Навигация
Главная  Новости 

Около 300 машин исчезли без следа


Когда-то автоколонна 1253 гремела на всю область, регулярно получала переходящие знамена и почетные грамоты. Как и многие автопредприятия, в эпоху реформ она подверглась приватизации. Теоретически отечественная приватизация проводилась для блага всего народонаселения, но на практике реальную пользу получили почему-то только начальники всех рангов. Не стала исключением и автоколонна: более 51% акций принадлежит ООО "Группа 1253", в которое входят руководящие работники автопредприятия. Одной "золотой" акцией владеет Мингосимущество, но возможность государства накладывать вето не спасла автоколонну от разорения.

"Нам покоряются просторы, пока работают моторы" - строками этой, когда-то популярной песенки хочется начать статью о крупном городском предприятии, которое пополнило далеко не славную когорту банкротов. "КВ" уже не раз обращались к теме банкротства, которое многие считают трагедией, а некоторые чуть ли не экономической панацеей, своеобразным вторым этапом приватизации. Но бесспорно одно: помимо общего экономического развала причинами банкротства служат неумелое руководство, а зачастую и откровенные злоупотребления. Не секрет, что некоторые руководители на развалинах своего предприятия сколачивают солидный личный капитал. Вот, к примеру, взять ОАО "Автоколонна 1253" в котором в начале июня введено внешнее управление. На первое января 1999 года на балансе автоколонны значилось 423 единицы подвижного состава, а на самом деле в наличии имелось только 149, из них только половина на ходу, другая - разукомплектована. Куда же делись остальные - предстоит выяснить внешнему управляющему Олегу Кратько.

За последние годы численность работников автоколонны сократилась в несколько раз, осталось 350 человек. Кроме мощной ремонтной базы, у "1253" есть филиал в Больших Уках, автостоянка на 110 машин, дочернее предприятие "Городской универсальный рынок". Дебиторская задолженность - около 12 млн. рублей, кредиторская - 20,2 млн. без пени и штрафов, причем львиная доля долгов приходится на налоги и отчисления во внебюджетные фонды. Задолженность по зарплате - 1, 6 млн. рублей, задержка выплаты - 7-8 месяцев.

В принципе, судьба автоколонны была предрешена, когда резко начали падать объемы промышленного производства. Автоколонна это, в сущности, мини-монстр, который когда-то специально создавался для обслуживания индустриальных гигантов. Как только встала промышленность, крупные автопредприятия лишились источников своего существования. А при обслуживании мелких клиентов издержки ожидания не покрываются, на содержание ремонтно-материальной базы просто не хватает средств. Для безубыточного существования автоколонны необходима ежедневная загрузка не менее 65 машин. В зимнее время по заказам было задействовано от 20 до 40 машин, в мае загрузка возросла до 70 - это позволяет сводить концы с концами.

Когда он обнаружил, что в автоколонне недостает чуть ли не 300 единиц подвижного состава, то попытался их отыскать. Однако никто толком не смог объяснить, куда же делись прицепы и машины. На отдаленной территории автоколонны удалось обнаружить целое кладбище прицепов, которые по-прежнему стоят на учете в ГИБДД, хотя их давно надо сдавать в металлолом. Последний "КамАЗ" автоколонна получила в начале 90-х, в последующие годы машины уже только списывались и продавались - и в частные руки, и в другие регионы, за счет этого поддерживалось финансовое существование. Многие машины продавались за полцены, неофициально, без оформления документов, так что следы отыскать будет сложно.

На балансе значится основных средств на 14,1 млн. рублей, однако вот уже несколько лет в автоколонне не проводилась полная инвентаризация имущества, особенно в части подвижного состава, зданий и сооружений. Цифры красноречиво свидетельствуют о том, что у крупного автохозяйства в последние годы не было настоящего хозяина. Именно поэтому в декабре прошлого года по иску налоговой инспекции была возбуждена процедура банкротства и назначен временный арбитражный управляющий Олег Кратько.

- Я по статусу должен был здесь находиться, но порой сидел как болванчик, от которого ничего не зависит, пытаясь найти общий язык с генеральным директором, - признался Олег Кратько. - В последнее время моя работа откровенно торпедировалась. Огромное количество сделок по переводу долга, уступке права требования, договоров аренды со мной не согласовывались. Если не взять под контроль все эти процессы, от предприятия останется только оболочка - кредиторская задолженность, голое юридическое лицо. Поэтому подал заявление в арбитражный суд на отстранение от должности генерального директора.

Когда Олег Кратько был назначен арбитражным судом временным управляющим ОАО "Автоколонна 1253", то столкнулся с общей для всех временных управляющих проблемой на действующих предприятиях - правовым обеспечением своей деятельности. По закону ему должны были предоставлять все требуемые документы, не совершать без его ведома сделок, не заключать договоров без согласования с ним. На самом деле у временного управляющего нет реальной возможности добиться осуществления своих прав, приходилось сталкиваться со скрытым и явным противодействием со стороны руководителей автоколонны. Дважды арбитражный суд удовлетворял ходатайство исполнительной дирекции автоколонны и откладывал назначение внешнего управляющего. Дирекция обещала выйти на мировое соглашение с кредиторами, но не предпринимала никаких реальных шагов по его заключению.

Задолженность фискальным органам у всех банкротов составляет более 50% от общей суммы долга. И обычно нельзя поставить в равные условия хозяйственных и государственных кредиторов. Если хозяйственные кредиторы могут пойти навстречу, временно согласиться на непредвиденные потери, чтобы их партнер встал с колен, то государство хочет получить все ему причитающееся любой ценой, даже за счет гибели предприятия - должника. Так что перед внешним управляющим стоит нелегкая задача сбалансировать интересы кредиторов и самого предприятия. В последнее время счета автоколонны были арестованы, вся работа велась по бартеру, через кассу или фирмы-сателлиты. Теперь предстоит возобновлять работу через счет, наладить учет и избавиться от лишнего имущества, при этом рассчитываться с кредиторами.

Видимо, арбитражный суд учел и явное противодействие, и отсутствие реальных шагов к финансовому оздоровлению со стороны руководства автоколонны и ввел внешнее управление. Теперь Олег Кратько - полновластный хозяин автопредприятия и в первую очередь постарается все-таки выяснить судьбу пропавших машин. Нужно установить эффективность продажи, спросить с тех, кто не оформил должным образом документы. Внешний управляющий настроен решительно и готов добиваться наказания, вплоть до уголовной ответственности, всех лиц, отвечавших за сохранность подвижного состава.

Мне довольно часто приходится общаться с арбитражными управляющими. Порой они напоминают мне геологов, которые ведут изыскательские работы на экономическом поле. В самой их сущности есть некое противоречие: по форме они - частные предприниматели, по функциям - госслужащие. Их вознаграждение рассматривается как предпринимательский доход, поэтому уже есть некоторая конкуренция на этом рынке услуг. И возможно, вскоре наступят времена, когда временными управляющими у очередного банкрота будут назначаться сразу два человека, а потом, в случае необходимости, внешним управляющим станет один из них, который предложит более эффективную программу санации предприятия.

По мнению Олега Кратько, вряд ли автоколонна 1253 сохранится как крупный оператор грузоперевозок, но как мощный владелец ремонтной базы, который может оказывать услуги на этом рынке, - несомненно. В последние годы автопредприятия медленно, но верно сдавали свои позиции на междугородних перевозках частникам, которые не обременены материальной базой, практически не платят налоги и гораздо более мобильны. Приехав на "пятак", где владельцы КамАЗов стоят в ожидании клиента, можно договориться за такую цену, которая для автохозяйства будет заведомо убыточной. Так что гораздо выгоднее организовать ремонт сторонних машин и предоставить место в гараже для чужих КамАЗов, получая за это неплохие деньги.



Удручающее финансовое положение многих омских предприятии, которые балансируют на грани банкротства, не оставит без работы арбитражных управляющих. Отложили возбуждение процедуры банкротства на Береговом лесокомбинате, готовится банкротство Калачинской ткацкой фабрики. Этот скорбный список можно продолжать - фактически большинство действующих предприятий города и области сегодня можно без всякой натяжки объявить банкротами. Возможно, так и следует сделать, чтобы не создавать иллюзии благополучия. Ведь, в конце концов банкротство не так страшно, как его малюют.

 

Омскпромстройбанка больше нет. Нет реальной - будет виртуальная. В перспективе - новые СП. Гороскоп недели. Прокурор не доверяет утверждению списком.

Главная  Новости 

0.0059
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.