Навигация
Главная  Новости 

Сергей ТОЛКАЧЕВ, генеральный директор ООО "Партнер-ритейл"


В конце апреля ЗАО "Продторг" (владелец омской франшизы "Пятерочки") передало все полномочия по управлению сетью из 16 магазинов управляющей компании. Корреспондент "КВ" Николай ГОРНОВ расспросил генерального директора ООО "Партнер-ритейл" о причинах изменений в структуре управления омской сети "Пятерочка" и о планах управляющей компании по дальнейшему развитию сети.

Сергей ТОЛКАЧЕВ, генеральный директор ООО "Партнер-ритейл": "С июня мы планируем открывать новые магазины "Пятерочки" ежемесячно..."

- Я действительно никогда не занимался розницей. Но много занимался финансами. Кроме того, мне очень понравилась сама идея создания управляющей компании для розницы. В принципе, в моем понимании, управление розницей - это тоже в первую очередь управление финансами.

- Сергей Михайлович, вы раньше не работали в ритейле. Почему согласились возглавить управляющую компанию?

- В начале марта мы получили в управление все бизнесы, которые находятся в "Сити-Центре". Там есть и ресторанный комплекс, и крупный магазин, и производство, и фитнес-центр, и бильярд, и недвижимость, которая сдается в аренду. Получается, что в одном комплексе сосредоточены все сферы розницы: торговля, общественное питание, услуги. Поэтому с него мы и начали. И первое, что сделали, стали создавать бизнес-планы, выстраивать систему бюджетирования и контроля за исполнением бизнес-планов. И по опыту "Сити-Центра" уже могу сказать, что у нас получилось. Бюджеты разрабатываются, контроль ведется, потери удается снижать. Вообще идея управляющей компании в структуре ассоциации "Партнер-Омск" возникла достаточно давно. Система управления бизнесом, когда управляет собственник, сегодня уже не столь эффективна. Текущие проблемы не дают ему реализовать свое главное конкурентное преимущество - умение создавать новые бизнесы.

- С чего начинали?

- Нашим первым шагом по "Пятерочке" стало создание службы маркетинга. Дело в том, что идеология, заложенная питерцами в "Пятерочку", не предусматривала маркетинга в принципе. Создатели сети изначально закладывали идею о том, что продавцы будут активны, а покупатели лояльны. И все вопросы продвижения продукции, выявления спроса и так далее должны решаться путем диалога продавца и покупателя. Это нормально. Это западный подход. Но если в Санкт-Петербурге или в Москве еще можно представить активных продавцов, то в Омске совершенно другой менталитет. Ну и систему бюджетирования "Пятерочки" мы тоже начали менять. Прежняя система - большая и развернутая, но она предназначена для анализа работы сети в целом по стране. Поэтому мы стали расширять на "Пятерочку" ту систему бюджетирования, которую уже опробовали на "Сити-Центре".

- Что уже сделано в первый месяц управления "Пятерочкой"?

- Мы поставили на управление сетью профессионального торгового работника - Любовь ВЕГЕРУ. Это, кстати, тоже сознательное отклонение от концепции "Пятерочки", в которой прописано, что привлечение управленцев с опытом работы в торговле - это плохо. Но почему это плохо? На мой взгляд, не нужно бросаться в крайности. Можно рассуждать как угодно, но покупатель приходит в магазин, а не в центр по подготовке персонала для розничной торговли.

- Почему сменили управляющего сетью?

- Ограничены. Но к тем изменениям, которые мы сегодня предлагаем, питерцы относятся вполне лояльно. Они согласились, чтобы мы попробовали. И даже говорят, что если у нас получится, то они наш опыт начнут внедрять и в других регионах. Они не против подобных экспериментов.

- Но, насколько я понимаю, вы ограничены условиями договора концессии...

- В принципе такой вопрос сегодня обсуждается. "Пяточка" - это, как известно, магазины экономического класса, которые должны были заместить мелкооптовые рынки. То есть они рассчитаны на покупателя с высочайшей чувствительностью к цене. На такого покупателя, которому не так важна выкладка товара, как его низкая цена. И когда мы проанализировали ситуацию, поняли, что полностью рынок мы в Омске не заместим. Рынки сформировались в нелегкое время и заняли свою нишу в тяжелой конкурентной борьбе. И когда мы стали со службой маркетинга уточнять свое позиционирование, то получилось, что наше место - в том промежутке, который находится между рынком и супермаркетом. Конечно, и в этой нише у нас есть прямые конкуренты. Магазины сети "Десятка", например. Но 12 магазинов "Десятки" и 16 магазинов "Пятерочки" - это, согласитесь, не много для миллионного города.

- Формат магазинов не будете корректировать?

- В общем-то, мы управляем сетью только месяц. Но собираемся открывать новые магазины уже с июня. И дальше планируем открывать их каждый месяц. Сколько магазинов будет в сети - сегодня сказать не могу, поскольку хочу иметь некоторое конкурентное преимущество. Но бизнес-план у нас есть, и он достаточно тщательно проработан. С этим бизнес-планом согласились и банкиры. А тридцать магазинов - это типовой бизнес-план, с которым "Пятерочка" заходит в каждый российский город-миллионник. Это наша ближайшая перспектива. Уверен, в таком минимальном формате "Пятерочка" будет существовать в Омске недолго. Тем более что у нас есть сегодня и конкурентное преимущество - собственное производство в "Сити-Центре".

- Часто приходилось слышать, что в этом году у омской "Пятерочки" будет 30 магазинов. Но прошло почти полгода, а магазинов по-прежнему 16...

- Салаты, кондитерские изделия и так далее. Салаты мы уже начали выставлять в двух магазинах "Пятерочки". Безусловно, весь ассортимент будет представлен во всех магазинах сети. И это плюс и магазинам, и производству, поскольку производство тоже будет прирастать в объемах.

- Что производится в "Сити-Цетре"?

- В целом сеть работает прибыльно. Разные магазины, конечно, генерируют разную прибыль. Есть очень хорошие магазины, есть умеренно хорошие. Но убыточных нет. Хотя по технологии вхождения в город точку безубыточности сеть должна была пройти только после двадцатого магазина. Но мы считаем, что планово-убыточного магазина быть не должно в принципе. Какой смысл иметь бизнес, который не приносит прибыли? Какая часть этой прибыли направляется на погашение долгов, на реинвестиции, на внутреннее потребление - это вопрос второй. Но каждый магазин сети должен работать с максимальной прибылью. Так, как он существовал бы один. А сетевой эффект - это еще один плюс.

- И все же, сегодня "Пятерочка" убыточна или прибыльна?

- И в логистике тоже. Правда, с логистикой сегодня в Омске проблема. В этом я согласен с оценками руководителей других омских сетей. Хотя в "Пятерочке" сразу был создан логистический склад, но эффективность этого склада все же не очень высокая. И мы его пока не включили в оборот. Тем не менее, как только решим самые важные и неотложные дела, так сразу начнем заниматься логистикой. Может, и еще на кого-то поработаем, объединимся с кем-то...

- В чем именно плюс - в логистике?

- Пока не знаю. Надо смотреть, думать. У сетей есть одна хорошая особенность. Они изначально тянутся друг к другу, тяготеют к объединению на всех уровнях. И через управляющие компании, и через объединение собственников, и через слияния и поглощения, как дружественные, так и недружественные. И объединение "Пятерочки" с "Перекрестком" тоже показательный пример. Да и законодательство антимонопольное в России лояльное в этом смысле.

- С кем объединитесь?

- Как управляющая компания мы открыты. И если кто-то из собственников пожелает отдать нам в управление свою розницу - мы готовы хоть сейчас вести переговоры по этому вопросу. То есть мы не ограничиваемся бизнесами, которые тяготеют к ассоциации "Партнер-Омск". У нас еще есть в пассиве такое направление, как управление недвижимостью. Пока мы ограничиваемся управлением комплексом "Сити-Центра", но в перспективе "Партнер-ритейл" вполне может стать активным участником и этого рынка.

- Если я правильно понимаю, компания "Партнер-ритейл" была создана не только для управления "Пятерочкой" и Сити-Центром...

- Пока таких переговоров не было. Мы финансисты, поэтому очень осторожны. Мы привыкли взвешивать и просчитывать каждый свой шаг. Да и в Москве процесс слияния с "Перекрестком" еще не завершился. Но, судя по первому опыту, мы не видим каких-то больших препятствий для расширения своей деятельности. И питерцы, с которыми мы сегодня работаем очень плотно, тоже не исключают появления в Омском регионе супермаркетов "Перекресток". Не завтра, конечно, но в обозримом будущем.

- А с другими федеральными сетями еще не было переговоров? Например, с "Перекрестком", который недавно объединился с "Пятерочкой"?

- Я считаю, что они не правы. Москвичи, как всегда, Россию не видят. Они считают хорошим только то, что делается в Москве. Но если рассуждать шире, то с точки зрения Нью-Йорка в Москве тоже все неправильно делается. На мой взгляд, как участника этого рынка, в Омске работают очень хорошие профессионалы. И могу предположить, что тот самый московский опыт в Омске может попросту не пойти. Есть технологии, которые хороши в теории, но на практике они почему-то не работают. А местные участники рынка развивались исходя из условий и особенностей нашего рынка. Так что, на мой взгляд, в Омске сложилась очень неплохая ситуация в торговле. И не только в ритейле. Вообще в розничной торговле. Магазинов много. Они близки к покупателю. Работают в достаточно удобном режиме, и ассортимент их достаточно широк. И не москвичи нам будут помогать. Мы сами будем развиваться.

- На недавней конференции по розничной торговле, которая проходила в Омске, москвичи очень скептически оценили уровень развития омского ритейла. А вы как считаете?

Сергей Михайлович родился 1 декабря 1953 года в Омске. После окончания школы поступил в Омский государственный политехнический институт (ОмПИ), который окончил в 1976 году инженером-механиком по специальности "Криогенная техника". С 1976 года по 1988-й работал старшим инженером в НПО "Микрокриогентехника" и старшим научным сотрудником научно-исследовательского сектора омской научно-исследовательской лаборатории ОмПИ. В 1988 году уехал в Свердловск, где поступил в аспирантуру Уральского государственного университета. Во время учебы был научным сотрудником научно-исследовательского центра этого университета. В 1992 году вернулся в Омск. Был принят на работу в НПО "Сибкриотехника" старшим научным сотрудником.

Сергей ТОЛКАЧЕВ

С августа 2001-го по март 2005 года - директор департамента финансов и экономики администрации города Омска. С апреля 2006 года - генеральный директор ООО "Партнер-ритейл".

С 1994-го по 1997 год - начальник отдела, первый заместитель управляющего Кировским отделением Сбербанка РФ. В 1997 году окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Омский филиал) по специальности "Экономика". В этом же году был назначен начальником отдела экономики территорий экономического комитета администрации Омской области, а затем начальником отдела финансовой и бюджетной политики и имущественных отношений.

Женат, есть сын и дочь.

Кандидат физико-математических наук.

 

Зверь, трепещи - охотник идет!. "Американский уголок" в Омске. События недели. Продажа кинотеатра "Спутник" затягивается. Хрущевкам сделают апрейд.

Главная  Новости 

0.0081
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.