Навигация
|
Главная Перевозки Вадим Дрягин, директор ГЭПИЦентра-IIВ марте 2002 года состоятся выборы в Законодательное собрание Омской области и городской совет. Предвыборная гонка уже стартовала. Это видно и по газетам и по телевидению. Один из активнейших участников этого процесса - ГИПИцентр-II, отметившая недавно свой 10-летний юбилей. Корреспондент "КВ" встретился с директором центра Вадимом ДРЯГИНЫМ и задал ему ряд вопросов. Вадим ДЕРЯГТН, директор ГЭПИцентра-II: "Когда я слышу о гигантских затратах кандидатов в депутаты, то очень подозреваю, что эти деньги пошли отнюдь не туда". - Да. Не все ребята, конечно, остались - кто-то уехал, кто-то женился. Но традиции и нормы идут оттуда. Кружок провел порядка десяти экспедиций, и каждая из них имела заказчиком ту или иную академическую организацию. Например, эстонский музей в Тарту, институт этнографии в Москве и так далее. С нашей помощью был обнаружен археолого-этнографический памятник в Черталы Муромцевского района. Это поселение и комплекс захоронений XVII - начала XVIII века. Там была некая группа населения не христианского и не мусульманского вероисповедания. В результате опросов населения удалось выделить комплекс старинных преданий и остатки старинных обрядов. Позже - в XVIII-XIX вв. произошла исламизация населения окрестных сел. Но в языке, в памяти многое еще осталось. Мы работали там четыре года, привлекая специалистов по лингвистике и топонимике. Изучали, в частности, соотношение географических представлений с реальностью. Спрашивали, какое, на их взгляд, расстояние до соседнего села, а потом промеряли дорогу или задавали вопрос, в какой стороне света, по их мнению, такая-то деревня, и проверяли. Как выяснилось, реальное состояние дел отличалось от того, каким его представляли опрашиваемые. - ГЭПИЦентр родился из школьного кружка "Юный этнограф", созданного 17 лет назад? - Что-то необычное случилось во время похода? Мусульманское население называло эту обнаруженную нами группу - иштяки. Предполагается, что это калька со слова "остяки". Предположительно, что они пришли в Омскую область с Васюганских болот, где, кстати, тоже есть река под названием Черталы. Что, естественно, воздвигло нас на идею экспедиции. - Получили положенные по закону проценты? - Приключений было много. Во-первых, застряли на зимней просеке. В морозы-то она, может, и просека, а летом там вымахала трава в мой рост. Но нам повезло - мы попали на базу сейсмологов. С ними и "продрались" на место. Стали искать поселение, которое бы датировалось необходимым нам периодом. В одном из "чистяков" в тайге, где под более старым слоем сохранились более поздние остатки сгоревшей бани, принадлежавшей скорее всего кому-то из раскулаченных переселенцев, мы нашли клад-иконку на заклятие и серебряные николаевские рубли "колбаской". Сдали их в Томске. - Когда возник ГЭПИЦентр, он зарабатывал на предвыборных технологиях? - Археологи же не берут 25 процентов. Сделали о нас телепередачу на омском телевидении, были публикации в газетах. - Какие выводы вы сделали из опыта первой своей избирательной кампании? - Мы на этом приобрели известность. Это не основная наша деятельность. Первая выборная кампания, в которой мы принимали участие, - это выборы ИСПРАВНИКОВА В. О.. У нас уже тогда был кооператив "Социум", который занимался социологическими исследованиями. Помню интересный заказ от Пурнефтегазгеологии по адаптации родовой структуры ненцев в производственные структуры предприятия. Мы тогда предложили заключать коллективные договоры со старейшинами родов. Вообще энтография,этно-социология имеют большой спрос на Тюменском Севере, где ярко выражена неоднородная структура населения. - Все избирательные кампании братье ВЕРЕТЕНО ваши? - Во-первых, необходима высокая мотивация интереса избирателей. Избирателю нужно предлагать участвовать в событии, которое будет для него интересно. Это может быть социальная проблема, политическая или какая-то другая. Более уродливое развитие этого представления - эпатаж в политике (ЖИРИНОВСКИЙ). То есть следует создать мотивационный интерес к какому-то событию. А во-вторых, я с самого начала понял, что наиболее перспективны не рекламные ходы, а предложения реальной программы сотрудничества избирателя и депутата. Это может быть связано с финансированием какой-то социальной программы округа. - Насколько я помню, этот ваш второй девиз очень активно там использовался. - Да. - Кстати, если говорить о думской кампании Александра ВЕРЕТЕНО, с его стороны было достаточно смелым поступком опубликовать декларацию о пятимиллионном годовом доходе. - Безусловно. Сотрудничество с избирательным округом используют все, но степень организации процесса разная. - Ну а идея о том, чтобы задолго до начала официальной избирательной кампании публиковать опросы омичей, стоит ли Александру ВЕРЕТЕНО баллотироваться в Думу или нет, тоже ваша? - Был период, когда все косили под бедных. Мы предложили Александру Константиновичу от этого отказаться. По нашим социологическим замерам ситуация изменилась. Когда вы голосуете, вы должны уважать себя, а значит, голосовать за человека успешного, преуспевающего. Богатство не является дискредитирующим признаком. Изменилось общественное мнение, и мы на него точно среагировали. Поэтому и была сразу демонстрация и экономической мощи компании, и того, что человек преуспевающий. - Как я понял, юристы не смогли придраться к этому блестящему предвыборному ходу. Он же не рекламировал себя, он спрашивал горожан: надо идти ему на выборы или нет? Кто-то отвечал: "нет", но общий тон публикаций был положительным. - Да, тоже наша разработка. - Это не лазейка, это предложение предварительного обсуждения кандидатуры. Второй раз ГЭПИЦентр это использовать не будет. Мы обычно не повторяемся. - Такая лазейка в законе о выборах по-прежнему существует? - Во время избирательной кампании ИСПРАВНИКОВА 1990 года были встречи с избирателями. И во время встреч вопросы из зала задавались самые провокационные и нелицеприятные , которые, казалось бы, должны были поставить кандидата в очень неудобное положение. Но он мгновенно блестяще отвечал на эти вопросы. Дело в том, что немалая часть "провокаций" была проговорена заранее. Мы специально прошлись по всем опасным, с точки зрения общественного мнения проблемам, чтобы быть готовыми ко всему. Или другой пример: участвовали в предвыборной кампании на Украине, где было на каждом участке очень много кандидатов и все они говорили на "певучей мове". Наш кандидат первым заговорил по-русски и выделился из всех. - Тогда, может, можно привести еще примеры предвыборных находок? - Некорректный вопрос. Если вдруг по одному из омских округов решит избираться Алла ПУГАЧЕВА, это потребует самых минимальных денег, а если, допустим, какой-либо одесский еврей, уехавший в свое время в Нью-Йорк, - речь пойдет совсем о другой сумме. Разная известность. Закон позволяет тратить с кандидатского счета до полумиллиона рублей - их хватает за глаза. Я не знаю ни одной избирательной кампании, где затраты на ее проведение оказались бы выше суммы, которую разрешалось аккумулировать на кандидатском счете. - В какую сумму обойдется для кандидата избирательная кампания? - А куда вы эти деньги тратить хотите? На раскрутку в СМИ? Ни одна газета, ни одно телевидение на местных выборах недостаточно эффективны. Кроме сельских округов, где есть местные газеты. - Мне кажется, маловата сумма. - Потому что подписка и телевещание при долевом распределении на округа "расползается" и не имеет никакой ценности. Строго говоря, можно вообще не привлекать СМИ на выборах в О.З.С. и горсовет. - Почему? - Срабатывает другой механизм. Если остальные кандидаты используют телевидение, то и вы обязаны хотя бы пару раз на ТV появиться, так как формируется общественное городское мнение, что кандидат должен быть на телевидении. В таком случае он просто обязан там отметиться. Хотя по эффективности это почти ноль. Избиратели даже иногда путаются в кандидатах. До 50% их определяются, за кого им надо голосовать, только в день выборов. - А зачем тогда кандидаты идут туда? - Да. Мы десять лет занимаемся выборами. И когда слышу о гигантских затратах кандидатов, то очень подозреваю, что немалая часть этих денег идет отнюдь не на избирательную кампанию. - Это ваши исследования показали? - На протяжении последних 8-9 лет стабильно коммунисты набирают до 30% активно голосующего населения. Победа их в 1998 году объясняется просто: им противостоял не один кандидат, а несколько с примерно одинаковыми либеральными взглядами. Поэтому голоса тех, кто не за коммунистов, разбредались среди трех-четырех альтернатив. Если такая же ошибка будет совершена весной, то красные сохранят свои позиции. Еще одна тенденция, которая четко отмечается с середины 90-х годов, - увеличивается количество людей, голосующих против всех. У нас растет сознательный гражданин. Ему раньше лень было ходить на участок, а сейчас он туда приходит, берет бюллетень и голосует против. Такие люди - основа будущего гражданского общества, потому что у них уже осознанная позиция. Им надо предлагать внятную, понятную программу действий и представлений. - Как вы считаете, сохранят ли коммунисты свое влияние в Законодательном собрании и горсовете после выборов в марте 2002 года? - 76 тысяч человек. Это не много, но их число растет. Как социолог хочу сказать: к сожалению, подавляющее большинство людей у нас в социальном смысле не живут, а проводят всю свою жизнь в иллюзиях. Они с реальностью, с объективностью даже в тяжелых социальных условиях так и не сталкиваются. Они от нее отчуждены. Мотивы их поступков определяются не рациональностью, не выгодой и полезностью в хорошем смысле этого слова. Они в этом мире исполняют некие роли, режиссерами которых являются совсем другие люди. И таких большинство. Иначе в стране такого бардака бы не было. - Сколько их было в Омске во время последних выборов? - Да, порядка 40-45%. Это исследование рынка потребительского спроса. Что предпочитает население есть, пить, смотреть. - Основные доходы ГЭПИЦентр получает не от выборов, а от маркетинговых исследований? - Естественно. Объем исследований растет, заказчики становятся более профессиональными. - Структура заказов изменилась? - В зависимости от задачи исследования. Есть задачи, которые требуют выявления особого, специфического, потребления. Грубо говоря, потребителей банных веников, например. Кроме этого, у нас есть специальная программа (она уже пять лет) длится - общегородской мониторинг "Для деловой элиты". Опрашивается несколько сот омичей по определенной выборке. Два года, с 1992-го по 1994-й, мы создавали критерии этой выборки, получили на нее патент. Она признана Госкомстатом. - Вы опрашиваете какую-то определенную группу? - Некий мини-виртуальный Омск. - Это срез всего города? - Если говорить о потреблении, выросла претензия на выбор. Омич уже требует не просто предложения выбора, а начинает более детально разбираться в характеристиках товара. По сравнению с началом 90-х годов это просто день и ночь. Все больше омич идентифицирует себя с родным городом, с Россией. Личность четче начинает осознавать, где она живет. - Значит, по этой модели вы отслеживаете процессы, происходящие в миллионном областном центре. Как изменилась исходя из этой модели психология среднего омича? И самое важное, я так считаю, происходит смена ориентации с образования на умение. Ценность образования как такового снижается. А если оно ценно, так тем, что дает какие-то навыки. То есть время иллюзий проходит. Еще одна деталь. Буквально до середины 90-х годов средний омич был очень претенциозен. Он рассчитывал свою жизненную стратегию в претензии на 600-й "Мерседес", на безделье, на получение громадных средств. Сейчас - нет. Сейчас люди спокойно и осознанно готовы учиться и получать рабочие специальности, профессии в сфере обслуживания. - Я собираю солдатиков. Оловянных, пластиковых. Есть коллекционная военно-историческая миниатюра, а меня еще интересует бытовой игрушечный солдатик. Помните этих уродцев, которых в советское время делали? Последние два года у меня в этой части прибавилось увлечение моделями танков. - Хобби у вас есть? - Набор фигурок периода ранних франков и периода завоевания Галлии Цезарем, изготовленные одним из известных художников - миниатюристов Франции. - Гордость вашей коллекции? - Покупал за рубежом. Кроме того, есть небольшой рынок любителей солдатиков в Омске. Кстати, в нашем городе есть интересные художники-миниатюристы. Некоторые вещи, сделанные ими, имеют спрос на Западе. - Где доставали? - Нет, именно солдатики. Речь идет об объемных фигурках. - Рисунки? Почему, на ваш взгляд, "Авангарду" не удалось получить даже бронзу?. События недели. Довел комбинат до цугундера. Ирина Росошик "Заявки на льготные кредиты принимаем от всех желающих. Отопительный сезон в Омске прошел без сбоев. Главная Перевозки 0.0087 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |