Навигация
|
Главная Новости Мягкая посадка на нары... и спи спокойно Вероятность сесть в тюрьму по знаменитой среди предпринимателей статье 199 УК РФ стала меньше С 1 июля согласно указу президента официально прекратила существование Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) России. И в этот же день был наконец-то опубликован Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые федеральные акты Российской Федерации...", подписанный президентом 30 июня. Все точки над "i" теперь расставлены. Более чем трехмесячный перерыв в деле борьбы с налоговыми преступлениями завершился. Новый закон добавил милиции практически все полномочия, которые имела налоговая полиция. Правда, постановление Конституционного суда от 27 мая 2003 года несколько изменило правовое поле. Теперь руководителя предприятия могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов (от 2 до 7 лет) лишь в том случае, если на суде будет доказан его злой умысел. Но ни для кого уже не секрет, что у налоговой полиции встречались и грубые формы работы, когда сначала возбуждали уголовные дела подряд на всех руководителей, чье предприятие задолжало государству, а если они сразу гасили задолженность, то дела закрывали по статье "деятельное раскаяние". И овцы целы, и волки сыты, и отчетность в порядке. "Главное для нас утаенные налоги государству вернуть, - любили говаривать люди с большими звездами на погонах, - а не упрятать в тюрьму налогового преступника". И действительно, в зал суда попадали лишь самые упрямые директора. Или те, у кого действительно было нечем заплатить налоги. Следует отметить, что весь прошлый год налоговая полиция трудилась "ударно". Только следственная часть УФСНП России по Омской области возбудила в 2002 году 154 уголовных дела за уклонение от уплаты налогов, в том числе 90 дел уже направила для утверждения обвинительного заключения в прокуратуру. 24 тысячи уголовных дел было возбуждено налоговой полицией в 2002 году по всей России. 2 123 налогонеплательщика получили в прошлом году срок условно, в том числе 30 жителей Омской области. К гадалке не ходи Новый закон, который расширил права милиции, был, кстати говоря, подписан президентом буквально в последний момент - 30 июня, и вступил в силу сразу с момента публикации - с 1 июля. Президент успел. А то правоохранительные органы уже не знали, что и думать. Тот самый указ, которым в том числе упразднялась налоговая полиция, - это ведь еще не закон, а всего лишь подзаконный акт. Теперь, надо полагать, при областном УВД будет создана специальная структура со сложнопроизносимой аббревиатурой. Что-нибудь типа УБПНФ (управления по борьбе с преступлениями в налоговой сфере) при УВД по Омской области. Все уголовные дела, находившиеся в производстве у налоговой полиции, а также материалы проверок, которые на три с лишним месяца зависли в воздухе, с 1 июля будут передаваться, как написано в законе, "в производство и ведение соответствующих органов внутренних дел". Вот и все. Налоговые каникулы закончились. Единственное, что изменилось, - это само правовое поле, в котором будет действовать налоговая милиция. Решение Конституционного суда, как ни крути, затруднило задачу новым мытарям. Вопреки заверениям некоторых СМИ, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые федеральные акты Российской Федерации..." никак не облегчил жизнь потенциальным нарушителям налогового законодательства. Просто там, где в Налоговом кодексе встречались слова "органы налоговой полиции" их заменили словами "органы внутренних дел". Был дополнен несколькими пунктами и Федеральный закон "О милиции". Теперь органы внутренних дел, кроме всех остальных полномочий, имеют возможность получать сведения, составляющие налоговую тайну, могут участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, а еще могут самостоятельно проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, естественно, указывающих на признаки налогового преступления. Внесены и соответствующие изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", чтобы кредитные организации не препятствовали органам внутренних дел в получении информации по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 199-й статье УК сказано, что под уголовную ответственность попадают руководители, которые уклоняются от уплаты налогов путем внесения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах и расходах, а также иным способом. То есть те, которые занижают налогооблагаемую базу. За такими предпринимателями, кстати, оперативникам приходилось зачастую гоняться по просторам области. Но значительно чаще под уголовную статью попадали совсем другие руководители. Они не искажали данные о доходах и расходах в бухгалтерской отчетности своего предприятия и никуда не убегали от правоохранительных органов. ...и иным способом Несколько руководителей, которых обвинили в уклонении от уплаты налогов "иным способом", обратились в Конституционный суд (КС) с просьбой рассмотреть конституционность статьи 199 УК. И хотя члены КС признали, что эта статья не противоречит Конституции РФ, тем не менее поправили ее ретивых толкователей. КС определил, что применять эту статью можно лишь тогда, "когда в действиях виновного лица имеется умысел, который, в данном случае, направлен на уклонение от уплаты налога". Нет умысла - нет уголовно наказуемого деяния, а есть гражданско-правовая ответственность, которая предполагает, как известно, другое наказание за ненадлежащее исполнение налогового законодательства - штраф. Для них применялась универсальная формулировка "... и иным способом". Ее следователи ФСНП трактовали порой с большой фантазией. Мол, умышленно и по предварительному сговору с бухгалтером потратил деньги на иные цели, в том числе на хозяйственные нужды предприятия. Одному омскому предпринимателю вменили даже сумму (чуть больше 150 рублей), которую он потратил на поздравительные открытки ко Дню Победы для ветеранов войны, трудившихся когда-то на его предприятии. В "иной способ" налоговые органы укладывали и всевозможные схемы "оптимизации налогообложения". Схемы эти, разработанные талантливыми налоговыми консультантами, использовали различные бреши в действующем налоговом законодательстве и тем самым очень раздражали налоговую полицию. Хочу отметить мужество некоторых омских судей, которые по аналогичным обвинениям в "ином способе" уклонения от уплаты налогов и до постановления КС выносили оправдательные приговоры. В 2001 году Центральный районный суд оправдал директора ОАО "Плодоовощная база "Амурская" Андрея БУЦКИХ, а кассационная инстанция областного суда оставила приговор без изменения. Это был первый в Омске оправдательный приговор обвиняемому по 199-й статье предпринимателю (см. "КВ" от 11 июля 2001 года). Защищал обвиняемого адвокат Владимир ВЫСОЦКИЙ, который рассказывал тогда корреспонденту "КВ" практически то же, что теперь каждый может прочитать в постановлении КС. Тюремная пастораль Вся финансовая отчетность предприятия была в полном порядке. Тем не менее правоохранительные органы обвинили их в том, что предприятие тратило деньги на хозяйственные нужды, имея возможность выплатить налоги и взносы во внебюджетные фонды. По расчетам налоговой полиции, за 1998 и 1999 годы ОАО "Агрохимия" задолжало государству по налогам 2 599 424 рубля, также недоплатило страховых взносов на сумму 195 21 Однако во время судебных слушаний обвинение рассыпалось на глазах. К сегодняшнему дню оправдательных приговоров уже значительно больше - шесть. Один из последних был в конце прошлого года. В октябре 2002 года Кировский районный суд оправдал Сергея МУСАТОВА (генерального директора) и Галину КУПРИЯНОВУ (главного бухгалтера). Защищали подсудимых опытные адвокаты - Олег ЛЮБУШКИН и Владимир ВЫСОЦКИЙ. Тем не менее руководитель предприятия все эти годы был обязан поддерживать производство в рабочем состоянии в ущерб погашению задолженности, поскольку ОАО "Агрохимия" - предприятие первого класса опасности и на его территории находилось большое количество взрывоопасных, высокотоксичных и ядовитых веществ, которым необходимы особые условия хранения. При рассмотрении в суде всех обстоятельств дела выяснилось, что практически все деньги были истрачены руководством общества разумно и никто не собирался утаивать их от государства. Как установил суд, умысла в действиях МУСАТОВА и КУПРИЯНОВОЙ, а следовательно, и уголовно наказуемого деяния по уклонению от уплаты налогов не было. 19 декабря 2002 года кассационная инстанция областного суда оставила оправдательный приговор без изменения. На самом деле ОАО "Агрохимия" утопила огромная дебиторка. В том числе и долги государства. В 1997 году было заключено четырехстороннее соглашение между ОАО "Агрохимия", Главным управлением сельского хозяйства, областным управлением финансов и контроля и ГУ РПК "Омское продовольствие" на поставку химикатов для сельских товаропроизводителей. Селяне не рассчитались с областной властью, власть не отдала деньги ОАО "Агрохимия". На 1 января 1998 года ГУ РПК "Омское продовольствие" (несколько лет назад ликвидированное) осталось должно 1 876 434 рубля. А еще в 1999 году УФСНП РФ по Омской области арестовало за долги по налогам векселя ОАО "Агрохимия" практически на полмиллиона рублей и реализовало векселя, как неликвид, за 90 тысяч. В итоге в декабре 2000 года на предприятии было введено внешнее управление, а в июне 2001 года Арбитражный суд Омской области вообще вынес решение о признании ОАО "Агрохимия" банкротом. Зарплату бюджетникам - напрямую из областного бюджета. Новые имена прииртышья. Во Франции сычев не прижился. Омск воссияет на золотой карте России. Вопрос недели. Главная Новости 0.0064 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |