу омской прописки. Звоню министру и рассказываю, что вот был такой разговор. И тот отозвал свой приказ: с членом ЦК спорить не буду. Когда спустя некоторое время мне снова предложили возглавить завод МАНЯКИН меня снова приглашает и говорит: "На хозяйство захотел?" Ну так иди в горисполком первым заместителем. Вот тебе, мол, хозяйство, вот тебе канализация, вот тебе водопровод. Вкалывай". Такие были управленческие решения. К тому, что вы говорите о согласовании назначений. Я Сергею Иосифовичу тоже заикнулся о согласовании, дескать, завтра уже сессия городского Совета, на которую будет вынесена моя кандидатура. Но ведь по регламенту такое назначение должна сначала утвердить партийная группа. Он в ответ: заседание группы уже назначено, придешь завтра в 9 утра". "Но сессия же завтра". "Сессия в 10, и тебя там утвердят замом". Утвердили, и работал заместителем у Юрия ГЛЕБОВА.

- Насколько я знаю, для координации деятельности между центром и субъектами Федерации, точно не помню названия, создано что-то вроде совета губернаторов. Спикеры не участвуют в федеральной политике, они закрыты внутри регионов?

- Я не согласен с политикой государства в отношении предприятий оборонного комплекса. Мы знаем свою ответственность но лишены возможности повлиять на процессы, которые происходят в той или иной отрасли, скажем, авиастроении или танкостроении. Диалог с центром ведем постоянно, вносим свои предложения, но... не все удается. В этой сфере нужна протекционистская политика государства, от нее зависит дальнейшая судьба двух наших крупнейших предприятий - "Полета" и Трансмаша. Мне до с их пор не понятна роль так называемых внешних управляющих за то, что происходит на руководимых ими предприятиях. Похоже, что они ни за что не отвечают. Я не вижу государственной политики в том, что положение на предприятиях не улучшается, а наоборот.

Думаю, что сегодня в этом отношении ситуация меняется и наше мнение начинает играть все большую роль. По указу президента создана группа, которая занимается реформой власти и выстраиванием федеративных отношений. В нее входят три руководителя представительной власти субъектов Федерации. Президент учитывает наши рекомендации и предложения. А они, как правило, острее, чем у представителей других органов власти. Мы знаем, чем недоволен народ.

- Я считаю, что пресса в этом вопросе не совсем правильно ориентируется, а потому несправедливо относится к представительным органам власти. Совет глав представительной власти субъектов Федерации есть. Он заседает регулярно. Последнее заседание было в Кремле, проводил его лично президент. Заседание было посвящено реформам местного самоуправления. Перед этим мы собирались в Совете Федерации, и там тоже присутствовал президент. Мне пришлось выступить с критикой принципов формирования представительных органов власти субъектов федерации на партийной основе.

- Все ждут перемен. Но многие заявляемые на федеральном уровне вещи остаются декларативными, не подтверждаются конкретными делами. Иногда Госдума тормозит наши инициативы. Мы выходили с проектом закона об использовании иностранной рабочей силы. Омские депутаты хотели защитить наш рынок труда от тех, кто сюда приезжает. Прежде чем привлекать иностранную рабочую силу, отечественные работодатели по нашему законопроекту должны были внести соответствующие взносы в фонды занятости субъектов Федерации, для того чтобы мы могли поддерживать своих безработных и создавать новые рабочие места. Прокуратура опротестовала наш законопроект, а Госдума отвергла его в качестве федерального закона. Мы якобы нарушаем права человека.

- Чем, с вашей точки зрения?

- Да это был хороший закон. Он давал налоговые льготы тем, кто вкладывал средства в реальный сектор экономики, создавал производство и новые рабочие места. Областной бюджет при этом брал на себя дополнительные обязательства и нес дополнительные расходы. Они себя оправдывали. Но центр привязал нас к себе финансовой удавкой. Он, с одной стороны, забирает себе большую часть налогов, а с другой, жестко влияет на распределение субвенций, субсидий и трансфертов, учитывая, в том числе и предоставление льгот из бюджета субъекта федерации. Эти средства мы могли бы потерять, поэтому были вынуждены приостановить действие закона. На федеральном уровне, как известно, аналогичного закона тоже нет. Будет ли вновь избранная Госдума принимать соответствующий закон, судить не берусь. Но стимулировать развитие производства необходимо. Это вопрос государственной политики.

- Почему Законодательное Собрание отказалось от хорошего инвестиционного закона? О государственной поддержке Закон "Инвестиционных проектов на территории Омской области"?

- В последнем созыве таких случаев не было. У нас теперь другой подход к работе. Мы изначально стремимся конструктивно подходить к формированию законопроектов. Пример из последних - закон по земельным отношениям. Заблаговременно была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты, ученые, специалисты, представители администрации. И все споры, распри, частные мнения остались на уровне этой группы, не было необходимости выносить их на широкое обозрение. Закон - это общественный компромисс. В итоге на заседании Законодательного собрания комитет по аграрным вопросам представил достаточно добротно проработанный законопроект, в котором были учтены предложения всех заинтересованных сторон, он был со всеми согласован.

- Есть ли в Омском Законодательном собрании последнего созыва случай, когда законопроект, представленный администрацией области, был бы отвергнут?

- Следующие выборы в Законодательное собрание должны быть уже и по партийным спискам. По вашему мнению, сколько в областном парламенте должно быть партийцев?

Сейчас нам предстоит огромная работа по преобразованию местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Если этим делом будет заниматься одно только Законодательное собрание или только правительство, то мы можем спорить до посинения, но до истины так и не дойдем. А для нас главное - достичь согласия, в том числе с главами муниципальных образований. Ведь речь пойдет не только о границах муниципальных образований - куда какую деревню отнести. Будут даже споры о наименованиях. Поэтому здесь, как и в ряде других случаев, необходимо создание расширенных рабочих групп.

- Сколько человек работает сегодня на освобожденной основе?

- В соответствии с законодательством депутатов от партий будет ровно половина. Сейчас мы изучаем практику других субъектов Федерации, где такие выборы уже начинаются. Вот количество пока дискутируется. Одни депутаты говорят, что общее их число в Законодательном собрании должно быть, как сейчас, 3 Другие депутаты, кто уже давно работает в округах, настроены на 60, третьи говорят - 4 Время до выборов у нас еще есть, изучим практику других, потом решим, как будет у нас. В любом случае - половина.

- Почему депутаты не позволяют депутатам от КПРФ работать на постоянной основе?

- Двое. Я и Анатолий Николаевич СТРАЖНИКОВ, возглавляющий комитет по социальным вопросам.

- Говорят, вам не раз предлагали работать в Москве, вы отказывались. Почему, собственно?

- Это вопрос не партийной принадлежности. В соответствии с законодательством Омской области определена категория депутатов, которые могут работать на постоянной (следовательно оплачиваемой основе). Это - председатель собрания, его заместитель, председатели комитетов или их заместители либо руководители рабочих органов - по решению Законодательного собрания. Если коммунист возглавляет один из указанных органов, он имеет полное право работать на постоянной основе. Такую форму избрали депутаты. Замечу, что аналогичная практика есть в законодательных органах других субъектов Федерации. Думаю, в следующем созыве в связи с выборами по партийным спискам на освобожденной основе, возможно, будут работать не менее половины депутатов. Как решит собрание.

- Ваши впечатления от первой поездки за границу?

- В Москву меня приглашали и в советское время. Если я был востребован на федеральном уровне, то от работы, которую на меня возлагали, никогда не отказывался. Был заместителем председателя Совета Федерации, сейчас уже третий созыв подряд возглавляю российскую делегацию в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Очень представительная делегация, куда входят и губернатор АЯЦКОВ, и Юрий ЛУЖКОВ, и другие губернаторы, а также руководители представительных органов, члены Совета Федерации. Все эти обязанности на меня возлагали. А если предлагали, то я всегда делал выбор в пользу Омской области и омичей, руководствуясь пословицей: "Где родился, там и сгодился". Таков мой выбор. Был и остается. Это не обсуждается.

- В какой стране вам больше всего нравится?

- Подождите, сразу и не вспомнишь... Так много приходилось ездить, особенно когда в Совете Федерации курировал все международные отношения. Возглавляя российские делегации на сессиях Межпарламентского союза, АИПО (это Юго-Восток Азии), на других представительных парламентских сборах - даже на сессиях ООН, в НАТО, в ОБСЕ - будучи членом бюро по сотрудничеству "Россия-Европейский союз" - пришлось посетить очень много государств Впервые за границу я выехал в 1991 году. До того я был невыездной, так как был секретарем обкома КПСС по оборонке. И речи быть не могло, чтобы я куда-то выехал - даже в Болгарии не был. Поехал только после снятия ограничений. В Шотландию, на Северное море. Мы тогда инспектировали технику безопасности фирмы "Марафон", и меня привлекли в качестве эксперта. К ним приезжали на работу не только из Англии, но и из Франции, из Италии, других стран. Это рабочая площадка в море по добыче нефти. Меня поразили условия труда. Я привык к душным "красным уголкам", кое-где на наших заводах энтузиасты создавали маленькие спортзальчики, помню, на заводе Октябрьской Революции в цехах завели небольшие фитобары и считали это большим прогрессом. А там, в открытом море, плавучий мини-городок, где у рабочих были бассейн, тренажеры, полноценное питание, только мороженого я насчитал более десятка сортов. Я не завидовал - искал ответ... почему?!

- А после России?

- В России.

- Тогда поставлю вопрос по-другому. Какая страна произвела на вас наибольшее впечатление?

- После России уже не обсуждается. Нет больше такой страны.

- В каком году это было?

- Сингапур. Небольшая страна, даже, собственно, город. Но это уже другой уровень жизни. Потому, что там в ходу только самые новые технологии. Там собрался, можно сказать, технический интеллект планеты. Еще меня удивил юг Австралии. Там расположен антарктический дивизион. Мне тогда пришлось помогать нашим полярникам выбираться из Антарктиды, где они были почти брошены и забыты.

- Вы возглавляли делегации, в которых принимал участие Владимир ЖИРИНОВСКИЙ. Каков он на самом деле, вне камер?

- В 1992 году. Нужны были элементарные средства, чтобы вывезти российских ученых с дрейфующих станций. В австралийском парламенте есть специальная группа, занимающаяся Антарктикой. Через эту группу мы и решили эти вопросы. Много позже, когда группа парламентариев вместе с президентом России летела в Армению, я рассказал об этом случае Владимиру Владимировичу ПУТИНУ. С нами был депутат Госдумы, известный полярник Артур ЧИЛИНГАРОВ. Мы обратились к президенту, чтобы поддержать Ленинградский институт Арктики и Антарктики. Реакция была мгновенной. На программы института выделили средства. Дело в том, что, когда наша страна ослабила внимание на шестом материке, туда устремились чилийцы, австралийцы, японцы. Они захватывают там территории. Сейчас на 50 лет объявлен мораторий на изыскание полезных ископаемых в Антарктиде. Но эти годы не должны быть в вакууме. Мы должны за полвека "застолбить" за собой некоторые территории, которые изучали, разведывали и осваивали. Ведь в тех широтах погибло около шестидесяти россиян. Сейчас в Антарктиду отправлена деревянная часовня, срубленная на Алтае. Она станет в какой-то степени и знаком, что это наша территория.

- Кстати, почему, с вашей точки зрения, на думских выборах 2003 года КПРФ получила в два раза меньше голосов, чем четыре года назад?

- Совершенно другой. Я с ним был в Индонезии, например, когда проходил 104-й Межпарламентский союз. Там были парламентарии всего мира. Помню, тогда подшутил над ним: привез ли он сапоги, чтобы их обмывать в Индийском океане. Его поведение на людях - это имидж.

- Чтобы люди жили лучше, была социальная справедливость.

- Вы обратитли внимание, что происходит в Омском обкоме КПРФ? Люди дерутся не за идею, а за деньги, за собственность. Почему развалилась КПСС? В том числе и потому, что идея, в которую верил народ, не реализовывалась, и люди перестали верить. Сегодня какая идея у КПРФ?

- Не рассказывают ли сыновья, с чем им приходится сталкиваться в Омске при становлении бизнеса?

- А что, "Единая Россия" не за это же ратует? Коммунисты сами себя "зарыли". И прежде всего дружбой с олигархами. Ведь за деньги идею не купишь. Как говорили раньше: человек готов отдать жизнь за идею. Вот был Ленин: так он все делал ради идеи - и в Разливе сидел, и по льду Финского залива шел, и рисковал свободой, да и жизнью, и своего-таки добился. У нынешних коммунистов такой всепоглощающей идеи нет. Давай, дескать, нам спонсора сюда, давай средства - мы хотим жить не хуже, чем олигархи.

- Какое образование получили дети?

- Я не вмешиваюсь в их деятельность, они не входят в мою деятельность. Я им сказал: ваша главная задача работать честно, по закону и платить налоги. Будете это выполнять - будет все нормально.

- А они когда первый рубль заработали?

- Старший окончил факультет автоматических установок Омского политехнического института, младший - СИБЭКО транспортной академии. Я сам с 16 лет работал на заводе. Все протеже было в том, что меня, малолетку, устроили на завод учеником фрезеровщика.

- Как вы познакомились с женой?

- После седьмого класса они тоже летом работали на заводах: один - на Октябрьской Революции собирал стиральные машины, другой - на Электроточприборе. Дальше старший начинал свой бизнес с того, что делал какие-то стаканчики, то есть они самостоятельно выбирали свой путь. Как и я.

- Работа у вас достаточно напряженная. Как вы отдыхаете?

- Она тогда училась заочно в Свердловском политехническом институте, а работала на одном из уральских заводов. И решила перевестись в омский политех на очное отделение. У меня товарищ учился на дневном отделении ОмПИ и жил в общежитии. Однажды я пришел к нему, сидим за столом, и тут заходит девушка. Я сразу на нее "положил глаз" и больше уже глаза не отводил. Она много лет работала на Электроточприборе конструктором.

- Где?

- Еще в детстве, живя в Муромцеве, любил гонять на лыжах. Отец мой был там председателем райисполкома, и одна из центральных улиц названа его именем. Его до сих пор вспоминают добрым словом. Когда приехал в Омск, то тренировал, работая на радиозаводе им. Попова, первых омских водных лыжников. Это было в 1963-64 годах. Был даже чемпионом города по водным лыжам. В армии получил кандидата в мастера спорта по военному троеборью. И вот совсем недавно на рождественских каникулах с внуком с удовольствием несколько дней "отмахал" на лыжах.

- Какой подарок является для вас самым дорогим?

- В "Коммунальнике". Старший внук у меня, ему восемь лет, занимается в баскетбольной школе, и вот мы с ним проходили там общую физподготовку. Внучка тоже занимается спортом, танцует и рисует. А я, чтобы держаться в форме, стараюсь несколько раз в неделю вечером делать быстрым шагом прогулки не менее пяти километров и плаваю не меньше километра два раза в неделю - где-то с десяти вечера до одиннадцати.

- Владимир Алексеевич, вы чувствуете себя дедушкой?

- Картина от моих сыновей, где я изображен со своими внуками. Автор мне неизвестен. Для меня это был самый приятный, самый дорогой подарок, потому что это навсегда.



- Я не чувствую себя дедушкой но очень радуюсь детскому смеху. Внуки очень любят приходить к бабушке, она очень много уделяет им внимания. Когда видишь внуков, которые подрастают, взрослеют, становятся настоящими людьми, понимаешь, что прожил жизнь не зря. В этом, наверное, настоящее счастье.

 

Книга недели. Рейтинг. "Тепловых коней" меняют на переправе. "ОТА" грозит продажа. Чистота - дело техники.

Главная  Новости 

0.0119
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.