Навигация
Главная  Новости 

"Омский бекон" - реальность и вымыслы


Чтобы получить информацию "из первых рук", представители "КВ" отправились в Лузино, где с удовлетворением убедились: компания продолжает работать, и очень активно. (Косвенным подтверждением может служить хотя бы то, как сложно было получить это интервью: для него с большим трудом отыскалось полчаса между визитами делегаций английской фирмы PIC и Омскпромстройбанка...) О положении дел, о задачах сегодняшних (и немного - завтрашних) нам рассказал заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО "Омский бекон" Андрей БЕСХМЕЛЬНИЦКИЙ. Именно ему передал бразды правления генеральный директор компании Александр ПОДГУРСКИЙ, когда решил баллотироваться в Государственную Думу и ушел в отпуск, чтобы иметь возможность целиком посвятить себя участию в предвыборной кампании.

В последнее время этот вопрос волнует очень многих наших земляков, что совсем не удивительно. Ведь это - не просто крупнейшее предприятие. Долгие годы оно справедливо было предметом гордости омичей, а его продукция - одним из главных украшений нашего стола. Отсюда - беспокойство за его судьбу, а отчасти и за свою: не останемся ли мы, в случае чего, без хорошей колбасы?

- Ничего экстремального. Предприятие продолжает работать и старается делать это как можно лучше. Оно прошло большой путь за 25 лет, и надо отдать должное команде, которая создала весь этот комплекс. Потому мы и считаем, что Александр Михайлович, как человек опытный, авторитетный и уважаемый, сегодня может и должен влиять на ситуацию в сельском хозяйстве России.

- Так что же у вас сейчас происходит?

Сегодня стратегическая линия у нас остается та же: производство свинины, переработка ее в качественные изделия и их продажа - большей частью в Омском регионе, в какой-то мере - в Сибирском. Но теперь мы перепрыгнули в рынок, а задача любой рыночной компании совсем иная: удовлетворение нужд и потребностей клиентов. Работая в условиях рынка, недостаточно производить хороший товар - надо еще уметь его продать.

Однако в последние годы существенно изменились внешние условия, и это потребовало пересмотра некоторых принципов нашей деятельности. Еще 4 года назад "Омский бекон" был производственно ориентированной сырьевой компанией, которая работала с небольшим числом постоянных потребителей - мясокомбинатов. И цель была - произвести как можно больше и как можно дешевле. В условиях всеобщего дефицита о сбыте можно было не беспокоиться...

Следующий уровень - производство. Что нужно для того, чтобы произвести качественный продукт, отвечающий всем требованиям покупателя? И т.д., и т.п. Это совсем новая постановка задачи, и для ее решения нужны новые люди. К сожалению, вырастить таких людей за год-два тяжело, поэтому мы сейчас их ищем - и в Омске, и в Москве, и в Голландии, и в Америке.

И сейчас основная задача "Омского бекона" - продажа колбасы миллионам людей. Отталкиваясь от этого, начинаем разматывать цепочку. Что нужно для того, чтобы продажа шла успешно? Во-первых, нужен хороший, качественный продукт. Во-вторых, нужно понять, каков наш потребитель и что для него приемлемо по цене, вкусу и качеству. Надо уделить внимание и каналам распределения, потому что именно они доводят продукт до клиента.

Если мы хотим остаться первыми в России, то должны постоянно быть хотя бы на шаг или два впереди всех наших конкурентов. Значит, надо прежде всего усилить работу по стратегическому планированию. Мы согласны сейчас привлечь на полгода какого-нибудь иностранного специалиста, чтобы он нам помог в тех вещах, в которых мы просто не разбираемся, которым мы не учились. Нам нужны знания, опыт, новые направления мысли.

Мы пытаемся построить такую рыночно ориентированную компанию, которая бы знала все о рынке, чуть-чуть умела управлять им (и собой на этом рынке), была бы в состоянии разрабатывать новые стратегии, контролировать исполнение бизнес-плана, управлять финансовыми и товарными потоками и т.д.

- Мы сотрудничаем со многими и по самым разным направлениям. Например, с английской фирмой PIC - по вопросам генетики, с голландцами - по кормам. Покупаем много разных ингредиентов для производства колбас: оболочки, специи, пищевые добавки и т.д. Нам бы хотелось снизить валютную составляющую себестоимости продукции, но в России, к сожалению, многие вещи либо не производятся, либо их нельзя купить в том объеме, того качества, с той регулярностью поставок и по той цене, как это можно сделать за границей.

- Именно поэтому вы и поддерживаете контакты с зарубежными фирмами?

А всего у них 5 перерабатывающих заводов в Голландии и 1 - в Германии, которые выпускают такую же продукцию, как и мы. Кроме того, один этот кооператив производит 3,6 млн. тонн комбикормов, что превышает 20% от общероссийского объема. Но самое главное и интересное для нас - то, что кооператив является инфраструктурой для фермеров, которые выращивают свиней.

На прошлой неделе у нас побывала делегация коллег из Голландии. Они представляли кооператив "Себеко Ханделсраад", который объединяет 25 000 голландских фермеров. В 1999 году ему исполнилось 100 лет. За это время на кооперативной основе было создано около 200 предприятий самых разных направлений. В частности, совместно с тремя другими кооперативами они создали одну из крупнейших перерабатывающих компаний, которая забивает 6 млн. свиней в год.

Потому сегодня нужно думать о стратегии развития нашего свиноводства - и в рамках "Омского бекона", и в рамках Омской области, и в целом по России. Во всем мире крупные вертикально интегрированные компании вроде нашей не занимаются производством зерна и откормом животных - это делают отдельные частные хозяйства, не входящие в компанию, но тесно с ней сотрудничающие.

У нас сегодня имеется 2 гигантских комплекса: Лузинский и Чунаевский. Концентрация в одном месте огромного количества животных порождает массу сложностей, связанных с эпизоотической обстановкой, утилизацией отходов, вентиляцией и т.д. Да и для людей это тяжелый труд.

В Голландии существуют жесткие нормы - сколько свиней можно держать на одном гектаре, чтобы не наносить экологического вреда территории. И при этом там содержат 20 млн. свиней. В России производится 3,5 млн. тонн свинины - это примерно 35 млн. голов. Так голландцев 15 млн. человек, а нас - 150...

Это выглядит так: человек строит свинарник на 300 голов и от компании типа Себеко получает поросят, корма, ветеринарное обслуживание и занимается только откормом. Выращенных свиней он продает той же компании для забоя и переработки. Мы хотели бы реализовать эту схему и в нашей области. Она избавила бы нас от многих проблем, а людям дала возможность работать и при этом хорошо зарабатывать.

- У них есть огромный опыт по организации кооперативного движения, много ноу-хау и технологий в области сельского хозяйства. А еще - большое количество специалистов, которым в принципе нечего делать в стране. Поэтому существует государственная программа поддержки их деятельности за пределами Голландии.

- И вы рассчитываете использовать организационные и прочие наработки голландцев в этой сфере?

А вот свиноводством в России голландцы пока не занимались, но хотели бы. Дело в том, что они собираются снизить поголовье свиней с 20 до 15 млн. Соответственно, что-то надо делать с 5 млн. Поэтому "Омский бекон" представляет для них большой интерес, как первый опыт.

В Московской области уже есть несколько частных ферм по выращиванию картофеля. Причем в тех районах области (Каширском, Коломенском), где голландцы работают по 8-10 лет, заметно повысилась общая культура земледелия. Местные крестьяне пытаются понять, за счет чего иностранцы получают 600 ц вместо привычных нам 100 и затем перенимают их технологию.

Лузино когда-то начиналось с откормочного комплекса, а сейчас вы хотите оставить как раз все, кроме откорма?

Они готовы оказать содействие, вложить деньги для того, чтобы начала развиваться частная инициатива и в будущем году у нас появилось хотя бы 20-30 откормочных хозяйств. Кстати, 15 уже есть: мы начали эту работу года 2 назад. Есть хозяева, которые держат по 300 голов, а одна семья довела поголовье свиней до 80 Вполне реально увеличивать число частных ферм на 20-30 ежегодно, и мы готовы этому всячески способствовать.

И вместо воспроизведения на том же месте нового гиганта лучше построить все на новой организационной основе. Откормочные предприятия индустриального типа должны сохраняться, но не на 120 тысяч голов, а на 15-20 тысяч. И мы уже начали это делать. Но дополнительно пусть получит толчок и частная инициатива - ведь хозяин относится к делу совсем не так, как наемный работник.

Мы уже сегодня должны думать о будущем, потому что лузинские свинарники построены 20-25 лет назад. И они скоро выйдут из строя по биологическим причинам. Никакая дезинфекция не может обеспечить 100-процентную безопасность, и с годами все это накапливается. Все стареет: инфраструктура, оборудование, сами корпуса...

- Нельзя рассматривать в качестве стратегии стремление продавать свою продукцию в том или ином регионе. Наша стратегия - зарабатывать деньги для того, чтобы предприятие жило и развивалось дальше. А где мы эти деньги заработаем и как - это уже следующий вопрос.

- Планируете ли вы расширять свое присутствие в других регионах?

Предварительно надо обеспечить нормальный дистрибуционный канал: чтобы на новом месте появились дилеры, распределительный склад, дополнительные машины для перевозок. Нужно увеличить срок хранения продукции (не 5 дней для вареных колбас, а 1 . Это целая технология - огромное количество дел, которые необходимо выполнить.

Бизнес очень агрессивен - он всегда хочет расширяться, потому что останавливаться на каком-то этапе для него гибельно. Другое дело, как это будет организовано... Прежде, чем ввязаться в войну, надо провести разведку и обеспечить свои тылы. То же самое справедливо и в отношении выхода на новые рынки.

Мы оказываемся зажаты, с одной стороны, низкой покупательной способностью, а с другой - высокими запросами к качеству. Но все же пытаемся в этой ситуации принимать какие-то решения. По крайней мере, не сбросили объемы производства, несмотря на сложную ситуацию в стране. В то время как на других предприятиях загрузка мощностей составляет 15-20%, у нас - 60-65%. Но чтобы использовать оставшиеся 35%, надо выходить на другие территории. В Омске мы уже слишком много продаем...

У нас сегодня есть нормальный рынок. Омские потребители, я думаю, с благодарностью покупают нашу колбасу, особенно в фирменных магазинах. Кстати, здесь очень высокие требования к качеству изделий - могу с полной ответственностью заявить это, поскольку не являюсь коренным омичом. В свое время "Омский бекон" задал этот уровень, а теперь иногда бывает сложно его поддерживать по экономическим причинам.

- Вообще у нас в России неправильно понимают, что такое "холдинг". Это слово происходит от английского "hold" - удерживать, держать. Т.е. просто держатели акций. Так вот, во-первых, "Омский бекон" - крупный акционер мясокомбината. Во-вторых, эти предприятия технологически были связаны уже 25 лет. Сегодня мы просто пытаемся выйти на новый уровень координации наших действий на основе новой рыночной стратегии.

- Поговаривали о том, что вы собираетесь создать холдинг совместно с мясокомбинатом "Омский". Насколько это соответствует истине?

И уже исходя из этого рассчитываем экономический эффект и координируем свою деятельность. В этом и заключается новый подход, в том числе и при работе с "Омским" мясокомбинатом. Даже неспециалисту понятно, что если забивать свинью весом 110 кг, то мясо получится дороже, чем при весе свыше 130 кг. А для производства колбасы нет разницы, сколько весит туша.

Если мы знаем, что все наше мясо будет переработано в колбасу, а эта колбаса будет продана какому-то клиенту, то нам нужно исходить не из того, сколько "Омский бекон" произведет свинины. Надо идти от обратного: кому, сколько и какой колбасы мы можем продать на рынке, сколько для этого нужно произвести мяса, какого качества и по какой цене.

- Спасибо за беседу! Надеюсь, омичи по достоинству оценят ваш подход.

Если мы позиционируем себя на рынке как продавец мяса, то наша задача - получить как можно больше денег за мясо и для этого продать его подороже. Если же мы решаем, что торгуем только колбасой, то зачем завышать цену мяса и ставить переработчиков в трудное положение? Мы стараемся сделать все, чтобы можно было как можно дешевле продать качественную колбасу на нашем рынке, чтобы она была доступна всем омичам.

 

Книга недели. Америка в Омске. мы строили, строили.... Платить всегда, платить везде. Юрий Шушубаев не покупает "Ошу".

Главная  Новости 

0.0075
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.