Навигация
Главная  Новости 

Андрей Вишняков, генеральный директор ПО "Завод транспортного машиностроения". "Мы научились из блохи кроить голенище"


- В детстве я увлекался техникой вообще, танками не бредил. Решил поступить в Баумановское училище, которое славилось своими традициями, а его диплом всегда высоко котировался во всем мире. Мне, кстати, не нравится, что сейчас "баумановку" переименовали в университет, ведь она так и осталась именно училищем. Так вот, когда после второго курса решил специализироваться на гусеничных машинах, тогда-то и прикипел душой к бронетанковой технике. У меня с друзьями - сокурсниками была заветная мечта - разработать в качестве дипломного проекта новую боевую машину. Но, к сожалению, наша проектная группа распалась, и мечта так и не осуществилась тогда.

- Вы, можно сказать, - главный танкостроитель нашего города, да и всей России. Интересно узнать: об этом вы мечтали с самого детства или все как-то само собой вышло?

Помню, приехал сразу после майских праздников, вышел на виадук, посмотрел по сторонам и удивился: а где же город? Вроде бы рассказывали, что Омск - большой город, а тут ничего вокруг нет. На пятом курсе женился, поэтому приехал с молодой женой, первое время пришлось помыкаться по общежитиям. А вот на заводе мне повезло - попал в сборочный цех на освоение новой машины. Было чертовски интересно, а главное - желание участвовать в создании самого современного танка и нормальная работа.

А вот в Омск я распределился по собственному желанию. Сначала предварительно распределили на Уралтрансмаш. Приехал в Свердловск на преддипломную практику, посмотрел на производство, познакомился с техникой: вроде бы масштабно, интересно, да и город замечательный, но душа не лежала к свердловским САУ. Нас хорошо учили, мы умели изобретать, конструировать и производить, но, если душа не лежит, хорошо делать то, что не нравится, просто не получится. Последней каплей в пользу Омска стал разговор с одним из моих преподавателей, который посоветовал поехать на завод Октябрьской революции, где как раз начинали осваивать Т-8 Вот я и добился, чтобы перераспределили в Омск.

- Честно могу сказать, что никакой "волосатой" руки у меня не было, всего добивался сам. Как становятся? Самое сложное - держать коллектив на плаву. В последнее время жизнь приучила нас "из блохи кроить голенище", как говаривал шукшинский персонаж. Раньше нашему заводу хотя бы не отключали электроэнергию. А вот 29 декабря прошлого года "Омскэнерго" сделало нам новогодний "подарок", полностью обесточив производство. Тогда пришлось 45 тонн стали из мартеновской печи сливать в землю: на ровном месте можно создать чрезвычайную ситуацию, а отвечать кому - директору.

- Как становятся генеральными директорами и трудно ли ими быть?

- От бывших работников Трансмаша мне не раз доводилось слышать, что на заводе уже не осталось настоящих специалистов, предприятие живет только старыми заделами и уже не способно выпускать танки в товарных количествах. Что вы скажете по поводу подобных слухов?

У нас нигде не обучают директорствовать, это умение нарабатывается только собственной практикой. Ежедневное развитие директорской жизни заключается в постоянном разрешении трудных ситуаций. Я принял завод в трудное время, но смог поднять проблемы, которые находились в "засоленном" состоянии. Когда два года назад мы приняли решение показать на омской выставке "Черного орла", единственной целью было обратить внимание на завод, доказать, что он живет и работает. Время подтвердило, что наша инициатива была оправданна, если бы не тот показ, может быть, так и сидели бы в "яме". Ну а выговоры и взыскания, которые я тогда получил, - что ж, такова уж доля директора.

25 мая состоялся военно-технический совет у министра обороны, на котором рассматривалась роль бронетанковой составляющей российской армии. Это позволяет судить о том, что в условиях югославского кризиса танкам, а значит и танкостроителям, будет уделяться больше внимания со стороны государства.

- Пять новых образцов танков, в том числе и "Черный орел" - это отнюдь не старые заделы. Но, конечно, потери завод понес большие, численность работающих, по сравнению с советскими временами, сократилась более чем в два раза. Однако необходимые мобилизационные мощности удалось сохранить, остался коллектив, который способен выпускать минимальное количество танков. Есть предел минимальной численности работников крупного предприятия, после превышения которого происходит нарушение технологической цепочки. Мы этого не допустили, хотя, конечно, есть моральное старение части оборудования. В значительной мере отстаем в мехобработке и металлорежущем оборудовании, нужно обновлять парк, да не на что. За то, что есть работоспособный коллектив, - низкий поклон тем, кто остался несмотря ни на что. Заводской коллектив стабилизировался, кредит доверия еще не исчерпан. Главное - оправдать это доверие. Отрадно, что, несмотря на тяжелейшую ситуацию, в прошлом году люди с завода уходили минимально, текучести кадров почти не было. В рамках совершенствования заводской структуры управления в прошлом году сократили 400 человек, но каждому из них предложили по 3-4 варианта трудоустройства на рабочие места, так что почти все остались на нашем предприятии.

- Пока не разрешают, да мы и сами не хотим. Наоборот, ведем политику, чтобы остаться госпредприятием. Как показала практика, на крупных заводах после акционирования появляется масса юридических лиц, что зачастую ведет к уничтожению предприятия, поскольку нарушается внутризаводская кооперация. У нас много специализированных мощностей, на которых просто нет возможности производить что-то кроме танков. Так что мы должны выполнять "государев" заказ, а госсобственность - находиться в нашем хозяйственном ведении.

- Как известно, ПО "Полет" и ОМП им. Баранова получили разрешение акционироваться, но не спешат им воспользоваться. А Трансмашу не разрешили провести акционирование?

- Насколько мне известно, ваш завод едва не получил права самостоятельно выходить на мировой рынок. Как складываются ваши взаимоотношения с "Росвооружением"?

То, что можно использовать под выпуск гражданской продукции, и так используем по мере возможности. Но увеличение выпуска тех же тракторов и стиральных машин упирается в перманентное состояние нехватки оборотных средств, необходимых для нормального производства. В конце перестройки завод выходил на проектную мощность, нам выделили дополнительную территорию, на которой развернулось строительство новых корпусов. Достроить их не успели, теперь они уже и не нужны, и денег на завершение строительства тоже нет. Что дешевле: разрушить или оставить недостроенными - пока не ясно. Одна надежда, что экономическая разруха в стране не вечна и эти корпуса еще будут востребованы.

В "Росвооружении" работают свыше двух тысяч человек, у компании - более 50 представительств в разных странах - сложно конкурировать с таким монстром.

- Да, несколько лет назад было веяние, чтобы крупные оборонные предприятия могли сами торговать своим оружием. Мы прошли два этапа обретения самостоятельных внешнеэкономических связей. Сначала межведомственная комиссия проверила наш завод на предмет готовности к выходау на внешний рынок, дала положительное заключение. Потом прошла защита на комиссии Госкомитета по оборонной промышленности. Тоже успешно. На третьем этапе должен был состояться координационный межведомственный совет, но вопрос так и повис в воздухе на неопределенное время. Однако, готовясь к самостоятельному выходу на мировой рынок, мы создали минимальные условия, чтобы профессионально осуществлять эту новую работу. Пока все осело где-то в столах чиновников, но в списке возможных претендентов мы идем вторыми после Челябинского тракторного завода и готовы вернуться к рассмотрению такой возможности.

- Среди своих основных проблем директора омских предприятий обычно называют задержку выплаты зарплаты и содержание объектов соцкульбыта. Существуют ли эти проблемы на Трансмаше?

В госкомпании есть определенная инерция аппарата, но мы имеем возможность контролировать прохождение наших бумаг. Любой ценой стараемся не допустить, чтобы бумаги пролежали лишнее время у московских чиновников. Мы жестко контролируем все этапы прохождения документов, можем оперативно воздействовать на этот процесс. Но мешает отсутствие гибкости бюрократической машины. Хотя четыре наших танка Т-80 еще в 1991 году были проданы Королевству Марокко, над ним сохранялась завеса секретности. И в 1993 году на выставке в Абу-Даби, где мы открыто демонстрировали свои танки, иностранцы часто говорили: как с вами сотрудничать, если у вас в стране говорят, что такого танка нет.

Зарплата - один из самых больных вопросов. В прошлом году организовали систему отоваривания под зарплату продуктами питания и товарами. Уголь, лесоматериалы выдавали в счет зарплаты, но отоварка закрывала только пятую часть потребностей по выплате. Когда был на презентации нашего танка в Греции, позвонили с завода: рабочие бузят, требуют денег. Уехал на два дня раньше, начал разбираться, объяснять ситуацию. Сейчас положение чуточку выправилось: за прошлый год рассчитались полностью, в конце мая удалось выплатить аванс "живыми" деньгами.

- Жилье и соцкульбыт пока на нашем балансе - это убыточный сектор, только в прошлом году принесший убытки в 30,5 млн. рублей. У нас 260 тысяч квадратных метров жилья, на его содержание пришлось две третьих всех убытков. Кроме того, есть тепличное хозяйство, свинарник, рыбный цех, спортивный комплекс "Авангард", детский летний лагерь в Чернолучье. Мы ведем переговоры о передаче жилья, но , если вместе с жильем от нас потребуют котельную или другие жизненно важные объекты, передавать не будем. Вот потеряли мы еще при прежнем руководстве свой Дворец культуры, так теперь детям заводчан негде заниматься - кружков там почти не осталось.

- В свое время наши экспортные поставки закончились танком Т-55, который снят с производства еще в 1978 году. Долгое время наша продукция предназначалась только для внутреннего потребления, вновь экспортная составляющая появилась лишь в 1996 году. По старой технике технологии практически потеряны, уже почти не осталось специалистов, которые помнят, как ремонтировать Т-5 Сохранено только производство гусеничных лент, как металлических, так и резиновых. Заказы на траки идут постоянно, поскольку их никто больше не производит.

- в советские времена на экспорт поставлялось огромное количество танков. Вон, американцы даже завод построили по ремонту советских танков. А вы поддерживаете связи с теми, кому поставляли танки, работаете по их модернизации?

Есть такой ежегодный сборник "Мировая оборона", даже если сделать его поверхностный анализ, то выходит, что менее 5% мирового танкового парка оставляет современная техника. А значит, есть объективная необходимость в закупке танков нашего производства, ведь старые модели совершенно не отвечают современным требованиям и в основном уже сняты с производства. Пока наш потенциал не востребован из-за неблагоприятных экономических и политических факторов, но будем надеяться, что эта ситуация изменится.

На заводе разработана концепция по модернизации старой техники. За счет минимальных доработок превращаем Т-55 в БТР, который имеет равнопрочную защиту с танком. Разослали коммерческие предложения, если будет спрос, готовы работать. А потребность, надеемся, есть, ведь около 20 тысяч Т-55 "работает" за рубежом. Когда два года назад отмечали 100-летие нашего предприятия, запланировали найти максимальное количество образцов выпускавшейся на заводе техники, то не смогли найти Т-34, чтобы был на ходу. Пришлось взять у десантников в Светлом учебный Т-34 для участия в параде заводской военной техники. А ведь сколько Т-34 в свеое время было выпущено!

С основным, кроме нашего завода, производителем российских танков Т-90 "Уралвагонзаводом" мы находим взаимопонимание и можем разделить сферы влияния на зарубежном рынке. За нами - газотурбинные танки,за нижнетагильцами - дизельные, которые существенно различаются. Если мы объединим усилия, а к этому есть все предпосылки, сможем выступать единой командой, что позволит диктовать условия и продавать больше танков. Во всем мире производители оружия создают консорциумы, а мы чем мы хуже?

- Продолжаются ли закулисные танковые войны между производителями танков в России и СНГ?

Выставку вооружений в Нижнем Тагиле я не считаю конкурентом омской, ведь там будет участвовать не только бронетанковая техника, но и самолеты. У них огромный полигон, "Старатель" - намного больше нашего. Мы обязательно примем участие в их выставке. и уверен, что найдем новых заказчиков. Чем больше выставок, тем лучше. По итогам тендера в Греции мы провели совещание, в котором участвовали 70 представителей поставщиков комплектующих, наметили планы по дальнейшей модернизации нашего танка, которые уже частично реализованы. А всего у нас порядка 1000 заводов-комплектаторов - это целое дерево, где, если какая-то веточка зеленеет, поднимается жизненный тонус всех остальных, кто оказался в тяжелом экономическом положениим.

Можно и нужно договориться с Харьковским заводом им. Малышева, есть желание конструктивно сотрудничать. Я лично пригласил генерального конструктора малышевского завода Михаила Борисюка принять участие в нашей выставке. Но хартьковчане участвовать не стали, возможно, помешали финансовые проблемы, а может быть, у них были опасения, что их танки могут проиграть в очном поединке на омской земле. Пока они с нами конкурируют на мировом рынке за счет того, что соглашаются на условия, которые нам кажутся неприемлемыми. Им удалось перехватить крупный заказ Пакистана, теперь пытаются перейти нам дорогу по поставке на Кипр. Но мы еще поборемся, хотя лучше договориться.

- Со свободным временем действительно напряженка - вот уже пять лет не был в полноценном отпуске. Постоянно мечтаю отоспаться, но плохо получается. Спортом, честно скажу, никогда не увлекался. Есть у меня два подаренных охотничьих ружья, но охотник из меня - нулевой. Вот с удочкой посидеть люблю, последний раз в День независимости выбирался, правда, ничего не поймал. А вот сын взял пяток чебачков.

- Интерсно, чем занимается директор Трансмаша в свободное время, если, конечно, оно бывает?

- Ну и напоследок хочу спросить: есть уже какие-то результаты вашего участия в выставке?

Когда-то много читал, теперь некогда, стараюсь хоть прессу прочитывать - интересно узнать разные точки зрения. Дочь учится в финансово-экономическом, сын - еще в школе, сейчас борьбой бредит. Кто знает, может, еще и пойдет по отцовским стопам и тоже решит стать танкостроителем. После окончания показательных выступлений в Светлом разрешил ему покататься на танке - было море восторга.

Предварительные итоги выставки еще подводятся, но главное, что потенциальный потребитель увидел разросшуюся за два года экспозицию нашей техники. Кроме наших традиционных партнеров, проявили интерес представители других стран. Вне зависимости от конкретных результатов наше участие в выставке дало хороший заделё на будущее, наработку на перспективу.

- В целом наше участие оцениваю положительно: показали все, что планировали. Наши "изюминки" - выстрел в прыжке, преодоление рва на скорости заинтересовали многих заказчиков. Благодаря нашему водителю-профессионалу Валерию Рычкову омский танк по праву носит название "летающий". Единственное, о чем жалею, - не удалось в полном объеме пообщаться с коллегами из других городов, просто времени не хватило.

 

Стиль жизни. Любовь народная. Вне банковских стен. Разменная монета. События недели.

Главная  Новости 

0.0108
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.