Навигация
Главная  Новости 

Рисунок, живопись, эстамп. Художник Анатолий Чермошенцев


С такого вот неожиданного вступления началась наша беседа с графиком и живописцем, заслуженным художником России Анатолием Чермошенцевым.

"Живопись - искусство красок и убедительных наглядных образов. Графика - нечто линейное, строгое, как правило, два цвета: черное и белое. А знаменитый "Черный квадрат" Малевича - что это? Живопись или графика? С одной стороны - простейшая фигура - белое и черное, ограниченное прямыми линиями... Значит графика? Однако, без сомнений, принято считать эту картину полотном живописным".

"Немного и случай помог, - вспоминает художник. - На каникулах после первого курса (я учился тогда в Краснодарском художественном училище) встретил своего товарища по изостудии, имя у него интересное - Африкан. Он-то и показал, как делать рисунок на линолеуме, как наносить краску, как изготовить резец из старой зонтичной спицы. Мне не так понравились его эстампы (оттиски), как сама возможность тиражировать свои работы - хоть сто оттисков, хоть двести, а на металле (офорт) - и до тысячи! И каждый оттиск будет твоим уникальным произведением: хочешь - друзьям дари, хочешь - на стенку вешай. А рисунок... он всегда в единственном экземпляре".

Детство художника прошло на окраине Омска. Окна их старого деревянного дома смотрели на железнодорожную насыпь. Вдоль нее спешил он и в школу, и на занятия в изостудию. Может быть, строгие параллели рельсов с прямыми поперечинами шпал повлияли на выбор: с головой ушел в графику, точнее - в линогравюру.

А первой серьезной проверкой молодого художника стала серия работ "Железнодорожный Омск". Шел 1963 год, в моде суровый стиль" - великие стройки, суровый быт, романтика славных дел...

Дипломным проектом студента стала серия эстампов из цикла "По Иртышу". За нее он получил отличную отметку и высшую похвалу. Оказалось, до него в технике цветной линогравюры никто еще из краснодарских студентов себя не пробовал.

Первый успех - рекомендовали его гравюры на зональную выставку - открыл дорогу к творческим командировкам. Бывал на целине и в Абакане, в Саянах и Дальнем Востоке. Он видел гигантские заводы, рвущиеся в небо "стройки века", но оставался верен себе, привозил из этих поездок чаще всего "простенькие" жанровые картины. Взять хотя бы гравюру "Сельское кафе".

Анатолию Чермошенцеву за модой гнаться не пришлось. Грохот поездов, стук колес и лязг вагонных сцепок - все это он знал и впитал в себя с детства. И потому внешней стороной "ударных дел" его не увлечь. Его люди труда - без лишней помпезности и помпы. Они не позируют, а как бы выхвачены вспышкой случайного блица. Фигуры их спокойны, без патетики, но гудят над ними провода, катятся огромные тяжелые вагоны.

"На самом деле была осень, - вспоминает Анатолий Чермошенцев давний тот случай. - И открывался за окном такой нежный вид, что он уводил взгляд от людей. Тогда я эти узоры и придумал. Тут же чувствую - получилось. Пошла работа по выставкам, в журнале "Художник" опубликовали".

Обычная сельская столовая, кто ее не знает? Скромные деревянные столы. Посетители, как правило, в ушанках да ватниках. А художник увидел по-своему. Отобразил простоту деревенской жизни, ее аскетичность. Затянуты окна морозными узорами...

Сидит он на крылечке пристанционного домика, всеми забытый, заброшенный; встречает и провожает поезда. А они проносятся мимо стремительно, как годы. И ничего-то в жизни не меняется... Тот же житель, то же крылечко, то же одиночество...

А вот гравюра "Стрелочник". Только одну эту работу и привез он из командировки по Красноярскому краю. Разудалые строители ветки "Абакан-Тайшет" энтузиазма у художника не вызвали, а образ одинокого путейца в памяти остался.

"Во-первых, - объясняет Анатолий Алексеевич, - конечно же, устал от поездок. А тут и быт как-то устроился - получили новую квартиру. Больше стал отдыхать с ребятишками. Потянуло на природу, в деревню".

Несмотря на привычный уже успех, гравюра эта стала последней в цикле "трудовых вахт". Начался в жизни художника новый творческий этап, который сам он называет "лирическим".

Необычная картина. Будто нарисовал ее ребенок. Огромную - в полнеба - бабочку догоняет ребенок. Вот-вот ее поймает - зацепилась она крылышками за радугу. А может, безвозвратно, как детство, улетит она...

И в черно-белой гравюре, замечаю, резец больше снимает черного и дает выход светлому ("Зима"); наливаются картины радостным цветом ("Весна", "У колонки"); запестрели воспоминания детства ("Пастушок", "Поле"); появились в работах метафоричность ("Мальчик и лошадь") и размышления ("Всадники"). И последняя из этой серии - "Мальчик и бабочка". О ней чуть подробней.

Одна из них называется "Дорога".

А художник опять в поиске. Пишет картины в смешанной технике. Темпера, пастель, акварель - все это необходимо, чтоб верно передать цветовые контрасты, подчеркнуть необычную композицию. А тема прежняя - человек с его раздумьями, с его заботами. Тут и тема одиночества ("Обеспеченная старость") и семейного счастья ("На крыльце"), и просто философские раздумья ("Тишина"). Написаны они, как правило, в темных тонах, в лучах заходящего солнца. И любопытно было познакомиться с недавно законченными работами.

Для справки: Художник Анатолий Чермошенцев - участник около сорока (не считая областных и городских) выставок. Его картины можно увидеть в музеях и галереях десятка городов России, а также во Франции, Венгрии, Японии и США. Ряд работ - собственность Министерства культуры Российской Федерации.

Мы будто стремительно летим на головокружительной высоте. Дорога, далеко под нами, как бы размыта - что дает ощущение скорости. Мы летим над ней, а навстречу нам - небольшая деревушка на горизонте, остроглавая церквушка и - солнце... Может быть, эта картина с довольно символическим названием даст начало новому циклу необычных работ художника?

 

Астрологический прогноз. Вместо вице-губернаторов будут министры. Губернатор обвинил мэрию в популизме. Находка для биржевого спекулянта. Береженого "ЖелДор" бережет.

Главная  Новости 

0.0092
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.