Навигация
|
Главная Новости Владислав ХОДУС, министр экономики Омской областиВладислав ХОДУС, министр экономики Омской области: "Есть предварительное согласие от руководства Омскшины и "Омского каучука" уйти с процессинга" 17 января на заседании правительства Омской области принято решение о создании совета по экономическому развитию Омской области. В его состав, кроме руководителей органов государственной власти, войдут наиболее активные представители научных учреждений, бизнес-сообщества, общественных объединений. На следующий день главный редактор "КВ" Марат ИСАНГАЗИН встретился с министром экономики Владиславом ХОДУСОМ и задал ему ряд вопросов, касающихся экономического развития региона - 18 октября на заседании правительства вы говорили, что каждому муниципальному району необходимо срочно согласовать во всех министерствах программы средне- и долгосрочного развития. Что это такое? - По сути дела мы начинаем переходить к новой идеологии работы с муниципалитетами. Как было раньше? Главы администраций приезжали в область и просили деньги. У кого было положение дел хуже, тому давали больше. Кто более-менее справлялся сам - соответственно, получал денег меньше. Сейчас необходим иной посыл, такой, чтобы районы были заинтересованы в развитии собственной доходной базы. А каков потенциал этой базы, становится ясно из средне- и долгосрочных планов районов. Кроме этого, по нашей инициативе в штатных расписаниях районных администраций появились по две новые ставки экономистов. Причем расходы на эти ставки берет на себя областной бюджет. - Какой район первым согласовал программу развития? - Исилькульский. - И какова эта программа? - Базовыми точками роста экономики района определены следующие направления: развитие зернового производства, увеличение мощностей по переработке зерна, развитие мясомолочного производства, строительство животноводческих комплексов и промышленного производства, в том числе на базе завода "Экран" - филиала ОмПО "Иртыш" и планируемого филиала ОАО "Сибзавод Центр". Несомненно - газификация. - В конце осени прошлого года поговаривали о возможности введения внешнего управления в Омском и Исилькульском районах. - Такое решение не принято. И точно такую же политику, которую мы сейчас выстраиваем по отношению к сельским районам области, Москва проводит по отношению к нам, субъектам Федерации. Они говорят нам: если вы хотите участвовать в федеральных целевых программах, покажите, сколько средств вы сами собираетесь вкладывать в эти программы. Аналогичная позиция - по возможности финансирования из Инвестиционного фонда РФ: претендентам необходимо иметь объем собственного финансирования порядка пяти миллиардов рублей. - Омские проекты претендуют на финансирование из средств Инвестиционного фонда РФ? - 30 ноября председатель правительства России Михаил ФРАДКОВ подписал постановление, где утвердил семь таких проектов: комплексного развития Нижнего Приангарья, строительства железной дороги в Читинской области, комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, платной автодороги Москва - Санкт-Петербург (15-58 км), Орловского тоннеля под Невой, западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, нового выхода на трассу Москва - Минск в обход города Одинцова. Они были выбраны на двух заседаниях правительственной комиссии: одно прошло в прошлом году в Санкт-Петербурге, другое - в Сочи. - Я слышал, что в Сочи должны были рассмотреть инвестиционную программу ОмскВодоканала? - Данный проект планировался к рассмотрению, но этого не произошло. Сейчас он проходит все необходимые экспертизы для рассмотрения в третьем заседании в Красноярске конкурсной комиссии по отбору проектов с участием средств Инвестиционного фонда России. - Можно охарактеризовать этот проект? - На сегодняшний день более половины сетей предприятия имеют значительный износ. Износ сооружений порядка 50%, как и оборудования. Все это требует существенной модернизации. Программа по развитию системы водоснабжения и водоотведения Омска предполагает инвестирование в инфраструктуру 18,6 млрд рублей в течение 24 лет. Первоначальными разработками технико-экономического обеспечения программы выступили датская компания COWI и британская Severn Trent Water Int. Адаптирование под российские реалии произвели ЗАО "ДарВодГео" и Омскгражданпроект. Кстати в октябре этот проект был представлен в Омске на экономическом форуме Международной ассамблеи столиц и крупных городов. - Но президент Евроазийского водного партнерства" отстраненным от управления ОмскВодоканалом заявлял, что именно ЕВП должен был представлять инвестиционный проект в Сочи. - Определенная коллизия корпоративных интересов этих двух компаний действительно существовала. В Минэкономразвития задавался вопрос: какой же проект будет представлен - ЕВП или ОмскВодоканала? В частности, на заседании соответствующей комиссии в Москве было принято решение о временной приостановке рассмотрения проекта до устранения корпоративных конфликтов. - В прошлом году много писали о возможной федеральной поддержке проекта по производству биоэтанола. Эта программа направлялась в Инвестиционный фонд? - Критерии отбора проектов Минэкономразвития довольно жесткие - - поддержка оказывается только крупным инфраструктурным проектам с невысоким уровнем прибыльности. Проект "Биокомплекс" - коммерчески выгодный проект, который может быть реализован и без федерального финансирования, поэтому в конкурсе на выделение средств из Инвестфонда он не участвовал. Однако говорить, что федеральные органы власти отказались от поддержки омского завода по производству биоэтанола - не совсем правильно. Совместно с Минсельхозом РФ решается вопрос о выделении земель под строительство "Биокомплекса". С Минэкономразвития прорабатываются вопросы, чтобы "Биокомплекс" стал ядром особой экономической зоны, которую предполагается создать в Омской области. На областном уровне заключен договор об оказании государственной поддержки в форме предоставления льгот по налогам и сборам. - Можно упомянуть, скажем, проект господина КАЗИМИРОВА (фирма "Гелиос") по поликристаллическому кремнию. Однако этот проект остался пока на уровне подготовки документов. - В стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной указом губернатора от 13 февраля 2006 года 18, в числе ограничивающих развитие области факторов указаны: перевод экономикообразующих организаций на процессинг. Какие потери несет область от этого процессинга? - Применение легальных схем минимизации налогообложения - практика многих российских и зарубежных компаний. Процессинг практикуется обычно в вертикально интегрированных структурах, когда финансовые потоки, а также основная часть созданной стоимости продукта аккумулируются в главной управляющей организации, а часть подразделений работает как производственные цеха, получающие в качестве вклада в общую стоимость лишь оплату услуг по обработке продукта, то есть с заранее определенной рентабельностью. В Омской области процессинг впервые был реализован в середине 90-х годов на ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ". Сегодня по такой схеме работают многие. В субъекте Федерации при этом остаются только налоги на имущество, земельный налог и с доходов физических лиц. Помимо чисто бюджетных потерь (сокращения поступлений по налогу на прибыль) предприятия лишаются самостоятельности при принятии управленческих решений. Нередко решения, принимаемые головными конторами, не учитывают задач регионального развития, особенно в социальной сфере. И хотя у региона соглашения с многими крупными компаниями, проблемы в этой сфере остаются. Однако в рамках той работы, которая ведется по мобилизации дополнительных доходов в бюджет, проведены предварительные переговоры с Омскшиной и ведутся переговоры с "Омским каучуком". Есть предварительное согласие от руководства этих предприятий о том, чтобы от процессинговых схем уйти. - В той же стратегии развития до 2020 года говорится о возможностях рисках, среди которых и снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики Омской области после вступления РФ в ВТО. Какой омской продукции создает проблемы вступление страны в ВТО? - По сравнению с рядом территорий европейской части страны агропромышленный комплекс региона находится в более благоприятных условиях, так как защищен высоким уровнем развития пищевой и перерабатывающей промышленности. В машиностроеннии ситуация несколько иная. В случае снижения ввозных пошлин на некоторые производимые товары, присоединение к ВТО может негативно сказаться на производстве потребительской продукции, предназначенной для внутреннего рынка, и привести к сворачиванию ряда производств. Но мы готовимся к этому событию сами и пытаемся подготовить к нему омские предприятия. На первичном этапе это консультации. 14 ноября прошлого года совместно со специалистами Минэкономразвития мы провели в Омске практический семинар "Инструменты защиты российских товаропроизводителей и экспортеров на внешнем и внутреннем рынках и поддержка экспорта". - В какие страны больше всего продает товаров и услуг Омская область? - В Нидерланды, Австрию и Германию поставляется около 40% всего экспорта региона. - Что продаем? - Бензин, дизельное топливо, продукцию химической промышленности. - А из каких стран Омская область больше всего покупает товаров? - Из Казахстана, Узбекистана и Киргизии. По итогам девяти месяцев 2006 года это порядка 200 млн долларов. Практически 100% закупок из Узбекистана и Киргизии - это овощи и фрукты. Из Казахстана осуществляются поставки машиностроительной продукции - более 50% от всего объема импорта этой группы товаров. - Что имеется в виду? - В основном это подшипники, арматура для трубопроводов, котлов, тракторы, автокраны. К тому же из Казахстана поставляется уголь для энергетиков, а это более 25 млн долларов. - В прошлом году много говорилось о взаимоотношениях с Китаем. Каков наш товарооборот с этой страной? - В 2004 году товарооборот составил чуть более 341 млн долларов, в 2005-м - примерно столько же, а за 9 месяцев 2006 года объем экспортно-импортных операций превысил сто миллионов долларов. В последнее время отмечается положительная динамика в инвестиционном сотрудничестве с КНР: в 2005 году в Омскую область поступило инвестиций на 24,6 млн долларов, что в 3,5 раза превысило показатель 2004 года. Из реализованных проектов можно отметить строительство "под ключ" кирпичного завода в Марьяновке, запуск в эксплуатацию цеха по производству обуви в поселке Харламово Омского района. В ноябре на пекинской выставке "Россия и Китай, новые пути торгово-экономического сотрудничества в XXI веке" состоялось немало переговоров с китайскими предпринимателями. В частности, обсуждался совместный проект по производству на базе ОмПО "Иртыш" жидкокристаллических телевизоров. - О ноутбуках вроде бы говорилось? - И о компьютерах тоже. - Имеются в виду отверточные технологии? - Думаю, будет поэтапное внедрение. На первом этапе, если, конечно, будет подписано соответствующее соглашение, начнется процесс адаптации сборки. Ну а дальнейшее развитие вполне укладывается в рамки федеральной концепции перевода к 2015 году российского телевидения на цифровые технологии. - Регулирует ли какие-то тарифы минэкономики? В свое время министерство утвердило тариф на обычное такси в 5 руб за км. Действует ли еще сегодня это ограничение? - В соответствии с указом губернатора от 13 апреля 2006 года 49 уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования тарифов и надбавок является Региональная энергетическая компания. Тариф на проезд в легковом автомобильном транспорте (такси) в размере 5 руб. за каждый километр, установленный приказом министерства экономики Омской области от 15 апреля 2004 года 6-к, в настоящее время еще действует. Контроль за применением этих тарифов осуществляет РЭК. - Осенью прошлого года курирование вопросов ипотеки передали из минстроя в министерство экономики. Почему? - Ипотека все же не только составная часть жилищного строительства, но финансовый механизм, позволяющий, имея обеспечение обязательств в виде жилья, привлекать денежные ресурсы. Мы, естественно, продолжаем работать совместно с Минстроем, но активно занимаемся и привлечением внебюджетных резервов в экономику Омской области. Омская региональная ипотечная корпорация (ОРИК) уже вышла на прямую работу в режиме он-лайн с московскими банками. - Какими? - Банк "Евротраст", например, кредитует застройщиков непосредственно из Москвы. - У него ниже проценты? - Конечно. Мы завершаем строительство микрорайона "Полет" и приступаем в текущем году к освоению микрорайона "Московка-2". Губернатор, ПОЛЕЖАЕВ подписал письмо в адрес президента Внешторгбанк-24 Михаила ЗАДОРНОВА о том, что данному проекту, как градообразующему, область будет оказывать поддержку. Банк готов рассматривать документы и приступать к финансированию проекта. Там площадка около 400 тыс. кв. метров жилья. Это очень большие объемы, только первая часть проекта стоит порядка шести миллиардов рублей. - В омском бизнес-инкубаторе свыше тридцати рабочих мест, однако в конкурсе приняло участие лишь около пятнадцати претендентов, из которых выбрано пятеро. Стоит ли игра свеч? - Напомню вам, что, когда начало свою работу областное агентство жилищного строительства, желающих тоже было немного. Тогда мы начинали строить дома в микрорайоне "Полет" и буквально зазывали людей. Потому что никто в это не верил. Сегодня ситуация противоположная. С бизнес-инкубатором происходит то же самое. Но у нас нет намерения срочно заселить все помещения фирмами. Рассмотренные бизнес-планы были пропущены через жесткую систему оценок, для того чтобы задать высокий старт для новых предпринимателей, рассчитывающих на государственную поддержку в стенах бизнес-инкубатора. Мы хотим сделать выставку проектов, центр по работе с субъектами малого предпринимательства с выходом на Минэкономразвития России. Сейчас следующий шаг: готовим предложение губернатору о создании омского инновационного центра с участием ряда градообразующих предприятий, которые на основе венчурного финансирования будут поддерживать проекты. Далее они смогут заявляться на возможные конкурсы в Москву. В связи со всем этим мы сейчас проводим работу с вузами, опытно-конструкторскими КБ, где есть интересное производство и работает много молодежи. Мы предлагаем им объединить усилия. Аукционы начнутся в апреле. Елена Королева, директор ООО "Респект-Транс". Омсквагонзавода больше нет. Николай Четкарев. До первой звезды нельзя. Главная Новости 0.0075 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |