![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Новости Подарок от КлодтаДва года назад Анатолий Андреевич к 70-летнему юбилею завершил многолетний труд - памятник великому земляку М.А.Врубелю. Долго свой юбилей не праздновал. Принялся за следующий монумент - жертвам уфимской трагедии: во время взрыва сгорели в поездах 143 омича. Гипсовая модель памятника - женская и детские фигуры, объятые пламенем - пока еще в мастерской скульптора. Скульптор Анатолий Цымбал Несколько тяжелых операций, двадцать дней без сознания, семь минут клинической смерти. Вот такое выпало ему в жизни испытание, когда разменял седьмой десяток лет. Он выжил и вернулся к своему любимому делу - скульптуре. А еще получил он здесь довольно редкую, даже для наших дней, специальность - лепщика рельефов на фасадах зданий и внутри помещений. Сначала работал в Харькове, а потом и в Сибири. У нас подобных специалистов тогда еще не было. И ему на выгодных условиях: квартира плюс хороший заработок - предложили работу в Омске. У скульптора Цымбала три художественных образования. Первое получил в кременчугском училище, что в Полтавской области. Здесь он учился на живописца и делал свои первые работы "на продажу". Подростки расписывали поздравительные открытки и воскресным днем относили их на базар - продать или обменять на продукты. Интересное совпадение: в школьном кружке собирал он с товарищами паровую машину. Котлы и золотники, кривошипы и шатуны - все как полагается. Осталось только на тележку поставить - и будет паровоз. А через несколько лет его трудовая книжка - в отделе кадров "Омсктрансстроя". Первой его самостоятельной работой в нашем городе стало лепное украшение нового здания железнодорожного вокзала, которое строилось. Рельефный орнамент и роспись, всевозможные розетки и плафоны вокруг люстр и ламп - работы было много. Конечно, ему дали помощников, но главный и единственный художник был именно он. Сибирь он немного знал. Когда ему было три года, отца перевели из Полтавы в Петропавловск, где жили до 1943 года, пока не вернулись опять на Украину. Так что не долго он раздумывал - ехать или не ехать в Омск. Отметим, что формально высшее образование получит скульптор Цымбал в Омском пединституте, но главными в своей жизни считает он годы, проведенные в Пензе. Может быть, еще и потому, что судьба преподнесла ему здесь редкостно уникальный подарок. Однако об этом - чуть подробнее. Учебу не забросил. Вечерами ходил в изостудию - готовился к поступлению в знаменитое Пензенское художественное училище. Одних этюдов написал сотни. А уж сколько перевел бумаги на рисунки - не счесть. И, конечно, поступил. Его зачислили сразу на 2-й курс. Был он к этому времени уже солидным человеком, имея за плечами шесть лет службы в морфлоте, годы интересной самостоятельной работы, семью. Однако учиться хотел только на дневном отделении - чтоб от учебы ничто не отвлекало. Наверное, она действительно была хорошим искусствоведом. Потому как хотела на практике ощутить атмосферу творчества, познать с азов процесс работы с глиной великого русского ваятеля, автора знаменитой на весь мир конной композиции на Аничковом мосту в Петербурге. Эту возможность ей предоставил сын великого скульптора. А в подарок за ее старания и терпение подарил насос, которым работал отец. Общежития для студентов в Пензе не было. Каждый искал себе комнату сам. "Нам с женой, наверное, повезло, - вспоминает он. - В учебном здании имелось несколько квартир для преподавателей. И в одной из них мы сняли комнату. Подселила нас к себе бывший преподаватель искусствоведения. Ольга Михайловна - так ее звали. Что интересно, - отметил Анатолий Андреевич, - ей тогда было 72 года. Ровно столько, сколько мне сейчас. Интересная женщина. Сколько вечеров провели мы в увлекательных беседах. Каких художников она знала лично! Переписывалась с дочкой Пушкина. Была в самых, по ее признанию, тесных знакомствах с Маяковским, сохранились фотографии, на которых они вдвоем. Да что Маяковский - в мастерской знаменитого Клодта не на экскурсии была, а довольно долго работала". Я тоже приобщился: несколько раз туда-сюда качнул поршень. С виду насос как насос, ничего особенного, вроде обычного велосипедного. Вот только сделан из особого нержавеющего сплава. И за все эти годы, отметил скульптор, ни разу не ломался. Дело в том, что глину, с которой работаешь, надо регулярно увлажнять, чтобы она не засохла и не растрескалась. Обильно поливать нельзя - тоже плохо. Надо сбрызгивать аккуратно - как хозяйка увлажняет белье, когда утюгом гладит. Для того и существует специальный водяной насос, который, конечно, был и у знаменитого Клодта. А поскольку сын не пошел по стопам отца, а стал живописцем, он легко расстался с семейной реликвией, подарив ее старательной даме. А та, в свою очередь, передала его своему квартиранту. И теперь, как вы понимаете, уникальный этот насос - в Омске. Им работает скульптор Цымбал. Конечно, на здоровье это не могло не сказаться. Тяжелые операции на желудке - следствие тех нервных перегрузок. Впрочем, обо всем разве в статье расскажешь. И пора поговорить о работах мастера. Омский студент оставил в училище долгую память - он отлично учился и не раз выручал товарищей на экзаменах, был неизменным руководителем студенческого профкома. И вообще развил бурную общественную деятельность: организовывал спортивные состязания, вечера художественной самодеятельности. А еще успевал учиться на двух отделениях сразу - живописном и скульптурном. Ко всему прочему, преподавал в вечернем техникуме - вел там уроки черчения, и в драмтеатре подрабатывал - художником. А в Омске отметим следующие работы скульптора. Двадцать лет назад установили возле ДК "Юбилейный" памятник речникам Иртышского пароходства, погибшим в Великой Отечественной войне. Его, конечно, все видели. На долгие годы основной его темой стала Великая Отечественная война. Его монументы - во многих районах нашей области, на Украине, в Петропавловске. Получал не раз поощрительные призы во всевозможных всесоюзных конкурсах. Дважды ездил в столицу с проектом памятника Победы на Поклонной горе. То есть работал много и упорно. Широко известен омичам памятник партизанке Лизе Чайкиной. Установлен он в сквере Дома школьников Октябрьского района. И, конечно, все знают памятник прославленному маршалу Жукову. Над образом советского полководца работал Цымбал в соавторстве с молодыми скульпторами, выпускниками "Мухинки" - Владимиром Шамардиным и Леонидом Семеновым ( к сожалению, безвременно ушедшим). Работа интересна тем, что выполнена из листовой меди. И для того времени - один из самых удачных примеров использования этого ковкого материала. О Достоевском и Врубеле - разговор особый. Портрет великого писателя, выполненный омским скульптором, уже давно получил широкую известность. Легко и непринужденно (такое остается ощущение) удалось автору передать главную опору духа писателя - его литературное творчество. Всех работ не перечислить. Тут и так называемая малая пластика, и портретная лепка - героев труда, войны и просто знакомых. Собранные работы на юбилейной выставке составили своеобразную летопись нашего города. А на очереди - уже следующий монумент - "Уфимская трагедия". А вот над Демоном (так иногда называет скульптор памятник М.Врубелю) работал он почти четверть века. Первый вариант датирован 1972 годом. Гипсовую модель окончательного варианта, в натуральную величину, можно увидеть в одном из залов Омского музея изобразительных искусств, который носит имя гениального художника. Мне, честно говоря, кажется, что мы как-то подзабыли трагедию тех лет. Вроде давно это было. А память художника, как видите, иная - не столь короткая. Может быть, еще и этим отличается Художник от нас? - Нет, никто из моих родных и близких в той катастрофе не погиб. Но память о трагедии с годами не сглаживается, - говорит скульптор. Сергей ХМЕЛЬНИЦКИЙ.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Новости 0.009 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |