Навигация
|
Главная Новости Художник Виктор ЯрчукЗнал, что пишут иконы на деревянной доске темперной краской, и все. А какую выбрать древесину? Какая темпера лучше? Как добиться современными красками необходимого "звучания"? Сам себе архитектор Виктор Ярчук считает себя первым иконописцем. Не в том смысле, что он лучший - просто среди омских художников начинал первым. А тут еще друзья со своими советами. Многие отговаривали его, мол обычному художнику занятие это не по силам, ни к чему. Ты не сможешь, говорили они, жить в нашем грешном мире. Привыкнешь искать в живописи сокровенный смысл и даже простенького пейзажа потом написать не сможешь. Не счесть было и других рекомендаций - в церковь сходить, свечку поставить, в грехах покаяться... Вопросов было больше, чем ответов. И это только в плане техники исполнения. А исторический аспект? Икона - не художественная картина, придумывать ничего не надо. Наоборот, строго надо следовать существующим канонам, не нарушать так называемый иконографический тип. И более того, мало знать досконально тот или иной сюжет Евангелия, надо его прочувствовать, принять сердцем. В общем, хватает проблем. Он узнал об излюбленных красках древних мастеров, "выведал" их некоторые секреты. А главное, понял, что иконопись - это уникальное явление мирового искусства. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Они показали образцы высочайшего творчества. Он учился у них изяществу, композиции, драматизму, умению сопереживать. Мы все немного суеверные. А художники в большинстве своем всегда в чох и в сон верили. Поэтому все эти предостережения и советы принимал Виктор близко к сердцу. Но не отступил. Окунулся в проблему профессионально: перво-наперво обложился книгами по иконографии. Всего им написано около пятидесяти икон. Точного счета он не вел. Судьба их самая разная. Некоторые дарил, но большинство (с разрешения церкви) продавал через салон-магазин. А поскольку был он в своем деле первым, шла торговля неплохо. Достаточно сказать: первую икону купили - не успел он выйти из магазина. Первые свои иконы понес показать служителями церкви. Были, конечно, сомнения: насколько верно и правильно удались ему лики святых. Однако отец Анатолий его сомнения развеял, отнесся доброжелательно, иконы освятил - и тем самым напутствовал. А когда им были написаны первые иконы, поступила в Омск заявка из Тары на роспись местной Спасской церкви. Дело в том, что вернулся храм в строй действующих - выехал из него краеведческий музей, который "квартировал" там долгие годы. Ну а храм без росписи - что закрытая книга. Так в народе говорят. И решили в управлении культуры, что лучше Виктора никто с этой задачей не справится. Истовым верующим он не стал. На воскресную службу в церковь не ходит, посты не соблюдает, даже курить не бросил. Во время писания икон вроде соблюдал определенные запреты, но не более. И все же, по большому счету, он, конечно, изменился. Громких слов художник не любит, говорит просто. По его мнению, идеи добра, согласия и гуманизма не могут пройти бесследно для человека. Еще один заказ выполнил на Левобережье, в училище ? 6, которое готовило строителей. Хотелось директору украсить холл, и пригласил он художника. Сохранилась та его роспись или нет, Виктор Ярчук не знает. Росписью вообще художник занимался и раньше. Можно сказать, только этим и жил после окончания худграфа омского пединститута. Попервости работал в соcтаве бригады художественно-промышленного комбината, мастерство постигал, а потом и самостоятельно выполнял заказы. И, мне кажется, очень толково. Так что опыта художнику не занимать. Украсить храм росписью он согласился. Однако понимал - требуются ему определенные для этого знания. И опять углубился в книги. Кстати, шар, установленный на площади у речного вокзала, тоже не без его участия. Первоначально планировалось изготовить шар сделан из нержавеющей стали с ободком чеканки по блестящей поверхности. Но, увы, насчитали несусветные расходы - и от трудоемкой работы отказались. Шар сделали из пластика, а чеканку заменили росписью, которая должна была имитировать металл. Вот он эту роспись и выполнил. Эскизы к Спасской церкви хранятся в мастерской художника на самом почетном месте. А вот осуществить их, увы. не пришлось. Из них он узнал о том, что христианский собор - некое подобие Вселенной. Купол его - как небосвод, и каждая стена, в зависимости от стороны света, тоже несет свою смысловую нагрузку. А фрески и иконы должны занимать в храме вполне определенное место: располагают их в несколько этажей, в строго определенном порядке, который надо неукоснительно соблюдать. Потому как имеет он сокровенный смысл: в нем торжество Света над силами тьмы и хаоса. И обязательно обратить внимание на название церкви. И в зависимости от него, из множества библейских сюжетов выбрать самые необходимые. А теперь - случай из его жизни. Считаю его для художника Ярчука весьма показательным. Когда начались всеобщие дачные увлечения, он опять загорелся дизайнерским порывом. "За меньшую сумму расписали храм заезжие московские художники. Расписали неплохо, - отмечает он, - но без тех особенностей, о которых я сказал. Хотя, конечно, кроме меня, никто, быть может, этого и не заметил." "А других подобных предложений пока не поступало. И вообще, заказов год от года все меньше, - отмечает он. - Планировалась мозаика в помещении Центрального рынка - отменили. Витраж в Лицейском театре тоже не прошел. Только и слышишь: нет денег, нет денег." Действительно, дорогое это удовольствие - монументальное искусство. Спрос на него упал. А вот заказы "попроще" были. Оформил витрину и интерьер в магазине "Знание". Два гобелена на тему книгопечатания сотканы были по его эскизам. Украшают они зал в новом здании библиотеки имени Пушкина. Вместе с Николаем Захаровым выполнили мозаику в одном из омских производственных помещений. Кстати, в Тару они тоже вдвоем ездили. Многие садоводы этот домик знают. Примечателен его вид. Попробую описать. Представьте, как "с одного боку" крыша его почти вертикально уходит в землю. И крышей не назовешь - скорее стена, с небольшим наклоном. Красиво, оригинально. А главное, получилось помещение довольно вместительным. Так уверяли все его любопытные гости. "Не хотелось мне обычного типового домика. Глаза режут - как надоели. Знакомые архитекторы от меня шарахались при встрече - замучил их своими расспросами. Да и самому опостылело за ними бегать. Решил, буду сам себе архитектор". "Может, и в самом деле в дизайнерском труде будущее многих художников, - рассуждает он. - Дизайн - это интересно, здорово. Но это, согласитесь, не живопись. В нем больше психологии, социологии, эргономики. Передовому индустриальному обществу, конечно, потребуется множество художников-дизайнеров. Но нам до такого развитого общества еще ой как далеко, а жить-то надо и сегодня. А жить-то непросто. Цены на картины падают - нет прежнего спроса. Кое-как на плаву пейзажисты. А кто пишет жанровые или исторические картины? К сожалению, многие из нас просто загнаны в угол - даже нечем порой уплатить за свои мастерские. Вижу все это и хочу предостеречь: страна наша, благодаря пресловутым 0,5 процента, выделяемым на культуру, может лишиться своего национального достояния - высокопрофессиональных художников". Интервью с генеральным директором ЗАО "Завод Пластмасс" Александром Триппелем. Управляющие компании борются за пенсионеров. Стерлягов держит нос по ветру. Контрастный душ. Диск недели. Главная Новости 0.0073 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |