Навигация
Главная  Новости 

Владимир ГОЛОВИН, главный судебный пристав Омской области


В сентябре 1982 года был направлен в Афганистан, где в течение 1,5 года проходил службу в спецподразделении представительства МВД СССР при МВД ДРА. В 1984-м вернулся в Омск и был назначен заместителем начальника отдела по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений УУР УВД Омской области, потом заместителем начальника Советского РОВД по оперативной работе.

Владимир Васильевич родился 8 сентября 1950 года в Омске. После восьмого класса пошел работать электрослесарем на завод им.Баранова. В 1969-м был призван в армию, службу проходил в Тюменской области в подразделении связи РВСН. Во время службы получил среднее образование, демобилизовался в звании старшины. После окончания армейской службы поступил в Омскую высшую школу милиции. В 1975 году попал в Куйбышевский РОВД, работал инспектором, старшим инспектором уголовного розыска. В 1978-м стал начальником уголовного розыска Советского РОВД, в 1982-м - руководителем городского отдела по раскрытию квартирных краж.

В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию. Государственный советник юстиции 3-го класса. Награжден медалью "За отвагу", медалью имени Анатолия КОНИ - высшей наградой Министерства юстиции, ему присвоено звание "Заслуженный юрист РФ".

В 1986 года назначен начальником Советского РОВД, спустя три года поступил в Академию МВД. После окончания академии стал заместителем начальника одного из структурных управлений УВД, в 1993-м начальником управления по борьбе с организованной преступностью, в 1997-м заместителем начальника УВД -начальником штаба УВД Омской области. В июне 1998 года назначен главным судебным приставом Омской области.

Владимир ГОЛОВИН, главный судебный пристав Омской области:

Женат, имеет дочь.

- Чего, на ваш взгляд, удалось достигнуть омской службе судебных приставов за пять лет, а чего нет?

Как известно, одной из функций государства является судебное разрешение споров между гражданами, между предприятиями и организациями. Но разрешить спор - только полдела, потом еще нужно обеспечить исполнение судебного решения. Для этого шесть лет назад в стране и появилась специальная служба судебных приставов. В Омской области эта служба и главный судебный пристав появились летом 1998 года. "КВ" еще тогда рассказали о первых шагах омской службы судебных приставов и ее руководителе. Тогда в нашей газете еще не было рубрики "Персона", поэтому главный судебный пристав Омской области Владимир ГОЛОВИН не был представлен на страницах "КВ" должным образом. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда - из этого принципа исходил корреспондент "КВ" Андрей КОЛОМИЕЦ, который встретился с Владимиром Васильевичем и расспросил его о том, чем и как живут омские судебные приставы.

Если обратиться к статистике, то исходя из количества исполнительных производств, находящихся на исполнении службы за пять лет, деятельность судебных приставов касалась каждого второго жителя Омской области. В течение прошедших лет судебными приставами в принудительном порядке было взыскано более 3,5 миллиарда рублей - в основном это долги по заработной плате, налогам и сборам, детским пособиям. Эта цифра сопоставима с бюджетом Омска на 2003 год.

- За пять лет нам удалось создать четкую организационно-управленческую систему, без которой невозможно функционирование любой структуры, особенно с таким специфичным видом деятельности, как принудительное исполнение. В результате кропотливой работы из небольшого коллектива, состоящего из 122 судебных исполнителей, в основном женщин со средним образованием, появился мощный квалифицированный коллектив, в котором трудятся более 600 человек, среди них много бывших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, специалистов с высшим и среднеспециальным образованием.

Вместе с тем нужно признать, что за пять лет нам не удалось достичь максимально эффективной степени исполнения судебных решений и актов других уполномоченных органов. В идеальном варианте исполнительный документ, поступивший к судебному приставу-исполнителю, должен быть исполнен реально и до истечения двухмесячного срока. Однако в своей практической деятельности мы сталкиваемся с проблемами в законодательстве, которые препятствуют реализации судебных решений. Порой должник оказывается в более выгодном положении, чем взыскатель или судебный пристав.

В процессе становления и развития службы государство возложило на нас новые функции: дознание, розыск должников и их имущества, административное воздействие на правонарушителей. Для четкого выполнения этих функций служебные приставы обеспечены современной оргтехникой, средствами связи, спецсредствами, огнестрельным оружием и автотранспортом.

- Если судебные приставы не могут исполнить решение суда, предъявляются ли судебные иски к самой службе судебных приставов?

В течение пяти лет на службу обрушился настоящий вал исполнительных документов, что крайне затрудняет соблюдение сроков исполнения. Согласно аналитическому исследованию, проведенному Минюстом и Минтруда, оптимальная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя - 22 исполнительных производства в месяц. А у одного судебного пристава Омской области на ежемесячном исполнении находится в среднем 68 исполнительных документов. При троекратной загрузке сложно требовать исполнения в установленные сроки.

В случае отсутствия имущества судебному приставу дано право составить акт о невозможности взыскания, на этом исполнительное производство заканчивается. Я считаю, что последнюю точку должен ставить суд: по его решениям исполнительное производство должно и начинаться, и заканчиваться . В этом, как это происходит сейчас, есть повод для лукавства со стороны судебных приставов, который должны устранить законодатели. В год через нашу службу проходит более 200 тысяч исполнительных документов, из них в этом году не исполнено около 15%. Еще два года назад эта цифра превышала 36%, так что прогресс есть.

- К сожалению, закон не предусматривает уголовную ответственность для физического лица за неисполнение решения суда. Если имущество не арестовано в обеспечение иска, то к моменту принятия судебного решения оно зачастую переоформляется или продается и взыскать его нет никакой возможности. Когда-то была долговая яма, где должники сидели, пока не расплатятся, а сейчас люди уходят от ответственности, потому что в законе есть большая дыра.

- Однако порой возникают ситуации, когда судебные приставы арестовывают и реализуют имущество, не принадлежащее должнику, как в случае с "Лакомкой". Кто расплачивается за ошибки судебных приставов?

Каждый акт о невозможности взыскания проверяется, порой вскрываются нарушения. В случае неисполнения судебными приставами по объективным причинам решения суда неудовлетворенные граждане или организации нередко обжалуют наше бездействие. Но иски предъявляются не к самой службе судебных приставов, а к надлежащему ответчику - Главному управлению юстиции по Омской области, поскольку мы входим в систему органов Минюста. Однако с момента создания службы судебных приставов Омской области не было ни одного иска, признанного судом обоснованным в связи с бездействием судебного пристава-исполнителя.

- А как разрешаются конфликты с арбитражными управляющими по поводу имущества, арестованного до введения процедуры банкротства?

- Когда мы разобрались по "Лакомке", то выяснилось, что эта линия по производству вафель вообще не должна была оказаться там и работать. Там была целая цепочка нарушений, связанная с деятельностью некоторых госорганов, которые давали гарантии по этому оборудованию. В результате крайними оказались не чиновники, а служба судебных приставов, хотя с нашей стороны все было сделано законно. Нам предъявили иски на огромные суммы, но суд их не удовлетворил, признав, что нашей вины в этой ситуации не было. Банки и госорганы до сих пор разбираются в суде по оборудованию "Лакомки", но нас эти разбирательства уже не касаются.

Конфликты с арбитражными управляющими случаются по поводу банкротства сельскохозяйственных и мелких предприятий. Бывает, управляющие жалуются на нас во все инстанции, а ведь есть цивилизованный способ выяснения отношений - через суд. Наша служба не занимается самодеятельностью, а четко выполняет решения суда, поэтому к нам претензий с юридической точки зрения быть не может.

- Все вопросы взаимодействия отрегулированы Законом "О несостоятельности (банкротстве)". Если при признании должника банкротом судебным решением на все имеющиеся исполнительные документы распространяется мораторий, то наложенные судебными приставами аресты снимаются. А если на исполнении имеются документы, прежде всего по взысканию зарплаты, на которые мораторий не распространяется, то арестованное имущество реализуется в рамках возбужденных исполнительных производств.

- В соответствии с Законом "Об исполнительном производстве" оценка арестованного имущества производится судебным приставом по рыночным ценам. Если оценка для судебного пристава затруднительна, либо должник или взыскатель возражают против нее, для определения стоимости имущества судебный пристав привлекает специалистов. В соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности и Положением о порядке реализации арестованного имущества в Омской области предусмотрено обязательное привлечение специалиста для оценки недвижимости, оборудования, транспортных средств, интеллектуальной собственности, предприятий как имущественного комплекса, имущественных прав, дебиторской задолженности, драгоценных камней и металлов, редкоземельных металлов и ценных бумаг.

- Иногда арестованное имущество реализуется судебными приставами по ценам, вызывающим недоумение. Почему такое происходит, кто проверяет обоснованность цены при продаже?

- А как вы объясните тот факт, что в отношении юридических лиц судебные приставы действуют гораздо более эффективно, чем при взыскании с государственных и муниципальных органов власти?

Эксперт-оценщик несет уголовную ответственность за свою оценку, если должник или взыскатель не согласен с ней, может быть проведена независимая экспертиза. Оценку, произведенную специалистом-оценщиком, можно оспорить в суде. Также можно отметить, что арестованное имущество реализуют не судебные приставы, а специализированные организации. По поводу стоимости реализованного имущества прошло немало судебных споров, но нам всегда удавалось доказывать справедливость оценки, сделанной судебным приставом или привлеченным специалистом.

При спорах с государственными структурами нужно грамотней работать юристам и предъявлять требования к государственной казне. В этом случае исполнительный документ будет передан в казначейство и Минфин неизбежно расплатится.

- В соответствии с законодательством мы можем взыскать по исполнительному производству с государственных и муниципальных органов только за счет денежных средств, причем только по отдельным статьям бюджета, а арестовывать и реализовывать их недвижимое имущество не имеем права. Перед законом все равны, но приравнять государство к юридическим лицам невозможно. Вот, к примеру, долговые обязательства омского муниципалитета сопоставимы с городским бюджетом. Если действовать по букве закона, нужно арестовывать все счета администрации города, но в этом случае будет парализовано все городское хозяйство и произойдет социальный взрыв.

- В Омской области находится 41 здание судов различной юрисдикции, а штатная численность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет 125 человек, что позволяет обеспечивать только 21 суд. Еще в первом квартале 2000 года на совместной коллегии Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Омской области и Управления Минюста по Омской области было предложено два варианта взятия судов под охрану судебными приставами: либо выставить по 1-2 судебных пристава на каждый суд, закрыв всю область, но при этом городские суды практически остались бы открытыми, и мы не смогли бы тогда обеспечить физическую защиту участников всех судебных заседаний сразу; либо поэтапно, не во всех зданиях судов сразу обеспечить полную безопасность судей и участников судебных процессов.

- Почему 20 районных судов в Омской области до сих пор не охраняются судебными приставами?

- Судебным приставам дана большая власть, как часто они злоупортребляют ею?

Коллегия приняла второй вариант, поэтому часть районных судов на какой-то период оказалась без нашей охраны. 1 августа 2003 года вышло распоряжение Минюста России № 226, согласно которому штатная численность судебных приставов для охраны омских судов увеличена на 70 человек. Минфин выделяет необходимые средства, и до конца этого года мы планируем взять под охрану все оставшиеся районные суды Омской области и увеличить численность судебных приставов в судах, которые ранее уже были взяты под охрану.

Когда исполняешь судебные решения на миллионы рублей, есть большой соблазн погреть на этом руки. Но таких неудержавшихся мы отлавливаем, наказываем и увольняем. За этот год по районам области привлекли к дисциплинарной ответственности 8 судебных приставов, по городу - 2 Больше 10 судебных приставов после проверок ушли из службы сами, не дожидаясь увольнения. По одному нашему бывшему сотруднику материалы переданы в прокуратуру, где было возбуждено уголовное дело и ведется расследование.

- Минюст регулярно запрашивает наши предложения по поводу улучшения работы судебных приставов. К примеру, я как главный судебный пристав сейчас не имею права отменить решения судебного пристава, это может сделать только суд. Практика показывает, что это неправильно, поэтому мы внесли предложения об изменении этой нормы в действующем законодательстве. Среднемесячная зарплата у омского судебного пристава всего 3 270 рублей. Кроме денег у нас есть льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте, форма, принадлежность к государственной службе. Пенсия начисляется примерно, как сотрудникам милиции: чем больше выслуга лет, тем больше пенсия. Но она не превышает 75% от зарплаты. Согласитесь, получается негусто.

- В начальный период становления нашей службы я сам занимался налаживанием связей с омскими СМИ, проводил брифинги, часто общался с журналистами. Но потом дела захлестнули, на контакты с прессой стало не хватать времени, а в нашей должностной структуре не было предусмотрено пресс-службы, поэтому мы действительно в течение двух лет не давали достаточной информации.

- Года два назад среди омских журналистов проводилось анкетирование, по результатам которого самой закрытой для прессы структурой была названа служба судебных приставов. А почему деятельность вашей службы гораздо меньше освещается в местных СМИ, чем деятельность других силовых структур? Чем вызвана такая закрытость?

Всех журналистов, кто приходит к нам, мы посвящаем в дела службы. А вот когда журналисты, минуя наши комментарии и мнения специалистов, пытаются самостоятельно раскрыть вопросы, связанные с деятельностью службы судебных приставов, они порой допускают неточности, как в юридических формулировках, так и в подаче фактов. Такие публикации носят субъективный характер, страдают однобокостью, а иногда получаются просто ругательными. Нет, мы не напрашиваемся только на похвалу, мы - просто за объективность.

Служба судебных приставов совсем не закрытая структура. Те СМИ, которые интересуются нашей работой и нашими проблемами, получают от нас нужную информацию в полном объеме. Другое дело, что вопросы нашей деятельности интересуют лишь некоторые омские издания. Мы сами не навязываемся, хотя по своей инициативе предоставляем в отдельные СМИ ту информацию, которую считаем необходимой для широкого круга читателей.

- Редкое свободное время предпочитаю проводить с друзьями, общаться с ними "за жизнь", на рыбалку, охоту ездить, а порой и на дачу на шашлыки. Особого хобби нет, из книг люблю русскую классику, особенно Лескова, Толстого. А вообще самый лучший отдых - размышления о жизни и работе.

- А как главный судебный пристав проводит свободное время?

 

Мэрия будет бороться с киосками. 2 млн. на пристройку к мэрии. Подключить Миронова и встретиться с Полежаевым. Омскавиа продаст Ту-154М. Сергей Моисеенко.

Главная  Новости 

0.0142
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.