![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Новости Почему обрушились банки?Присутствовавший на конференции представитель "КВ" отметил в числе самых интересных доклад о причинах финансового кризиса в России. Сделал его д.э.н., академик РАН Ренольд Энтов. Предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант этого выступления. С 30 июня по 2 июля Институт экономики переходного периода проводил в Москве международную конференцию на тему: "Новые рубежи. Стратегические проблемы следующего этапа экономических реформ в России". В ее работе приняли участие известные российские и зарубежные экономисты: Егор Гайдар, Евгений Ясин, Александр Починок, Роберт Копрад, Майкл Алексеев. Долги наши тяжкие... Что же определило такую глубину и такую продолжительность данного кризиса? Опыт подводит нас к выводу о том, что важную роль здесь сыграли специфические черты постсоциалистической экономики, а в основе лежит денежно-кредитная экспансия. Рост задолженности государства и частных лиц, наблюдавшийся на протяжении второй половины 90-х годов, не имел под собой не только экономических, но и (что еще более важно!) достаточных институциональных условий. Вряд ли кто-нибудь сегодня станет утверждать, что финансовый кризис, начавшийся в России год назад, уже преодолен. Банковская система, по существу, лежит в развалинах. Валютные запасы Центробанка меньше, чем были к началу августа 1998 г. Курс рубля падал вплоть до самого последнего времени. Система государственного кредита остается дезорганизованной. Но в такой ситуации кредитное обязательство, кредитные отношения приобретают противоречивую окраску. В 1997-98 гг. признаки неплатежеспособности государства становятся все более очевидными: сумма размещенных ГКО-ОФЗ превосходит ВСЕ месячные доходы федерального бюджета в 5, в 10, в 15, в 20 раз... А отечественные и зарубежные кредиторы продолжают вкладывать деньги в государственные обязательства. Любая денежно-кредитная система предполагает наличие т.н. "надежных обязательств". Но этого не было и до сегодняшнего дня нет в российской экономике. Мы не имеем сколько-нибудь отлаженного механизма рефорсмента - реализации прав собственности и контрактных прав. Культура контракта до сих пор находится на ужасающе низком уровне. Отчасти это можно объяснить тем, что в системе частного кредита стали возникать механизмы, позволяющие кредиторам востребовать свои ссуды и проценты по ним. Но очень долго это продолжаться не могло, и когда к растущей волне частных неплатежей добавились неплатежи государства (причем не только в форме т.н. бюджетного секвестра, но и в форме прямого отказа платить по своим долгам), система рухнула. Непосвященному человеку нелегко понять, как такое могло получиться. Столь же непросто объяснить и то, как наши банки, демонстрируя все меньше признаков устойчивости, ликвидности, платежеспособности, продолжали получать дополнительные ссуды как из-за границы, так и от отечественных кредиторов. Т.е. ситуация, которая наблюдалась на протяжении последних лет перед кризисом, была, мягко говоря, парадоксальной: рост неплатежей сопровождался дальнейшим ростом задолженности. Например, в России до настоящего времени нет рынка частных облигаций (имея в виду долгосрочные обязательства). Потому их функции вынужденно выполняют банковские займы. Другой пример: у нас до последнего времени отсутствовал сколько-нибудь сильный форвардный или фьючерсный валютный рынок. И эту функцию также должны были взять на себя те же крупнейшие банки. Последствия этого мы с вами хорошо знаем. Когда один - за всех Другая особенность нашей постсоциалистической экономики - крайняя неполнота финансовых рынков. Полнотой не может похвастаться практически любая рыночная экономика, и это - проблема даже для самых развитых стран. Отличие - в уровне проблемы: у нас отсутствуют даже абсолютно необходимые рынки, а потому другие рынки вынуждены выполнять не свои функции. Нынешний финансовый кризис оказался наиболее широким по сфере охвата: мало какие страны постигал столь острый кризис в столь различных сферах. Бюджетные операции, государственный кредит, банковские операции, фондовый рынок, валютный рынок, состояние платежной системы - почти каждый участок финансовой системы в большей или меньшей степени дезорганизован. Из-за неполноты рынка сложилась ситуация, когда на долю небольшого числа крупнейших банков выпало выполнение функций сразу нескольких финансовых рынков. При этом банки еще играли решающую роль в размещении многих пакетов акций, в приватизационных баталиях. Банки просто не выдержали этого напряжения, и в изменившихся условиях оказались несостоятельными должниками. Самый главный механизм Хотелось бы выделить один из процессов, который мне представляется становым хребтом разразившегося кризиса. Он связан с тем, что государство на протяжении последних лет наращивало свои обязательства темпами, которых не позволяли ни состояние его бюджета, ни состояние российской экономики. Это определяет особую глубину кризиса, потому что один из главных ее источников - взаимодействие кризисных процессов на нескольких рынках. В такой ситуации достаточно обрушиться хотя бы одному рынку, и дальше по "эффекту домино" кризисные процессы охватят и другие рынки. Ведь у нас нет тех автоматических стабилизаторов, которые имеются во многих не только развитых, но и переходных экономиках. Ситуация усугублялась, во-первых, медленными темпами роста, которые затем сменились падением производства. Во-вторых, все менее эффективной федеральной налоговой системой. В-третьих, ускоренным ростом процента. И в-четвертых, как это ни парадоксально, успехом в борьбе с инфляцией. У инфляции много недостатков, но есть единственное "достоинство" - она помогает ликвидировать уже образовавшуюся задолженность. Успешная борьба с инфляцией означает, что в реальном выражении бремя долгов становится все более тягостным для экономики. Расчеты показывают, что при таких темпах с некоторого момента вероятность кризиса становится равной 90-95% и выше, что совсем не удивительно. Ведь отношение сумм размещенных ГКО-ОФЗ к федеральным доходам в 1997-98 г. перевалило за 20, т.е. если бы мы из бюджета ничего не тратили, а только пытались рассчитаться по этим долгам, нужно было бы раз в 20 увеличить месячные доходы бюджета. Все попытки правительства приостановить или задержать этот процесс оказались безуспешными. По мере выявления недостаточности отечественных сбережений все шире привлекался иностранный капитал. К началу кризиса 55-60% задолженности было размещено в Центробанке, Сбербанке, Внешторгбанке. И почти 30% составляла доля иностранных инвесторов. По опыту 90х годов известно, что портфельные, краткосрочные вложения иностранного капитала предельно неустойчивы. И не нужно было иметь семь пядей во лбу, чтобы предсказать: как этот капитал прибежал к нам в 1997 г., так и убежит в 1998 г., обрекая всю систему на серьезный кризис. Речь не идет о том, что правительство набрало слишком большие долги по меркам мировой практики или по сравнению с потенциальным ВНП. Нет! Но эти долги превышали возможности государства в данной конкретной ситуации. И связано это прежде всего с очень низкой нормой накопления. Кроме того, на протяжении последних лет федеральная налоговая система оказывалась все менее эффективной, так что доля ВНП, привлекаемая в федеральный бюджет, уменьшилась с 17-18% до 10% в 1998 г. Можно сослаться на отсутствие у нас в стране достаточно широкого рынка валютных форвардов и фьючерсов. Но какие-то возможности были, и создается впечатление, что банки не проявляли большого рвения в этой области, т.к. считали: Центробанк позаботится о них, если что-нибудь случится с курсом рубля. При этом обрушилась не только система государственного кредита и не только валютные позиции, но и банковская система, которая вынуждена была обеспечивать гарантии выплаты валютной задолженности. И что самое любопытное: наши банки, приняв на себя обязательства, исчислявшиеся десятками миллиардов долларов, не позаботились о том, чтобы обезопасить себя от валютных колебаний. Наряду с ростом федеральной задолженности очень заметно возросла и задолженность местных органов власти. В 1997 г. дефициты местных бюджетов составили 1,25% всего ВНП. Это нечто новое - с такой проблемой мы прежде не сталкивались. Некоторую часть этих обязательств местные органы власти разместили за рубежом, а основную - внутри страны, и итоги этого также известны. Так или иначе, любой поворот в движении иностранного капитала рушил всю систему крупнейших банков, на которые еще недавно были завязаны не только важнейшие денежные потоки, но и платежная система. За 2 недели до 17 августа уже была парализована вся система платежей: расчеты через банки не проходили, правительство перестало получать налоги, а предприятия - перечисленные им деньги. Значительный рост индекса наблюдался дважды: осенью 1997 г. и в августе 1998 г. В первый раз вся система действительно была очень близка к кризису - именно тогда обрушился наш фондовый рынок. Фантастическими темпами, опережая в своем падении все известные прецеденты... Согласно нашим расчетам, вероятность кризиса тогда была равна 62%, а к августу 1998 г. она поднялась до 69%, что было уже достаточно ярким индикатором кризиса. Когда все это началось? Несколько слов - о хронологии развития кризиса. Для измерения давления, которое испытывала российская финансовая система, был использован индекс, построенный на базе валютного курса, изменения валютных резервов и рыночной норме процента. Индекс растет, когда наблюдается напряжение в системе: увеличивается процент, уменьшаются валютные резервы и система становится все менее управляемой с точки зрения ЦБ. Ситуация довольно парадоксальная: Центробанку удавалось подавлять инфляцию, но он не смог предотвратить взрыв финансового кризиса и расправиться с инфляционными ожиданиями. А достаточно активные ожидания могут привести к поразительному ускорению роста оборота денежной массы и страшному росту инфляции, несмотря на все попытки их приостановить. Все это обнаружилось еще до августа, и известные действия правительства были реакцией на сложившуюся ситуацию. В мировой литературе используется целый ряд такого рода индикаторов. Опробование их на российской экономике дало довольно любопытные результаты. Выяснилось, что 6 индикаторов работают, как им положено - прежде всего связанные с платежным балансом. Но проводимая Центробанком политика привела к тому, что у нас абсолютно не работают денежные характеристики: избыточное предложение денег, отношение денежной массы к ВВП, денежный мультипликатор. Таким образом, кризис был подготовлен всей предшествующей историей развития нашей финансовой системы в неадекватных экономических и абсолютно неадекватных институциональных условиях. И начинать лечить этот кризис, по всей видимости, нужно не с каких-то поверхностных проявлений, а с корней, которые его породили. Прежде всего, с институциональных реформ, которые могли бы существенно изменить характер нашей экономики.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Новости 0.06 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |