Навигация
Главная  Перевозки 

Андрей ЛЕВИНСКИЙ "96% электричества для города Омска вырабатывает АК "Омскэнерго"


- Андрей Игоревич, первый вопрос, естественно, о реформировании...

Сегодня успешный бизнес во многом зависит от качественной работы юристов. Тем более в такой сфере, как энергоснабжение. О правовых тонкостях энергетики и о ходе реформирования компании корреспонденту "КВ" рассказал заместитель генерального директора АК "Омскэнерго" по правовым вопросам и реформированию Андрей ЛЕВИНСКИЙ.

- Все уже готово к разделению компании?

- Часть сервисного бизнеса, как вы помните, мы уже выделили в начале года. Остается главный вопрос - разделение компании по видам деятельности, как того требует федеральное законодательство и корпоративный план реформирования. Этот вопрос будет в повестке дня внеочередного собрания акционеров 30 декабря, где будет принято решение о реорганизации ОАО АК "Омскэнерго" в форме выделения трех акционерных обществ - генерирующей, сбытовой и управляющей компаний. Сетевой вид деятельности остается за ОАО АК "Омскэнерго".

- А что будет с кредиторами и дебиторами АК "Омскэнерго"?

- Да. Все этапы мы прошли и произвели необходимые корпоративные действия. 25 ноября для принятия корпоративных решений соберется Совет директоров АК "Омскэнерго". Остается провести общее собрание акционеров и в первой половине 2005 года зарегистрировать выделившиеся компании.

- С группой МДМ нет разногласий в вопросах реформирования компании?

- Могу гарантировать, что после проведенной инвентаризации правопреемственность по всем обязательствам и правам Общества разложена и закреплена в разделительном балансе. Поэтому выпадение информации по этому вопросу и нарушение интересов Омскэнерго и его кредиторов исключены.

- Последние два года АК "Омскэнерго" пришлось много вопросов решать в судах. Когда же этот период завершится?

- Можно сказать, что мы уже нашли понимание по всем сложным вопросам - и по оценке акций, и по разделительному балансу. Совместные с РАО "ЕЭС России" консультации проведены.

- И результат?

- Федеральный закон "Об электроэнергетике" еще не заработал в полном объеме, не завершилось реформирование предприятий энергетической отрасли, формирование цивилизованного рынка энергоснабжения. Большая часть конфликтных ситуаций, разрешаемых в основном в судебном порядке, возникает в результате попыток опережения по выходу ряда организаций на самостоятельные внешние источники энергоснабжения над завершением вышеуказанных процессов законодательного регулирования и реформирования "большой энергетики". Результат появления новых "поставщиков энергии" на розничном рынке Омского региона - это, безусловно, снижение рентабельности ОАО АК "Омскэнерго" и, как следствие, резкое повышение тарифов на энергию для большей части потребителей. Попытки построить некий цивилизованный конкурентный розничный рынок электроэнергии активно продолжаются и сегодня, пример чему - очередная компания из другого региона, не имея собственной генерации, предлагает поставлять электроэнергию по низким ценам с оптового рынка. Цель - быстро получить прибыль за счет перепродажи энергии.

Энергетика - основа экономики и жизнедеятельности, поэтому в разрешение конфликтных ситуаций втянуты буквально все - от потребителей до государственных контролирующих органов. Огорчает то, что по некоторым направлениям уже сформирована и судебная практика и имеются акты административного воздействия. Однако непримиримые оппоненты продолжают по несколько раз "ходить по кругу", подвергая проверке в суде один и тот же предмет отношений. Втягивание в этот процесс административных органов приводит к противоречивому толкованию законодательства и принятию порой взаимоисключающих актов реагирования. О результатах их оспаривания и формировании судебной практики я уже говорил выше.

- Практически 100% судебных споров, включая рассматриваемые в Арбитражном суде Москвы, завершилось с положительным результатом, что подтверждает правомерность нашей позиции в этом направлении.

Есть примеры, когда предприятия производят электрическую энергию для собственных нужд. Для рынка же в целом - это капля в море. По данным антимонопольного управления, по территории города Омска - 96% сегодняшнего рынка электроэнергии - это АК "Омскэнерго" и стопроцентная доля - по области. Поэтому, повторю - говорить о конкуренции на розничном рынке сегодня можно после запуска мощностей, соразмерных ОАО АК "Омскэнерго". Пока же странно слышать рассуждения о том, как кто-то самостоятельно в рамках региона пытается построить цивилизованный рынок. Задача по созданию конкурентной среды столь сложна, что под силу лишь государству. И государство сегодня именно этим занимается.

Что остается проигравшей стороне? Формировать общественное мнение против АК "Омскэнерго". Между тем, не трудно понять, что функционально транспортировщик энергии не может конкурировать с производителем. В Омской области, кроме Омскэнерго, никто не производит электрическую энергию для продажи на розничном рынке, поэтому все звучавшие в последнее время обвинения о "монополизме" ОАО АК "Омскэнерго" думаю беспредметны. Заявлять об этом по праву можно только после создания равноценного конкурентного генерирующего предприятия либо развития электрических сетей. По затратам это, безусловно, немыслимо.

- В теплоснабжении остается множество неясных мест. Это и взаимоотношения с организациями, которые сегодня транспортируют тепловую энергию и теми организациями, которые обслуживают внутридомовые сети. Явно не хватает законодательной базы, которая бы регламентировала отношения между всеми участниками процесса теплоснабжения.

- Много вопросов со сбытом тепловой энергии?

- Пример такой. Тепловая энергия должна распределяться по жилому дому равномерно ко всем потребителям. А если этого не происходит, то АК "Омскэнерго" фактически терпит убытки, поскольку потребитель не имеет возможности потребить качественную тепловую энергию. Кто виноват? За содержание и ремонт внутридомовых сетей отвечают жилищники, что следует из норм федерального жилищного законодательства и прямо предусмотрено постановлением мэра © 410-п, следовательно, они и должны обеспечить сохранность качества тепловой энергии при ее распределении по внутридомовым сетям на энергопринимающие устройства граждан. Прямых договорных отношений с жилищными организациями у нас нет. Понуждение к заключению таких договоров также затруднительно, в виду несовершенства законодательной базы и наличия сложившихся взаимоотношений между гражданами и жилищными организациями. Содержание сетей уже входит в тариф по обслуживанию жилья. Обслуживающая организация не вправе дважды получать оплату за одну и ту же услугу.

- А конкретный пример?

- Мы его ищем и обязательно найдем. Н неоднократно обращались к городу с предложением выстроить иную схему взаимоотношений по теплоснабжению. Даже предлагали вернуться к старой схеме, когда АК "Омскэнерго" продавала энергию оптом муниципальному предприятию тепловых сетей и котельных. Оно осуществляло ее реализацию потребителям. Нам пришлось отказаться от этой схемы - компания понесла значительные убытки. ПТСК задолжало компании большую сумму. Мы готовы вернуться даже к этой схеме, чтобы выстроить, наконец, модель теплового рынка. Риск, конечно, высокий. Мы это понимаем.

- А есть ли вообще выход из этой ситуации?

- Пока, насколько я знаю, нет. Будем теперь решать эту проблему в арбитражном суде. Нашу позицию, кстати, поддерживают федеральные и региональные органы власти. Компания реализует теплоэнергию по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссией. И мы обязаны продавать по этой цене, поскольку иначе сами нарушили бы налоговое и тарифное законодательство. Убеждение в том, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать стоимость коммунальных услуг, не относится к теплоснабжению, поскольку последнее к коммунальным услугам не относится. Об этом также имеется судебное толкование. Причина проблемы - ошибочное применение понятий: тариф на услуги ЖКХ и предельного размера собственных расходов граждан, установленного Горсоветом, от государственного тарифа на энергию, который определен решением РЭК.

- А чем завершилась история с долгом городского бюджета перед компанией. Муниципалитет согласился выплатить эти 200 миллионов?

- Можно. Это право закреплено в статье 546 Гражданского кодекса для случаев обеспечения безопасного режима работы энергообъектов, предотвращения аварий, а также при неисполнении абонентом встречного обязательства по оплате энергии. По своей природе энергоснабжение - является разновидностью договора купли-продажи. Действует презумпция возмездности всех гражданско-правовых сделок. Естественно, существует определенный порядок ограничений, предусмотренный постановлением Правительства РФ. Не так давно и Верховный Суд РФ высказался в том смысле, что правоотношения в сфере энергоснабжения ничем не отличаются от других правоотношений, поэтому и граждане могут быть ограничены до погашения задолженности.

- Еще один запутанный вопрос. Так можно или нельзя отключать потребителей от электроснабжения?

- Сколько сегодня юристов в правовой службе АК "Омскэнерго"?

Отрицательный результат от неполученной Омскэнерго выручки ложится на плечи других потребителей, поэтому задача правовой службы Компании предупредить развитие событий в таком негативном режиме.

- Не тяготит жесткий контроль со стороны правоохранительных органов и прокуратуры?

- Непосредственно правовой работой занимаются 24 человека. Это не очень большой штат, если судить по объему выполняемой работы. Но все очень хорошие специалисты, поэтому и справляемся.

Биография

- А я не вижу ничего плохого в жестком контроле. Почему сегодня много спорных вопросов в сфере энергоснабжения? Ответ один - недостаточное законодательное регулирование. Кроме того, недостаточно развита и обратная связь, и соразмерный государственный контроль за действиями наших оппонентов. Все эти пробелы приходится "шлифовать" судебной практикой. Именно этим мы сегодня и занимаемся - создаем правовые предпосылки для входа в цивилизованный рынок энергоснабжения.

После службы в армии в 1988 году вернулся в Омск. Практически сразу пришел работать в АК "Омскэнерго" - оператором в отдел АСУ. Более пяти лет отработал в этом отделе. Затем работал в службе экономической безопасности компании. Одновременно учился в Омском государственном университете на юридическом факультете, который успешно окончил в 2003 году.

Андрей Игоревич родился 1 августа 1968 года в городе Омске. Окончил среднюю школу © 80 в 1985 году. В том же году поступил на машиностроительный факультет Омского политехнического института. В 1986 году был призван в армию. Служил в Белоруссии - в воздушно-десантных войсках.

С мая 2004 года - заместитель генерального директора АК "Омскэнерго" по правовым вопросам и реформированию.

С 1998 года работает в департаменте правового обеспечения АК "Омскэнерго". Начинал с должности юрисконсульта, затем был начальником отдела, заместителем начальника департамента, начальником департамента.

 

Театральная весна в Омске. События недели. "Коммерческие вести" вошли в элиту. Инкассация - операция банковская или коммерческая?. Двухголовые Омскнедра.

Главная  Перевозки 

0.0046
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.