Навигация
Главная  Новости 

И учитель, и писатель, и человек - с большой буквы


Между тем кто-то из мудрых людей заметил, что предназначенное для детей надо делать так же тщательно, как и для взрослых, но только талантливей. У детской литературы и степень ответственности перед своим читателем ничуть не ниже: речь идет о формировании мировоззрения юного человека, системы его ценностей.

Не о многих можно сказать так, как о Роберте Удалове Как изощренно мы умеем заблуждаться. И не просто заблуждаться, но и возводить это заблуждение в принцип, в абсолют. Один из таких абсолютов, на мой взгляд, - деление литературы на большую и маленькую, на литературу, предназначенную взрослому читателю, и литературу для детей.

В шеренге духовных последователей Тимофея Максимовича первым я бы назвала имя Роберта Удалова, писателя, уникального тем, что всю жизнь он работал в педагогике, великолепно чувствует детскую психику, умеет найти верный тон в разговоре с читателем-школьником. Потому его книжки - небольшие по объему, но очень емкие, улыбчивые, добрые - с неизменным интересом и любовью встречаются читательской аудиторией.

Надо сказать, что Омску в этом смысле просто повезло. Появление такого неординарно талантливого человека и поэта, как Тимофей Белозеров, во многом повлияло на уровень детской литературы в нашем городе. У пишущих для детей есть нравственно и художественно выверенный камертон - замечательная белозеровская поэзия, принцип его подхода к диалогу с юным читателем как равного с равным.

- Наверное, мне попадались хорошие дети, хорошие классы. Нормально складывались взаимоотношения с ребятами. Не было негативного опыта, когда учитель не хочет идти в класс, так его допекут.

- Роберт Михайлович, для меня остается загадкой, как это вы, проработав столько лет в школе, институте усовершенствования учителей, не утратили ни тяги к общению с детьми, ни интереса к проблемам и заботам, которыми они живут. Обычно учителя, выходя на пенсию, с содроганием вспоминают школу.

- Несмотря на отношение к урокам трудового воспитания как к чему-то второстепенному, на них воспитываются многие очень важные для человека качества. А филология помогала мне увидеть то, мимо чего другой проходил, не заметив. Вернее, она научила меня смотреть и видеть.

- Но ведь допекают далеко не всех, значит, дело не только в "хорошести" отдельно взятого класса, но и в самом учителе. Вот вы преподавали уроки труда, а о вас до сих пор с восторгом отзываются уже выросшие ученики. Может, секрет еще и в том, что пединститут вы оканчивали по специальности учитель языка и литературы? И волновали вас не только правильно выточенная деталь, а философия подхода к труду, к порученному делу?

- И этому, и умению удивляться увиденному. Знаете, сколько интересных наблюдений почерпнуто на уроках труда! Там я понял, насколько разнятся люди по своим задаткам. Вот один школьник - движения у него вялые, весь некоординированный такой. Но он - мыслитель! Другой может быть весь в движении, энергичный - вначале делает, а думает потом. Жизнь показывает, что каждый в конце концов находит применение своим способностям. Порой вопреки учительским прогнозам.

- И этому же вы учили своих учеников?

- Приведу вам один пример. Шли мы с сыном Сережей в детский сад. Было это, конечно, давненько. Тогда дома мы читали "Сказки народов мира". Одна сказка начиналась так: "Странное это дело: в Китае все люди китайцы". Вот и Сережа по дороге в детсад говорит: "Папа, а в Москве живут только москвичи?". Тогда я подумал, как мы по-разному смотрим на вещи. Тогда и родилась идея стихотворения "Все не так".

- Когда мне впервые попала в руки ваша книжка "Как-то раз...", а затем "Дым коромыслом", я удивилась узнаваемости ситуаций, естественности поступков героев. Где вы все это подсматривали, ведь не только на уроках?

- Примерно так же рождаются и другие стихи, рассказы. Сумма наблюдений - маленькие ситуации, собственные воспоминания, увиденное в школе - дает толчок фантазии.

- Да, я помню, это из поэтического сборника "Радостно смеется Снеговик". Представления деревенского мальчика о Москве: "Там, конечно, все иначе, там, конечно, все не так! В огород козел не скачет, и не щиплется гусак"...

- Я всегда пристрастно читал этого автора, можно сказать, многому у него научился. А вот в поэзии для меня эталон - Тимофей Максимович Белозеров. Он такие детали умел найти, такую картину из них сложить. Этот поэт на несколько голов выше любого из детских поэтов типа Барто, Михалкова. Общение с личностью такого масштаба мне очень много дало. Еще я заметил, что на встречах в школах Белозеров обязательно расспрашивал ребят о том, что у них происходит, как они живут, а уже потом речь шла о его творчестве.

- По свежести восприятия мира детства, по тонкому юмору ваши рассказы неуловимо напомнили мне знаменитые рассказы Носова.

- Работал я над повестью лет восемь, очень трудно было собрать материал, найти непосредственных участников событий. Тут можно долго рассказывать почти детективные ситуации с поиском людей, документов. Главное, мне удалось найти могилу отца и побывать на ней с детьми. Когда вышла повесть в альманахе "Омская старина", я был самым счастливым человеком. Это было не для меня сделано, для отца...

- В вашем писательском активе есть и совершенно "взрослая" повесть "Петрович", посвященная отцу, погибшему на фронте. Вы в ней выступили и как первооткрыватель драматической судьбы 11-й кавалерийской дивизии, фактически уничтоженной в 1943 году в харьковских степях.

- Тогда признаюсь, что работаю над повестью "После звонка". Это рассказ об учителе, о школе, о школьной жизни. У меня свой подход к этой теме. Обычно о школе пишут те, кто учился в ней и воспринимал профессию учителя с позиции ученика. А я знаю ее изнутри. Там много любопытного, в том числе по линии учитель - учитель.

- Роберт Михайлович, а никогда не тянуло написать и об учителях, о своих коллегах?

- И делаю это с удовольствием. Встречи с детьми я называю встречами-знакомствами. Я обязательно веду диалог с ними. Ведь то, что дети мне рассказывают, - это и мой багаж. А они такие наблюдатели внимательные! В отличие от взрослых, которых больше тянет на критический разбор, дети умеют подмечать самые крошечные детали, нюансы и оценивать их. А как они реагируют на шутку, иронию! Вообще же приятно, когда ребята готовятся к встрече, учат стихи, делают рисунки. То есть даже не сама встреча, а подготовка к ней тоже становится своеобразным уроком.

- Теперь вопрос об обратной связи с читателем. Судя по числу ваших встреч в школах, пионерских лагерях, вы эту связь никогда не прекращаете.

- Собственно, я с ней и не расставался...

- Одним словом, став членом Союза российских писателей, вы по-прежнему остались педагогом - Учителем по духу и призванию. Знаю, что ваши книжки рекомендованы кафедрой детской литературы ИУУ в качестве регионального компонента русской литературы. Вы вновь возвращаетесь в школу.

 

Небывалый праздник для ценителей прошлого. Высокооктановый кризис. Английский язык с удовольствием!. Nokia вложила в Омск 130 тысяч евро. Как бороться с похитителями времени.

Главная  Новости 

0.0158
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.