Навигация
Главная  Новости 

"Конкуренция на Иртыше".


В 1998 году речной порт перевез 1372 тыс. тонн грузов (строительные материалы, уголь); пароходство - 610 тыс. тонн, из них 465 тыс. тонн нефтепродуктов и 145 тыс. тонн сухогрузов; ЗАО СП "Омскнефтепродукт", 155 тыс. тонн, из них 89 тыс. тонн нефтепродуктов и 66 тыс. тонн. сухогрузов.

Товарный рынок Каждый своим курсом Экономические реформы изменили существовавшую систему речных перевозок. Иртышское речное пароходство, некогда бывшее единственным в Омской области водным перевозчиком, перестало быть таковым. Вместо него образовались два крупных предприятия: ОАО "Омский речной порт" и ОАО "Иртышское пароходство". Помимо них транспортировкой грузов занялись новоиспеченные предприниматели и, скажем так, частные речные фирмы.

Чтобы узнать положение дел в этом акционерном обществе, я обратилась к его генеральному директору Сергею Овчинникову.

"Нас тревожит одно: как сохранить свой потенциал" На балансе у ОАО "Омский речной порт" 70 единиц флота, в том числе пассажирские суда.

- Однозначно ответить трудно. Общая ситуация же у нас такая: мало заказов. Мы практически перестали добывать и перевозить песок. Ведь сейчас нет ни "Целинстроя", ни "Колхозстроя", а освоение Тюменского севера ведется не в таких масштабах, как раньше. Да еще и нынешняя экономическая ситуация в стране: у тех, кому нужны строительные материалы, просто не хватает денег на их закупку и перевозку.

- Сергей Александрович, насколько рентабельно сегодня ваше предприятие?

- Почему в свое время вы решили отделиться от Иртышского пароходства? И откуда у вас флот? Вы его как-то поделили?

На сегодняшний день нас тревожит одно: как сохранить свой потенциал. Если мы начнем продавать флот, то где гарантия, что завтра при необходимости сможем закупать новые суда.

- Какие у вас сейчас отношения с Иртышским пароходством? Вам не приходится "отвоевывать" заказчиков друг у друга?

- Отделились потому, что 96% общей прибыли забирало пароходство. А суда у нас были еще до объединения. Мы выполняли работы по добыче и транспортировке песка, обеспечивали весь строительно-дорожный комплекс области и Тюменского севера. Когда же в начале 90-х годов стали самостоятельным предприятием. то просто забрали свой флот обратно.

- В области появились частные фирмы, занимающиеся водными перевозками. Они не мешают вам работать?

- Мы сотрудничаем. У нас общая инфраструктура: учебные заведения, больница водников, система связи. Совместно решаем вопросы обеспечения безопасности. ремонт наших судоподъемных средств производит пароходство. Если партнерские отношения и дальше будут развиваться, то возможно, мы вновь объединимся. Но уже на обоюдовыгодных условиях, а не как раньше.

- А если их станет очень-очень много?

- Нет. У них своя ниша.

А нам море по колено, а нам горы по плечу ОАО "Иртышское пароходство" транспортирует в основном нефтепродукты. На плаву у предприятия 70 единиц флота.

- Главное, чтобы правила игры для всех были одинаковые. Сегодня это не так. У мелких фирм нет инфраструктуры, т.е. у них гораздо меньше затрат. В равных условиях мы будем только тогда. когда введут единый налог на вмененный доход.

В ходе беседы с Николаем Дмитриевичем задала такой же вопрос, как и директору речного порта: "Мешают ли работать частные речные фирмы?" И вот что он сказал:

Из разговора с первым заместителем генерального директора этого акционерного общества Николаем Захарьевым выяснилось, что ситуация у них такая же, как и в речном порту: мало заказов, отсутствие денежных средств. Правда, в отличие от порта, пароходство продает свои суда.

Такое отношение к ЗАО СП "Омсктранснефтепродукт" в акционерном обществе далеко не у всех. В газете "Речник Иртыша" (? 2, 1997 год) в статье "Почему сердит капитан" корреспондент Н. Олениченко приводит высказывания работников Иртышского РЭБ о текущей навигации. Вот одно из них: "Суда "Омсктранснефтепродукта" только успевали отходить от причалов, наши - стояли, "ждали с моря погоды". Мы до сих пор недоумеваем, как так получилось, что для судов той фирмы везде была "зеленая" улица, а мы остались как бы ни при чем. Омскую область потеряли - остались без работы. Мало того, и части северных маршрутов лишились. Нужно же было крутиться зимой, искать работу флоту, заключать договора".

- Пароходство стоит и стоять будет на Омской земле. А все речные фирмы через год-два лопнут, как мыльные пузыри. Их перевозки - мелочь в сравнении с нашими объемами. Этот "Омск транснефтепродукт" - не конкурент пароходству. Мы на него внимания не обращаем.

Что это за фрукт, и с чем его едят? ЗАО СП "Омсктранснефтепродукт" было образовано в 1989 году. Его учредители РПО "Казречморфлот" и производственный кооператив "Контакт", созданный на базе хозрасчетного предприятия "Омскнефтепродукт". На сегодняшний день у фирмы 32 единицы флота. Суда заказывали и приобретали на разных судоремонтно-судостроительных заводах Обь-Иртышского бассейна. Фирма занимается перевозкой нефтепродуктов и строительных материалов: леса, щебня, песка. Грузы транспортируют в Салехард, Надым, Ханты-Мансийск, Сургут и другие города Тюменского севера. Предприятие развивается и каждый год пополняет свой флот.

Причину провальной навигации автор статьи видит в том, что руководители пароходства изначально не приняли всерьез "Омсктранснефтепродукт" и отказались с ним сотрудничать.

- У нас тоже снизились объемы перевозок. Другое дело, что наши условия - в том числе и тарифы на транспортировку грузов - выгоднее, чем в Иртышском пароходстве, - сказал он. - Фирма небольшая, компактная, работают у нас только высококвалифицированные специалисты. Многие заказчики идут к нам.

Я поинтересовалась у генерального директора ЗАО СП "Омсктранснефтепродукт" Виктора Куликова, как им удается держаться на плаву да еще и закупать новые суда, ведь все водные транспортники страдают из-за отсутствия товаров.

- Оно, конечно, наш конкурент. Но у пароходства одни объемы и география перевозок, у нас - другие.

- Как вы уживаетесь с таким крупным перевозчиком нефтепродуктов, как ОАО "Иртышское пароходство"?

Речные малютки Пожалуй, наиболее крупная частная речная фирма после ЗАО СП "Омсктранснефтепродукт" - торговый дом "Север". У него 18 единиц флота. В 1998 году перевезено 80 тыс. тонн грузов. Предприятие транспортирует нефтепродукты и товары народного потребления. Ходят в основном в Ямало-Ненецкий автономный округ. Кстати, его учредителем была администрация Ямало-Ненецкого округа.

Когда-то мы предлагали им сотрудничество: хотели ремонтировать свой флот на судоремонтно-судостроительном заводе. Рассчитываться собирались "живыми" деньгами. Пароходство почему-то отказалось от нашего предложения. Прими они его - у завода был бы дополнительный объем работ и деньги на зарплату. Несколько лет заказы на ремонт мы размещали в Тюменской, Новосибирской, Томской областях. А недавно приобрели крупный пакет акций Павлодарского судоремонтно-судостроительного завода. Теперь ремонтируем и строим суда там.

"Водных" индивидуальных предпринимателей в городе девять, а по всему Обь-Иртышскому бассейну - около шестидесяти. Корабли они закупали в Казахстане или на Тюменском севере: у геологов и нефтяников (многие геолого-разведывательные организации сейчас практически не работают, поэтому и продают суда, у нефтяников же не хватает средств на содержание флота). У "водных" бизнесменов по 2-3 судна, грузоподъемностью 20-30 тонн. На таких "малютках" они могут заходить и в малые реки. Ни Иртышское пароходство, ни речной порт не имеют таких возможностей, т.к. у них только большие корабли.

Всего в Омске зарегистрировано (помимо "Омсктранснефтепродукта" и ТД "Север") 5 речных фирм: "ЮТФ", ООО "Диана", ТОО "Вира", ЗАО "Экос", ЗАО СК "Луна". У каждой по 3-5 судов. Перевозят они продукты питания или строительные материалы.

Сами "водные" бизнесмены, да и сотрудники речных частных фирм говорят, что после августовского кризиса заниматься перевозками стало невыгодно: нет заказчиков, негде взять топливо. Сейчас многие из них остались практически без работы, некоторые даже подумывают продать суда. Правда, не сказали по какой цене.

Большинство предпринимателей ведут торговлю: закупают в Омске продукты, товары народного потребления и уходят в северные районы, где все это и сбывают. Другие же либо транспортируют строительные материалы, либо уходят в Заполярье рыбачить. Добычу продают там же, в городах и поселках Крайнего Севера.

Как видим, ниши в речных перевозках четко распределены: у каждого свои объемы и география перевозок.

Стоимость небольших кораблей узнала случайно. Увидела в одной из местных газет объявление: "Продаю теплоход "Кострома", проект Т63М. 150 тысяч рублей, или меняю на жилплощадь" - и позвонила. Владелец "Костромы" сообщил, что такие суда, как у него, стоят от 130 до 180 тыс. рублей. Свой же теплоход он поменял на автомобиль "ВАЗ-21099".



И вот еще что: оказывается. многие "водные" бизнесмены и сотрудники частных речных фирм - бывшие работники либо пароходства, либо речного порта. Я поинтересовалась у заместителя директора ТД "Север" Алексея Подковкина, проработавшего в Иртышском пароходстве немало лет, какие у него сейчас отношения со своими старыми коллегами. Он ответил достаточно коротко: "Мы дружим".

 

Смерть журналиста. Генерал Николаев не собирался баллотироваться в Омске. Почему в Омске не строят дороги?. Омского мэра настойчиво поздравляют. Продолжают настойчиво поздравлять.

Главная  Новости 

0.0072
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.