Навигация
Главная  Новости 

В энергетике идет тарифная кампания


В ноябре Региональная энергетическая комиссия должна утвердить энерготарифы на 2006 год. Впервые они будут утверждаться для энергокомпаний, которые были сформированы в процессе реформирования. Если раньше тариф был единым для всей энергосистемы, то теперь появятся отдельные составляющие тарифа для генерации, для сбытового предприятия и для сетевого предприятия. Но главное, что потребители не ощутят никаких неудобств от изменений в тарифной политике государства. О том, как энергетики работают над оптимизацией затрат, чтобы сдержать рост тарифов, рассказал на общефедеральной пресс-конференции начальник департамента экономической политики РАО "ЕЭС России" Игорь КОЖУХОВСКИЙ.

Медленнее инфляции растут тарифы только у предприятий РАО "ЕЭС России"

По словам Игоря КОЖУХОВСКОГО, основным принципом тарифной политики РАО ЕЭС на 2006 год остается принцип сдерживания темпов роста тарифов. Еще в 2003 году российское правительство по инициативе энергохолдинга впервые установило предельные уровни роста тарифов. Причем сразу на три года вперед. И уже в 2004 году темпы роста энерготарифов не превысили уровень инфляции. Реальная инфляция в 2004 году составила 11,7% и была выше прогнозируемой. Тариф же на электроэнергию в среднем по стране вырос на 11,4%.

Темпы роста тарифов замедляются

Борьба за живучесть

Еще более показательная ситуация была в 2005 году. Федеральная служба по тарифам установила для энергетиков потолок в 9,5%. Тарифы выросли в среднем на 9,2%. В то же время инфляция, которую правительству никак не удается обуздать, обещает к концу этого года намного превысить прогнозные 8,5%. По мнению большинства аналитиков, инфляция в 2005 году будет никак не менее 10,5%.

Остается большой проблемой стремительное удорожание топлива, строительных материалов, металла и железнодорожных перевозок. По сводным данным ФСТ, Минэкономразвития и Росстата, газ подорожал в 2004 году на 20%, уголь - на 51,4%, а ГСМ еще больше - на 65,4%. В этом году газ подорожает еще на 20%. Согласно прогнозам, на 11% поднимется его стоимость и в 2006 году. Уголь в будущем году подорожает в среднем на 10,1%. А тарифы на электроэнергию, как известно, примерно на 40% зависят от стоимости топлива. При этом энерготарифы жестко регулируются государством, а цена на топливо - нет.

По словам Игоря КОЖУХОВСКОГО, курса по сдерживанию тарифов РАО "ЕЭС России" намерено придерживаться и в дальнейшем. Правда, на этом пути у холдинга возникает ряд системных проблем. Основная проблема - это несовпадение официальных прогнозов Минэкономразвития, которые являются ориентиром для ФСТ, и реальной величины уровня инфляции. Например, в 2006 году правительство ожидает, что инфляция будет на уровне 8,5%. Исходя из этого предположения верхнюю планку для энергетиков ФСТ установила в 7,5%. В то же время прогноз экспертов по поводу инфляции намного пессимистичнее. Они ожидают, что в 2006 году инфляция будет выше 10%.

Перекрестное субсидирование

Сдерживать рост тарифов, по словам Игоря КОЖУХОВСКОГО, становится все трудней. Рентабельность предприятий РАО ЕЭС и так балансирует на нижней границе. К примеру, ожидаемая рентабельность продаж электроэнергии по итогам 2005 года - 8,8%. А по теплу - 1,1%. Говорить об инвестиционной привлекательности отрасли с такими показателями довольно трудно. Последние два года энергетикам удавалось справиться со своими повышенными обязательствами за счет масштабной программы управления издержками. Но эти внутренние резервы тоже не бесконечны. В 2006 году холдинг рассчитывает сэкономить за счет разгрузки менее экономичных мощностей и увеличения выработки на высокоэффективных станциях. Рынок электроэнергии станет экономическим механизмом, который стимулирует этот процесс. В целом экономия за год составит от 7 до 10 млрд рублей.

Разная стоимость электроэнергии связана с более высокими затратами в процессе транспортировки электроэнергии к потребителю на низком напряжении. Если затраты на транспортировку выше, то и цена, соответственно, должна быть выше. В развитых странах, как пояснил Игорь КОЖУХОВСКИЙ, стоимость электроэнергии для бытовых потребителей выше, чем для промышленных. Причем почти в два раза. Аналогично решался этот вопрос и в Советском Союзе. Если население платило в 70-80-х годах по 4 копейки за 1 кВт/ч, то промышленность оплачивала из расчета по 1,65 копейки.

Глобальным системным препятствием на пути развития энергетической отрасли и экономики в целом остается, по словам Игоря КОЖУХОВСКОГО, перекрестное субсидирование. Оплачивая электроэнергию по более высокой цене, промышленность фактически дотирует население. И сумма "дотации" в масштабах страны весьма внушительная - порядка 60 млрд в год. То есть практически 10% от всей товарной продукции российской электроэнергетики. Объемы перекрестного субсидирования в омской энергосистеме тоже впечатляют - 597 млн рублей в год. Это выталкивает наиболее крупные и платежеспособные предприятия на свободный рынок электроэнергии, из-за чего увеличивается нагрузка на оставшиеся предприятия и на бюджет.

Льготы, расходы и доходы

Надо отметить, что с 2005 года проблема перекрестного субсидирования начала хоть как-то решаться. С целью поэтапного сокращения перекрестного субсидирования уже второй год подряд ФСТ по согласованию с российским правительством принимает решение по опережающему росту тарифов для населения. В 2005 году тарифы на электроэнергию для населения выросли в среднем по стране на 18%, а для промышленности - на 5%. Такая же динамика сохранится, судя по всему, в 2006 году. В итоге за 2005 и 2006 годы, по расчетам РАО ЕЭС, объем перекрестного субсидирования должен уменьшится в целом по России на 26%. Причем некоторые "пилотные" регионы к 2007 году о перекрестном субсидировании должны будут забыть вообще. Предположительно, в число этих "первопроходцев" войдет Москва, а также Свердловская и Владимирская области.

Планы реформирования электроэнергетики предполагают и такой механизм защиты, как введение социальной нормы энергопотребления. Все, что в пределах социальной нормы, будет оплачиваться населением по льготному тарифу, а свыше - по экономически обоснованному. И объем этой социальной нормы будет регулироваться на региональном уровне, чтобы можно было учесть специфические условия каждого региона.

Тенденция на ликвидацию перекрестного субсидирования не означает, естественно, отмены механизмов государственной поддержки малообеспеченных слоев населения. В электроэнергетике сохранится и такой механизм, как продажа электроэнергии по льготным тарифам. По данным РАО ЕЭС, треть всего населения, получающего в 2005 году электроэнергию от предприятий холдинга, оплачивает 50% ее стоимости. Монетизация этого процесса не коснулась, как и всех услуг ЖКХ, впрочем. Льготы и жилищные субсидии для тех семей, чей доход не позволяет оплачивать услуги ЖКХ полностью, сохранятся и на будущий год.

Показателен, кстати, результат социологического опроса, проведенного по заказу информационного агентства "Росбизнесконсалтинг". Самый раздражающий фактор для россиян - это стремительный рост цен на бензин и другие продукты нефтепереработки. Сразу за бензином по шкале "раздражения" следуют услуги ЖКХ. А повышение тарифов на электроэнергию раздражает и волнует наименьшее количество опрошенных - всего 6%.

А потребители со средним доходом повышение тарифа на электроэнергию вообще не заметят. Семья из трех человек потребляет в месяц в среднем 150-200 кВт/ч электроэнергии. И на ее оплату тратят в среднем 2,5% от бюджета семьи. Увеличение оплаты в размере 15-20 рублей в расчете на одного человека едва ли нанесет ущерб семейному бюджету. По сути это цена одной пачки сигарет. Да и денежные доходы населения, согласно данным Росстата, растут динамично. Только за 5 месяцев 2005 года доходы россиян выросли в среднем на 35%. Это заметно выше, чем темп роста энерготарифов.

Задача по снижению темпов роста тарифов остается приоритетной и для омских энергетиков. Как рассказал "КВ" начальник департамента экономики АК "Омскэнерго" Павел ЛУКЬЯНОВ, предельный рост тарифа для Омской области был определен ФСТ на уровне 8,6%. Впрочем ФСТ задает лишь средний уровень для региона, а тарифы для отдельных групп потребителей утверждает уже Региональная энергетическая комиссия Омской области.

Программа управления издержками

В 2005 году, по словам Павла ЛУКЬЯНОВА, эффективность программы несколько снизилась. И это понятно. Бесконечно экономить невозможно. Иначе такая экономия может привести лишь к снижению надежности в энергосистеме. Чтобы этого не произошло, часть экономического эффекта от программы снижения издержками АК "Омскэжнерго" направляла и на повышение надежности работы энергосистемы. То есть на внедрение новых и более эффективных технологий.

По словам Павла ЛУКЬЯНОВА, чтобы сдержать рост тарифов в омской энергосистеме. уже несколько лет подряд успешно реализуется собственная программа управления издержками. В первую очередь, это мероприятия по снижению удельных расходов топлива, по снижению потерь и затрат на сырье, материалы и оборудование. И результаты говорят сами за себя. В 2002 году экономический эффект от программы управления издержками составил 138,5 млн рублей. В 2003 году - 668 млн рублей. В 2004 году эффект был еще выше - 727 млн рублей.

 

События и новости. Стиль жизни. Сибирский рынок переходного периода. Последняя "Инициатива" омского мэра. Александр Дубинин "Я наверное, из тех редких людей в Омске, кому Татарский ничего не должен".

Главная  Новости 

0.0132
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.