Навигация
Главная  Новости 

Обгон по встречной


В конце сентября "Коммерческие вести" писали о положении на омском рынке новых иномарок, которые продаются через официальных дилеров (см. "КВ" № 38 от 24 сентября 2003 года, стр. 12-1 . В той статье было вскользь упомянуто, что продажи новых иномарок растут за счет программ кредитования, реализуемых при поддержке омских банков. Сразу же после выхода номера мы получили много отзывов по телефону и электронной почте, в которых наши читатели просили подробнее рассказать покупки машин в кредит.

На омском рынке автокредитования сильны позиции иногородних банков

На этом можно выиграть

То, что российская экономика оправилась от дефолтного шока 1998 года, уже ни у кого не вызывает сомнений. И пусть движение вперед не столь стремительно, как хотелось бы, рост уровня доходов населения все же заметен. Постепенно растет средний класс - прослойка, за счет которой держатся все развитые страны. Средний класс и в России становится главным потребителем различных товаров и услуг. Банки также заинтересованы в удовлетворении потребностей среднего класса и ведут нешуточную борьбу за клиента в розничном бизнесе. Один из сегментов этого бизнеса - кредитование покупки автомобилей.

Именно в глубинке сейчас можно выгодно разместить деньги и получить с кредитов доход даже больший, чем в Москве. Давайте сравним размеры процентных ставок. Московское представительство австрийского Райффайзенбанка декларирует минимальную ставку размером от 9 процентов годовых в долларах, тогда как омский филиал МДМ-Банка - как минимум 13 процентов, а Диалог-Оптим - 11 процентов. Эта разница в результате выливается в весьма существенную сумму. Особенно когда машина стоит $10-15 тыс. Рублевый кредит обойдется не менее чем в 18,5 процентов годовых. По таким ставкам кредитует физлиц Сбербанк, славящийся своими недорогими кредитами.

На омском рынке сильнее позиции филиалов иногородних банков, преимущественно московских. На их основном рынке в Москве конкуренция ожесточилась до предела. Этим объясняется относительно невысокая стоимость заемных денег для потребителя в столице. Поэтому стремление московских и иностранных кредитных организаций освоить новые для себя региональные рынки вполне понятно.

Почему же рожденные в Омске банки почти беспрепятственно пустили на свою же территорию конкурентов из Москвы? Ситуацию объясняет руководитель кредитного отдела ИТ Банка Алексей МАРКОВ: "Здесь две причины. Во-первых, у местных банков были другие приоритеты. Кредитование юридических лиц считалось более перспективным. Риски на выдачу кредитов физическим лицам выше, чем юридическим. Затраты труда на выдачу нескольким физическим лицам кредитов существенно выше затрат труда на выдачу той же суммы, которую можно ссудить одному юридическому лицу. Во-вторых, московские банки первыми подошли к вопросу кредитования физических лиц, так как столкнулись с проблемой размещения денежных ресурсов гораздо раньше, чем региональные".

И пришли "варяги"...

Ведущий специалист отдела кредитования ИТ Банка Дмитрий СМОЛИКОВ оценил омский рынок автомобильных кредитов как находящийся в стадии формирования предложения. "Причина в том, что подобный вид услуг в Омске появился недавно - говорит он. - Банки продолжают "обкатывать" свои программы и корректировать их в соответствии с рыночными условиями".

Серьезным фактором в пользу кредитования частных лиц стало ожесточение конкуренции: часть крупных корпоративных клиентов, на которых локальные банки хорошо зарабатывали, стали обслуживаться у конкурентов. Взятые в качестве вкладов деньги надо было где-то размещать. Поэтому омские банки обратили внимание на физических лиц и нашли потребительское кредитование весьма перспективным видом бизнеса.

Более высокий уровень процентных ставок при автокредитовании объясняется тем, что рынок кредитования физических лиц в Омске не развит. В настоящее время спрос превышает предложение. "Если для физического лица 20 процентов годовых в рублях нормально, то для предприятия - уже много, - анализирует положение на рынке Алексей МАРКОВ. - Кроме того, у банков помимо декларируемых процентных ставок существуют так называемые скрытые доходы по кредиту. Они могут выражаться в определенном проценте за оформление документов, в плате за ведение ссудного счета и так далее. Эти скрытые доходы неизбежно ведут к удорожанию кредита".

Процент с сюрпризом

Сам себе хозяин

При поверхностном знакомстве с программой кредитования клиент в большинстве случаев не знает о скрытых доходах банка: сей факт банки стараются особо не афишировать. Эти "лишние" проценты становятся для него неприятным сюрпризом во время детального рассмотрения предложения банка. Среди опрошенных "Коммерческими вестями" банков скрытые доходы не практикуют, в частности, местные филиалы Внешторгбанка, МДМ-Банка и Газпромбанка. Главный специалист отдела кредитования омского филиала Газпромбанка Оксана КИСЕЛЕВА объяснила отсутствие скрытой суммы кредита желанием банка обратить внимание физлиц на его услуги и упрочить позиции на рынке. "Это одно из наших маркетинговых преимуществ", - сказала она.

Но даже подписанный между банком и дилером договор не обязует клиента покупать машину конкретно в автосалоне дилера-партнера. "Какой автомобиль в каком автосалоне брать - это дело заемщика, - объясняет политику омского филиала Собинбанка советник управляющего Омским филиалом Собинбанка Ирина ЦЫРУЛЬНИКОВА. - Наш клиент сначала сам ищет автомобиль, а уж потом мы выдаем ему кредит на приобретение именно той машины, которая ему понравилась".

Как правило, для совместной работы банка и автосалона необходимо оформление договора, в котором прописана необходимость открытия дилером в банке-партнере счета, посредством которого осуществляется расчет за автомобиль. Но на открытие расчетного счета идут не все дилеры. Это связано с нежеланием продавца автомобилей раскрывать обороты перед налоговыми органами.

Долго не значит хорошо

Филиал "Омский" банка "Диалог-Оптим", который запустил свою программу автокредитования в августе текущего года, работает по аналогичной схеме. "Филиал не ориентируется на работу именно с официальными дилерами, - говорит ведущий специалист сектора по работе с физическими лицами Ирина ЖИГУЛИНА. - Объем продаж через них невелик. К тому же в Омске развит вторичный рынок автомобилей". Возраст машины при покупке в салоне не должен превышать определенного порога. Как правило, это три-пять лет с даты выпуска. На вопрос корреспондента "КВ" относительно возможности приобрести в кредит машину second hand у частного лица сотрудники всех банков, с которыми нам удалось побеседовать, ответили отрицательно.

В целом с этим утверждением согласен Дмитрий СМОЛИКОВ. Однако он акцентировал внимание на том, что выдача кредита на автомобиль была и остается для банка весьма трудоемкой. "Банк должен разработать систему кредитования, при которой затраты труда будут минимальными. Необходимо определить четкие формализованные критерии, исходя из которых в кратчайший срок будет приниматься решение о выдаче или отказе в предоставлении кредита. Здесь не нужен трудоемкий индивидуальный подход, который оправдан по отношению к корпоративным клиентам", - подчеркнул он.

Работать с автосалонами банкам выгодно - главным образом благодаря увеличению кредитного портфеля. Не последнюю роль играет и повышение лояльности клиента по отношении к банку. Если человек пришел в банк за кредитом на машину и ему понравились условия и уровень обслуживания, не исключено, что этот человек придет в тот же банк позже. Например, за кредитом на новый автомобиль или захочет открыть вклад. "Кредитование на покупку автомобиля - это еще и имиджевая услуга", - резюмирует Александр МОСКВИЧЕВ.

Когда кредит выгоднее

Автокредиты - это "короткие" деньги. Максимальный срок, на который банки готовы занимать деньги физлицам, - это пять лет, однако омские кредитники большого смысла в столь долговременном кредитовании не видят. "Слишком высока степень амортизации, - говорит Алексей МАРКОВ из ИТ-Банка. - За пять лет даже престижная иномарка сильно потеряет в цене. Вдобавок, уже после трех лет владелец автомобиля иностранного производства начинает подумывать о смене машины на новую".

Но это не значит, что кредиты на дорогие автомобили более высокого класса не востребованы. "К нам приходят обеспеченные покупатели, которые имеют достаточно денег на новую иномарку, но хотят водить более престижный автомобиль классом выше, - говорит Ирина ЦЫРУЛЬНИКОВА из омского филиала Собинбанка. - Как правило, это бизнесмены. Они не желают выводить большие деньги из оборота своей фирмы. Дня них взять кредит проще и в ряде случаев дешевле, чем вытаскивать средства из собственного бизнеса". В целом с госпожой ЦЫРУЛЬНИКОВОЙ согласен главный кредитный инспектор ОАО "АКБ "Автобанк-НИКОЙЛ" Сергей МАРКЕР. Для предпринимателя приобретение машины в кредит предпочтительнее, если доходность его бизнеса значительно выше, чем процентная ставка по кредиту.

В прошлом обзоре "Коммерческие вести" уже цитировали директора ООО "Торгово-промышленная компания "Сибпроммаркет" Владимира КРАСНЫХ. Тогда он сказал, что на российском рынке новых иномарок вообще и в Омске в частности наиболее оживлен сегмент $10-15 тыс. В этом секторе наиболее жесткая конкуренция. Из всех продающихся в Омске автомобилей в данную ценовую категорию попадает порядка десяти моделей от разных производителей.

Мы уже писали о том, что корпорация Ford совместно с уже известными нам Райффайзенбанком и Международным московским банком предлагает очень дешевые, по российским меркам, кредиты. Часть расходов, связанных с использованием денег банков физлицами, автогигант берет на себя. В результате валютный кредит обходится заемщику всего в 4,9 процента годовых. Ford также делает акцент на сокращении времени рассмотрения заявки. Решение о кредитовании банки должны выносить не позже чем через три дня. Но сам клиент узнает о том, светит ли ему новенький "Форд", гораздо быстрее, заполнив особую форму. Кстати, в этом проявляется тенденция к "автоматизации" процесса кредитования ради сокращения временных затрат, о которой говорят специалисты ИТ-Банка.

Дешевых кредитов не ожидается

На вопрос о возможности работы по аналогичной схеме омского дилера Ford Motor Co. Оксана ХАРТОНЮК ответила следующим образом: "В регионах по данной программе мы можем работать только там, где банки соглашаются на наши условия. Пока таких регионов мало".

Как ответила в письме по электронной почте корреспонденту "КВ" менеджер по связям с общественностью российского представительства Ford Motor Co. Оксана ХАРТОНЮК, программа кредитования рассчитана на Москву, Санкт-Петербург и некоторые другие города, такие, как Екатеринбург, Ростов-на-Дону, где банки предложат такие же условия. Механизм работы банков-партнеров с дилерами Ford Оксана ХАРТОНЮК объяснять не стала. Этот механизм банки и дилеры определяют в процессе переговоров. "Увеличение продаж именно как результат данной программы мы не учитываем, - сказала она. - Но если говорить о планах и результатах, то 26 процентов "Фокусов" продано в кредит. Мы планируем в следующем году иметь цифру около 35 процентов в целом по стране".

Точку зрения сотрудника Омского филиала банка "Диалог-Оптим" разделяет член правления российского представительства Райффайзенбанка, директор по работе с физическими лицами Александр КОЛОШЕНКО. В телефонном разговоре с корреспондентом "КВ" он отметил, что в Европе, откуда "родом" Райффайзенбанк, низки проценты как по вкладам, так и по кредитам. Поэтому девять процентов в год по кредиту в долларах - вполне обычная для Европы ставка.

По оценкам специалистов по кредитованию из омских банков, в нашем городе вряд ли найдутся охотники на работу по сходным условиям. По мнению начальника отдела кредитования филиала "Омский" банка "Диалог-Оптим" Бориса КОМОВА, девять процентов доходности не устроят ни одно из региональных кредитных учреждений. "Самые дешевые кредиты в валюте - как минимум 11 процентов годовых", - считает он.

Представленные в Омске банки расширяют спектр услуг и начинают предоставлять кредиты в валюте. Так, например, поступил Собинбанк, который ранее валютными кредитами предпочитал не заниматься. "Мы не запускали валютные кредиты потому, что сначала хотели обкатать схему кредитования на рублях, - говорит Ирина ЦЫРУЛЬНИКОВА. - Согласно законодательству, расчеты на территории России осуществляются рублями. Кроме того, не нужно тратить время на конвертацию, что уменьшает документооборот и ускоряет получение кредита. Но раз спрос на валютные кредиты есть, мы обязаны его удовлетворить".

Доллары, марки, тугрики, рубли...

Считаем деньги

Иного мнения относительно валютных кредитов на приобретение автомобиля придерживается Алексей МАРКОВ из ИТ-Банка: "Это большой риск как для заемщика, так и для банка. Случись какой-либо экономический катаклизм, физлицу валютный кредит в большинстве случаев вернуть будет не под силу".

При одинаковых условиях большую роль играет простота и скорость оформления кредита. По словам Александра МОСКВИЧЕВА, разница в один-два процента по сравнению с быстротой и безпроблемностью заключения договора не является определяющей. "Клиенты сопоставляют не затраты на пользование кредитом у разных банков, а затраты потраченного времени, - говорит он. - И, конечно, выбирают тот банк, где процедура проще и быстрее".

Подводя итог сказанному, отметим, что автокредитование как вид бизнеса в одинаковой степени интересен для потребителей, банков и для клиентов. Рынок целевого кредитования физических лиц на приобретение автомобилей находится в стадии формирования. Банки еще не до конца утвердили алгоритмы работы с гражданами, планирующими приобретение новой или почти новой (до пяти лет) иномарки. При этом, несмотря на превосходство филиалов иногородних банков, омский рынок автокредитов еще не закрыт. На него имеют виды и локальные банки. Так, команда кредитных специалистов ИТ-Банка готовит свою программу.



Чтобы получить полное представление об условиях автокредитов в омских банков, можно посмотреть в таблицу. Там приведены процентные ставки и условия получения кредитов. Поскольку данный сегмент рынка быстро растет, "КВ" обязательно будут следить за развитием событий.

 

Операторы засекретили своих абонентов. Фондовый рынок в 2006 году обошелся без больших потрясений. События и новости. Охота по-омски. Рейтинг депутатов Омской области.

Главная  Новости 

0.0046
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.