Навигация
|
Главная Новости Между Омском и Торонто маэстро выбрал наш городи не ошибсяПрошел жесточайшую, поистине спартанскую школу своего учителя - знаменитого на весь Союз профессора Каца, народного артиста СССР, лауреата Госпремии, бессменного руководителя Новосибирского симфонического оркестра. Работал главным дирижером оркестров во Владивостоке и Одессе. Седьмой год возглавляет наш симфонический оркестр. 29 января в Концертном зале музыканты оркестра, зрители, музыкальная общественность города будут чествовать художественного руководителя Омского академического симфонического оркестра, заслуженного деятеля искусств России, замечательного дирижера Евгения Шестакова, которому недавно исполнилось 50 лет. В Новосибирскую консерваторию Евгений Шестаков приехал поступать в 1980-м году уже вполне сложившимся и даже семейным человеком. Из девяти поступавших тогда на специальность оперное и симфоническое дирижирование стал единственным зачисленным в студенты. - Вполне возможно. Ведь когда в 91-м Украина стала "ненадежной" и я отказался принять украинское гражданство, пришлось заняться поисками работы. И вдруг неожиданный звонок из Омска тогдашнего директора филармонии Федора Федоровича Миценко: "Мы бы хотели вас пригласить, давайте попробуем". - Евгений Иванович, не иначе ваше появление в Омске - это знак судьбы? - Получилось так, что как раз в это время мне прислали контракт на работу в симфоническом оркестре канадского города Торонто, центра провинции Онтарио. Из канадского посольства пришли все необходимые документы для эмиграции на мою семью. Но мы с женой все-таки выбрали Омск. У нас родители уже престарелого возраста были, не хотелось их оставлять одних, да и Омск совсем рядом с моей родиной - Уралом. - И вы без колебаний согласились? - Ни в малейшей степени. Омские годы в творческом отношении для меня самые лучшие, самые счастливые годы. Хотя все семь лет работал без выходных и отпусков, по 12-13 часов ежедневно на работе да еще дома. Ведь главный дирижер - это не только творческие вопросы, но и административные, это и поиски квартир для музыкантов, и их болезни, и настроения... - Теперь не жалеете? - Ну, такую жену еще поискать надо! Все переезды со мной выдержала, все невзгоды. Впрочем, у людей нашей профессии это входит в понятие образа жизни. - Представляю, каково приходится вашей жене Ирине. Дом, дети фактически на ней одной. - Представьте, из примерно 70 учеников Каца, которых он выпустил за добрых четыре десятка лет, только человек 10 остались за дирижерским пультом. Остальные не выдержали. Так что с дистанции сходят процентов 80 получивших дирижерское образование. - И все ли его выносят? - У меня сложились нормальные отношения с музыкантами. И в профессиональном плане, и в человеческом. Это очень важный момент. Ведь на дирижера что давит? Груз ответственности перед композитором, которого играешь. Затем ответственность за сто человек, которые сидят перед тобой. А они очень разные, как и разное отношение у них ко мне. И третье - это ответственность огромная перед слушателями. - Вы не сошли. Здесь есть какой-то секрет? - Да, это свидетельствует об уровне самого оркестра. - Вот тут вы просто можете гордиться тем, что у оркестра появилась своя публика. - Действительно, это исключение своего рода. Те, кто впервые приезжает в Омск, спрашивают меня: где ты набрал таких музыкантов? И я отвечаю: со всей России, с Украины, из Казахстана. Это настоящая селекционная работа - отобрать в оркестр хороших музыкантов. Тут, конечно, важную роль играет отношение властей, губернатора к нуждам оркестра. - А ведь Омск, в отличие от других горолдов, даже не имеет своей консерватории. - Приятно, что оркестр стал мобильным, уверенным в себе коллективом. Во время последних гастролей в Испании нас сравнивали с лучшими оркестрами Европы, мы получили прекрасные отклики в прессе. Между тем в один день с нами в главном концертном зале Мадрида выступал Венский симфонический оркестр, на другой день - немецкий, под управлением знаменитого Иегуди Менухина. Зрительный зал нас приветствовал стоя. Это кое о чем говорит. - Если не ошибаюсь, Омский симфонический за это время раза четыре выезжал на гастроли за границу. Совсем недавно, перед Новым годом, побывал в Испании. - Могу признаться, что испытывал просто панический страх. Ведь что могло случиться? Поиграли бы с маэстро две минуты, он сказал бы вежливо: "спасибо" и все. Я потом ему признался: "Мстислав Леопольдович, с вами так тяжело играть, вы каждый раз импровизируете, все по-новому, будто сами сочиняете музыку". - Когда три года назад в Омск приезжал Мстислав Ростропович, он сказал очень добрые слова в адрес оркестр, и в ваш адрес: Но каково вам было общаться с музыкальным гением? - А он сказал: "Женя, но у вас же все получилось, не у всех дирижеров получается. У нас же с вами проблем не было". Я ответил: "С вами просто не может быть проблем". И услышал следующее: "И с вами тоже". - И какой была реакция? - Нужно уверенно работать, только так будет нужный результат. - Из уст самого Ростроповича это, конечно, высочайший комплимент. Но, как я понимаю, на лаврах вам почивать некогда. - Представьте, все, кто меня знает, считают добрейшим человеком. Муха пролетает, я голову отклоню, чтобы пролетела без помех... - Евгений Иванович, в вашей замечательной профессии все-таки есть некий тиранический оттенок. Хочешь не хочешь, а в характере развивается какая-то властность. В быту вам это не мешает? - Если серьезно, то, когда выходишь за пульт, все меняется. Я обязан быть жестким. Это как глубоко верующий человек пришел в храм, весь сосредоточенный на Боге. И если кто-то нарушает эту сосредоточенность, я, бывает, не выдерживаю, срываюсь. И голос повышаю, и выражения не самые любезные употребляю. Но в перерыве обязательно извинюсь перед музыкантами. - Прямо как в песне: крылышками бряк-бряк-бряк... - Знаете, в Испании я купил уникальную видеокассету. Последнее интервью Рихтера. Тяжело больной, изможденный человек рассказывает о себе, как на исповеди. Там есть такой эпизод. Интервьюер спросил Рихтера, почему он не продолжил свои занятия дирижированием. Великий музыкант надолго задумался и ответил: "У меня нет властности, и я не умею анализировать". Вот какие качества дирижера выделил великий Рихтер. - Наверное, они и так понимают, что это не со зла. - Просто у нас нет в продаже дирижерских палочек, приходится самому заниматься их изготовлением. Беру длинные указки, истончаю до нужного размера, а из пробок от вина делаю ручку (особенно хороши пробки от испанских, французских вин - они настоящие). На одну палочку идут полторы пробки. Но когда такую палочку сделал по своей руке, она становится прямо-таки родной. - На прошлогоднем юбилее вашего коллеги Розена из музыкального театра вы поразили меня тем, что подарили ему собственноручно изготовленную палочку. Это что, ваше хобби? - Дирижерская техника, если она правильно заложена, обязательно даст полную гармонию твоих чувств, мыслей и твоих жестов. А когда дирижируешь любимыми произведениями, то руки словно придумывают жесты сами. Римский-Корсаков даже однажды сказал: "Дирижирование - дело темное". - Когда вы стоите за дирижерским пультом, что движет вашими руками - эмоции, рационализм? - Во всяком случае, я не могу объяснить, как достигается это одновременное слышание огромного оркестра, соизмерение темпов, нюансов для конкретных групп инструментов, конкретных композиторов. В этом есть какая-то тайна. В этом плане я завидую балетмейстерам, режиссерам, которые могут видеть плоды своего труда со стороны, отстранено. - Неужели для вас, профессионала, оно может быть темным? - В такие моменты я просто отдыхаю душой, стараюсь, чтобы музыканты проявили все лучшее, что в них заложено. Мне дорого ощущение живого дыхания на наших концертах. - Зато дирижер творит вместе с музыкантами, человек за пультом не просто руководитель оркестра, он - артист. Поэтому зрители, как правило, обожают эмоциональных дирижеров, с артистичной техникой. Признайтесь, разве вы не наслаждаетесь за пультом, когда все идет на должном уровне? - И я точно так же горжусь нашей хоккейной командой "Авангард", хожу, когда есть время, с сыном поболеть за любимую команду, покричать на трибунах... - Оно дорого и зрителям, слушателям. Однажды летом я стала свидетельницей, как отреагировали на концерт симфонического оркестра две приезжие женщины. Конечно, картину они увидели действительно впечатляющую - под козырьком музыкального театра сидели музыканты во фраках и играли популярную классику. На фоне бьющих фонтанов это выглядело фантастически. И они обратились ко мне: "Боже мой, что это у вас за чудо?". А я с гордостью ответила: "Это Омский симфонический оркестр". Действительно, это было очень приятное чувство гордости за свой город. Ведь в России только 24 города имеют свои оркестры. - Чтобы омичи продолжали гордиться своим симфоническим оркестром, чтобы не было такого сильного разрыва между нашим коллективом и другими музыкальными коллективами города. Я к тому же человек тщеславный и в личном плане: хочу оставаться главным дирижером оркестра и работать в Омске долго-долго. - Это верный признак того, что стали стопроцентным омичом. Осталось только напомнить вам, что за неполные семь лет вашей работы в Омске оркестр и по численности, и по качеству вышел на европейский уровень, стал Академическим, вы получили звание заслуженного деятеля искусств России и выросли вместе с оркестром. Что бы вы сами себе после всего этого пожелали? - Удачи вам на этом тернистом пути. И с юбилеем! Независимый профсоюз частных предпринимателей "Содружество". Н.Паршуков, директор ПТСК "Тарифы котельных стали дешевле, чем в "Омскэнерго". Омского нефтезавода на карте больше нет. Банкроты. Е. Графеев, ген. директор Омской телефонной компании "Связь-Инвест" "Главное - иметь цель". Главная Новости 0.0067 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |