Навигация
Главная  Новости 

"Я испытал культурологический шок"


На состоявшемся 8 декабря градостроительном совете обсуждалась идея превращения Любинского проспекта в пешеходную зону, или, по сути, обсуждалась идея изъятия проспекта из транспортной схемы города.

Общественности был представлен один из этапов по превращению Омска в "уездный город N"

Что водило карандашами архитекторов - вдохновение или чувство долга? Что побудило их нарисовать проспект в стиле декораций к экранизации гоголевской "Женитьбы Бальзаминова"? Архитекторы начала ХХ века, строившие Любинский проспект, вдохновлялись идеями Парижа и Петербурга. Что двигало авторами представленной идеи, что бы они сказали бессмертному для Омска Хворинову, спроси он их об этом?

Из сообщений СМИ следовало, что рассматривался всего один вариант. Почему один? Нет в городе творческих сил? Задача незначительная? Как бы то ни было, но высокой общественности был представлен один из этапов по превращению Омска в "уездный город N".

Омску нужна рекреативная зона в центре: "променад" по Спартаковской не удался, это вполне очевидно. Но решение надо искать в том, чтобы добавить жизни центру, а не устраивать здесь "госпитальный дворик".

К настоящему времени центр Омска уже успели украсить такими псевдоклассическими новоделами в "конюшенном" стиле, как "Пять звёзд" и новостройка на углу Любинского /Бударина. Почему я говорю в "конюшенном" стиле? Потому что так раньше строили конюшни, манежи и пр. подобные лабазы, которые в пропорциях были такими же, как и особняки. Отличие было в деталях фасада, практическое отсутствие лепнины, пластических композиций, аскетичная отделка ордеров и пр. Именно то, что мы и наблюдаем на названных новоделах. Плюс к этому пропорциональные несоответствия. Вот такое "чувство стиля".

Я испытал культурологический шок при виде предлагаемого проектом. Откуда на дороге эти ротонды? У кого-то ностальгия по советским Ялте и Кисловодску? А чего стоит предлагаемый подземный пешеходный переход под надземным пешеходным переходом. Я такого даже в Китае, где людей днем на улице, как у нас в автобусе в час пик, не видел.

Трижды прав омский губернатор, что от слов необходимо переходить к делу. Надо просто брать и делать. Вопрос - что и как? Из чего вытекает идея сделать Любинский проспект пешеходным? Чтобы было красиво и удобно. Но для того, чтобы было красиво, надо сделать правильно. Этот принцип (закон) подарил человечеству "отец" архитекторов Марк Ветрувий Поллион - ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА. Это архитектурное триединство. Без одного из этих трех условий любые два других становятся бессмысленными.

А Любинский предлагается "ампутировать" уже сейчас, хотя любое градостроительное и градоответственное лицо знает - дорог лишних не бывает! Однозначно можно утверждать, что "закупорив" Любинский и направив трафик на Маркса/Гагарина, мы получим там грандиозный затор. В этом случае можно не беспокоиться расширением здания мэрии, к нему будет просто не подобраться.

Мост "вдоль реки" в створе Оми, который предлагает "Мостовик" и который якобы заменит проезд по Любинскому, - так это когда будет, и каких деньжищ он будет стоить! К этому времени наши южные братья китайцы Иртыш уже, может, и вовсе осушат.

С этой точки зрения необходимо оценивать градостроительные перспективы. Есть ли другое решение, при котором удастся организовать в центре полноценную пешеходную зону и при этом оставить движение по Любинскому? Наверняка.

Девиз настоящего времени это информация и коммуникации. Трафик - это закон городов.

В настоящее же время Музейная представляет из себя "захолустье и запустение". Увы.

Например, одно из них. В далекие 90-е, когда нефть стоила 12 долларов за баррель, а в городской казне не было денег даже на то, чтобы поменять перегоревшие лампочки в кабинете мэра, мы в приватной беседе главным архитектором Омска того времени обсудили такую идею: по Любинскому от "горки" и за Драмтеатр, устроить тоннель для сохранения сквозного движения (трафика) по проспекту. Профиль поверхности в этом месте не только позволяет, но и побуждает к такому решению, земля в центре дорога, и ее "двухуровневое" использование более чем разумно. Между домом Ганьшина, домом Шаниной, Драмтеатром и музеем Врубеля образуется не "огромная и подавляющая", а "большая и интересная" площадь, настоящая красивая площадь. От площади пешеходным бульваром по Музейной, через пешеходный мост через Партизанскую прямо к Иртышу/Оми. Хочу заметить, что все это предусмотрели наши разумные предки, когда застраивали Любинский с прилегающими улицами - выход по теперешней Музейной к одетым в камень (по замыслу) Иртышу/Оми: тогда они сильно разливались, и развивающийся центр столицы Сибирского края требовал защиты от паводков.

Замеры общественного мнения помогут не ошибиться при принятии столь ответственных решений.

И еще. В мире широко применяется следующая практика: подобного плана проекты в виде макетов выставляются на обсуждение общественности в широкодоступных местах.

А пока суд да дело, с наступлением весны, не оттягивая можно и нужно приступать к реконструкции фасадов Любинского, провести их качественную реновацию с возвращением каждому зданию на проспекте своего лица, как это и было прежде, раскрасив, наконец, этот безобразный казенный ряд.

Думаю, мало кто из горожан равнодушен к будущему Омска через 5, 10, 50 лет, поэтому у губернатора в этом вопросе много сторонников - надо брать и делать. Только непременно правильно. Потому что судьей будет ВРЕМЯ.

 

Центром нынешнего дня победы остаются ветераны. Омские "мальчишки, девчонки" - лучшие. С фискалами не поспоришь. Хорошо и жильцам, и строителям. BAKER STREET в городке Нефтяников.

Главная  Новости 

0.0078
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.