Навигация
Главная  Новости 

Муниципалитет увяз в долгах


Доходные колебания

В первом полугодии 2003 года городской бюджет исполнен с дефицитом в размере более полумиллиарда рублей 15 октября на заседании городского Совета директор департамента финансов и экономики администрации города Омска Сергей ТОЛКАЧЕВ отчитался об исполнении городского бюджета за первое полугодие 2003 года. Доходы составили 1,5 млрд рублей. Расходы - более двух миллиардов рублей. Для покрытия дефицита средств в размере 520,9 млн рублей мэрия брала кредиты и бюджетные ссуды. В результате объем долга Омска увеличился на 479 млн рублей и на первое июля 2003 года составил 2,8 млрд рублей.

Доходная часть бюджета исполнена на 109,5% к плану. При плановых назначениях в объеме 1,418 млрд рублей фактически поступило 1, 552 млрд рублей. То есть дополнительные доходы составили 134,3 млн рублей. Наибольший удельный вес в структуре поступлений в бюджет приходится на доходы от налогов (77,2% от общего объема доходов или 1,1 млрд рублей). Одним из основных источников налоговых доходов по-прежнему является подоходный налог. В первом полугодии 2003 года по этому налогу в бюджет поступило более 600 млн рублей, или 106,1 % к плану. Что связано с ростом доходов населения и уменьшением суммы просроченной задолженности по зарплате.

Как рассказал Сергей ТОЛКАЧЕВ, в отчетном периоде бюджетная политика городской администрации была ориентирована на обеспечение устойчивой работы структур городского хозяйства, своевременную выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, исполнение ряда функциональных расходов, предусмотренных бюджетом города, ужесточение контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, устранение непроизводительных расходов и потерь бюджета.

По словам ТОЛКАЧЕВА, значительные колебания в доходных поступлениях связаны в первую очередь не с недостатком планирования, а с нестабильностью финансового и налогового законодательства, с экономическими процессами, происходящих в различных отраслях промышленности. Так, при росте объемов производства по сравнению с 2002 годом на 10,5 %, розничного товарооборота на 17,3%, инвестиций в основной капитал на 25,2% наблюдается снижение поступлений по налогу на прибыль. По нему бюджет недополучил 42,1 млн рублей.

План поступления доходов перевыполнен и по ряду других налогов. Например, почти в четыре раза больше, чем планировалось, поступило средств по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения - более 43 млн рублей. Это произошло из-за снижения налогового бремени, что привело к увеличению количества "упрощенцев" почти в шесть раз по сравнению с 2002 годом. Вместе с тем бюджет недополучил средства, в частности, в размере 33,3 млн рублей по платежам за пользование природными ресурсами. Одна из причин - несоблюдение организациями графиков погашения реструктуризированной задолженности.

Квартиры уходят влет

- Это произошло потому, что отсутствует практика формирования затратного механизма в новых налоговых условиях. Кроме того, снизился по сравнению с началом года финансовый результат организаций-налогоплательщиков. По итогам хозяйственной деятельности за первое полугодие 2003 года организации города получили прибыль в сумме 452,9 млн рублей, что на 72,8% меньше показателя 2002 года за аналогичный период, - подчеркнул он.

При этом основные источники поступления неналоговых доходов исполнены с превышением бюджетных назначений. В два раза перевыполнен план по доходам от продажи квартир. Это произошло за счет изменения конъюнктуры рынка с момента разработки бюджета и опережения графика реализации муниципального жилищного фонда. Доходы от сдачи в аренду объектов муниципальной недвижимости составили 106,5 % от плана, или 132, 6 млн рублей. Что стало возможным в связи с увеличением количества договоров аренды и погашения задолженности прошлых лет. Более того, по словам главного финансиста города, бюджет Омска располагает значительными резервами поступления доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества и земельных участков. Однако перспективы увеличения доходов зависят как от исполнительных, так и от представительных органов местного самоуправления. Сейчас как никогда актуальны разработка программы управления муниципальной собственностью и методики расчета арендной платы.

Что касается неналоговых доходов, то исполнение бюджетного назначения по этой статье доходов составило 163,4 млн рублей, или 96,8% к плану (без учета доходов от платных услуг). Неисполнение назначений в сумме 5,5 млн рублей вызвано сезонными особенностями финансово-хозяйственной деятельности, аккумулированием средств на производственные цели.

По расходам городской бюджет исполнен с перевыполнением плана на 20%, или на 520, 9 млн рублей. При бюджетных назначениях в объеме 1,7 млрд рублей фактически расходы составили 2,07 млрд рублей. Из-за целого ряда причин - разрыв между объемом возникших обязательств по результатам отопительного сезона 2002 года и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов, несоответствие уровня платежей населением за услуги ЖКХ утвержденным федеральным стандартам (фактически население оплатило 42,9% от экономических затрат при стандарте в размере 70%), значительная степень изношенности жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, необходимость увеличения бюджетных средств на обслуживание кредитов, привлеченных мэрией для восполнения кассового разрыва - в отчетном периоде сложилось неравномерное финансирование расходной части бюджета.

Системный дефицит

- Минимальная бюджетная обеспеченность при межбюджетном планировании, а также временный кассовый разрыв порождают системный дефицит бюджета. В сложившихся условиях расходные полномочия осуществляются неполноценно, - отметил главный финансист Омска. - В рамках временных приоритетов расходы были сконцентрированы на оплате труда - 46, 3% от общей суммы расходов, покрытии убытков тепло- и электроснабжающим организациям - 15, 67 % , оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений - 19,5 %, на медикаменты и питание в учреддениях здравоохранения - 3,7%, обслуживание заимствований - 3,1%, капзатраты - 2,7%. Одним из ключевых направлений было решение проблем ЖКХ. Эта отрасль профинансирована в объеме 512,2 млн рублей или 211,4 % к плану.

Сверх плана профинансированы такие статьи, как "коммунальные услуги" - на 165 млн рублей, "покрытие убытков теплоснабжающим организациям - на 221 млн рублей, "субсидии жилищному хозяйству" - на 52 млн рублей, "капремонт учреждений бюджетной сферы" - 13,7 млн рублей и "обслуживание заимствований" - 34,5 млн рублей. Как сказал ТОЛКАЧЕВ, "перевыполнение этих и других статей бюджета позволило избежать непоправимых последствий для города". Вместе с тем многие отрасли были недофинансированы. Причем несмотря на поступление в бюджет дополнительных доходов.

По словам ТОЛКАЧЕВА, снижение поступлений по отдельным доходным источникам поставило муниципальное образование в условия необходимости привлечения других финансовых ресурсов для обеспечения исполнения своих расходных полномочий. На исполнение расходной части бюджета также отразилось наличие планового дефицита. В отдельные месяцы обязательства по финансированию расходов превышали объемы собственных ресурсов.

Долги войдут в программу

Комментируя журналистам ситуацию по поводу увеличения размера муниципального долга, Сергей ТОЛКАЧЕВ сказал следующее: "Сейчас мы разрабатываем программу погашения долга. Более того, даже планируем внести некоторые изменения в структуру управления долгом. Мы сделали многое для того, чтобы такую программу разрабатывать. Крупные кредиты, автобусные, ввели в реструктуризацию. Наверное, займемся муниципальными бумагами. У нас уже есть предложения от некоторых кредитных учреждений. Будем привлекать источники за счет использования муниципальной собственности".

Для покрытия дефицита бюджета использовались средства от приватизации муниципального имущества в размере 21,4 млн рублей, заимствования кредитных организаций - 379,9 млн рублей, а также бюджетная ссуда из областного бюджета в сумме 120 млн рублей, в том числе на выплату зарплаты бюджетникам 20 млн рублей, на погашение долгов перед АК "Омскэнерго" - 100 млн рублей. В целом объем муниципального долга увеличился на 479 млн рублей. По состоянию на первое июля 2003 года он составил 2, 835 млрд рублей.

 

Размещение наружной рекламы должно соответствовать ГОСТу. Новые рестораны Омска. PR - это инвестиции в репутацию и страховка!. Книга недели. События и новости.

Главная  Новости 

0.009
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.