Навигация
|
Главная Перевозки Рак пятится назад, а щука тянет в водуВ "КВ" за 25 июля 2001 года появилось интервью с мэром Новосибирска Владимиром ГОРОДЕЦКИМ, в котором освещались проблемы и перспективы столицы Сибирского федерального округа. В частности, прозвучала мысль о том, что "нашим городам есть чему поучиться друг у друга". О том, что хочет и может предложить новосибирская промышленность омской, корреспондент "КВ" расспросил заместителя директора департамента промышленности, науки и технологий новосибирской мэрии Сергея СИЛКИНА, начальника управления промышленности Геннадия Комарова и начальника отдела межрегиональных программ Николая ЛЯШЕНКО. Новосибирские предприятия разрабатывают точно такие же программы, что и омские. Есть там и свой лифт, и свой автобус. А может работать вместе? Новосибирская промышленность разваливалась даже более стремительно, чем омская, потому что в советские времена выпускала намного меньше конечной продукции. В основном, выпускаемое в Новосибирске куда-то поставлялось для дальнейшей сборки. И вдруг в одночасье оказалось, что то, что новосибирские предприятия умеют производить, не востребовано рынком. Вместе с обвалом большинства промышленных предприятий стал стремительно скудеть и новосибирский бюджет. Поначалу новосибирские муниципальные службы занимались чисто фискальными функциями, стараясь правдами и неправдами выбить у лежащих на боку предприятий городские налоги. Но постепенно к руководству города пришло понимание того, что нужно формировать условия для новосибирской экономики, чтобы наполнялся бюджет. Для этого в начале 1999 года в мэрии был создан департамент промышленности, предпринимательства и занятости населения. Время собирать камни В прошлом году департамент получил новое название - промышленности, науки и технологий, и начал разрабатывать концепцию научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии на 2001-2005 годы. В середине сентября этот документ был рассмотрен на экономическом совете новосибирской мэрии. В концепции есть перечень необходимых решений и постановлений мэрии и горсовета, которые предстоит разработать и принять в ближайшее время. Принципиальный подход этой концепции в том, что новосибирские предприятия, чтобы сохранить свой высокий технологический потенциал, не должны производить то, что способны выпускать в других городах. Одним из первых шагов нового департамента стало проведение научной конференции "Новосибирск на пороге 21-го века", на которой были обозначены основные задачи: эффективно руководить промышленностью и интеллектуальной собственностью, поддерживать местных товаропроизводителей. В конце 1999-го были образованы фонд "Дом промышленности" и дирекция межрегиональных программ, в которую вошли руководители промышленных предприятий, научных и финансовых структур. В дирекции межрегиональных программ выделено 14 рабочих групп, которые работают по перспективным направлениям. Когда речь заходит об интеграционных связях омских и новосибирских предприятий, все называют новосибирское ПО им. Чкалова и наше ОМО им. Баранова. Омские моторостроители собираются поставлять свой двигатель ТВД-20 для новосибирского самолета Ан-3 Правда, и у омского двигателя подтвержденный ресурс пока не слишком велик, и новосибирские авиастроители в серийное производство самолет еще не запустили. Нет, связи, само собой, есть, но все больше по мелочи. В то же время, когда внимательно изучаешь перечень новосибирских промышленных проектов, то возникает некое дежа вю - где-то я уже подобное видел. Хватит выживать поодиночке! Проект "Производство дорожных материалов", который предполагает использование малозатратных экологически чистых технологий по изготовлению грунтово-зольно-известковой смеси вместо дефицитных и дорогостоящих щебня и цемента, живо напомнил мне омскую разработку золоминеральной смеси, которую "КВ" пропагандировали еще три года назад. У нас эта смесь из отходов как-то так и не прижилась в дорожном строительстве, может, у новосибирцев получится. Один из проектов - "Оборудование для нефтяников и газовиков", в ходе его реализации для Сургутнефтегаза выполняются заказы по импортозамещающим видам оборудования. Правда, новосибирцы не стали изобретать велосипед и вот уже второй год сотрудничают с омской программой "СибВПКнефтегазТЭК": в прошлом году по семи темам, а в этом 22 новосибирских предприятия подали заявку уже по 40 темам. Представители департамента промышленности, науки и технологий побывали на Омском заводе нефтедобывающего оборудования и НПЦ "Мир" и хотели бы работать с ними по кооперации. Только вот согласятся ли омские передовики СибВПКнефтегазТЭКа передать своим новосибирским коллегам-конкурентам новые разработки - большой вопрос. По мнению новосибирцев, выпуск нового лифта они могут освоить и сами, но объединение усилий позволит ускорить этот процесс в два раза. Если не скооперироваться, на изготовление комплектующих придется каждому получать соответствующие лицензии и сертификаты - это и долго, и дорого. А вот если распределить, кто какие элементы будет выпускать, тогда дело пойдет веселее. Новосибирцы предлагают использовать их редуктор, который может работать без обслуживания целых 25 лет. Проект "Производство медицинского и фармацевтического оборудования" весьма смахивает на омскую региональную инновационную программу медицинского приборостроения. И уж полным совпадением выглядят усилия соседних городов по производству лифтов. В Омске объявлено о создании холдинга по выпуску лифтов, в который войдут завод подъемных машин, ОАО "Релеро" и ОАО "Сатурн". В Новосибирске тоже три предприятия - опытный завод СО РАН, Новосибирсклифтремонт и НТЦ "Инноватор" - занимаются проектированием нового лифта. Предусматривается кооперация и при реализации программы по выпуску автобусов. Нет смысла все комплектующие для автобуса выпускать в одном месте, лучше распределить их производство между предприятиями Сибирского региона. Двигатели готов поставлять Барнаульский моторостроительный завод, шины - "Омскшина", список можно продолжить по желанию производителей. Пока новосибирцы планируют капитально-восстановительный ремонт старых автобусов, но сообща и на производство замахнуться можно. При подготовке программы "Троллейбус" новосибирцы осознали, что в одиночку выпуск троллейбусов не осилить. Поэтому решили скооперироваться с троллейбусным заводом из города Энгельса. Детали, узлы, оснастку новосибирские участники программы будут получать оттуда, лицензию тоже станут использовать уже имеющуюся у энгельсовцев. Пока налаживается обновление подвижного состава троллейбусного парка Новосибирска с заменой кузова, а вскоре и новые машины собирать начнут. Много чего интересного готов предложить омичам Новосибирск. К примеру, фрезы для снятия асфальта или вакуумную дорожную машину, устроенную по принципу пылесоса. Омские предприятия могут поучаствовать в промышленно-финансовой группе по производству оборудования для угольной и горнорудной промышленности России. Новосибирская мэрия предложила создать управляющую компанию "Новосибпромуголь", которая будет формировать портфель заказов и реестр продукции для угольной и горнорудной промышленности. Новосибирские предприятия уже выпускают управляющие системы для шахтеров, а электронную часть для них получают с Украины. А почему бы не из Омска? Не грех и поучиться В бюджете Новосибирска заложено на этот год 15 млн. рублей по девяти пилотным проектам, на будущий год планируется выделить уже 230 млн. на финансирование перспективных разработок. Муниципальный заказ на 1 млрд. 200 млн. рублей в этом году новосибирская мэрия размещает в основном на местных предприятиях - это тоже неплохая поддержка. Интересен новосибирский опыт получения недоимки с предприятий. В счет налоговых отчислений мэрия заключила с Сибсельмашем договор о поставке 13 пресс-подборщиков сена, каждый из которых заменяет 30 сельхозработников, и поставила их хозяйствам в обмен на продукты питания. Департамент промышленности, науки и технологий подал заявки на несколько инвестиционных программ в инвестиционную комиссию при Госдуме. Наибольший интерес представляет программа "Сибирский базальт": изготовление утеплителя и сверхпрочных нержавеющих труб на основе базальтового супертонкого волокна, армирование бетона базальтовой ватой. Достаточно перспективны программы по альтернативной энергетике, плазменной переработке отходов, созданию автоматизированной системы управления дорожным хозяйством. Все эти программы подразумевают межрегиональный характер и не реализуются из-за нехватки средств. Еще одной формой пропаганды новосибирской продукции стала организация так называемых караванов. На машины или баржи грузятся образцы продукции 25-30 новосибирских предприятия и отправляются в рекламный тур. Уже прошли выезды на Тюменский Север, в Талды-Курган и в Монголию. Причем в Улан-Баторе после этого открылся постоянно действующий торгово-информационный центр. В нем найдется место и для продукции омских предприятий - было бы желание. Через подобную схему мэрия пытается помочь рассчитаться и другим предприятиям, беря вместо денег продукцию. Правда, поскольку товарные зачеты запрещены, мэрии приходится брать краткосрочный кредит, чтобы при обменах фигурировали деньги. Такую же комбинацию придется проводить и при реализации проекта "Новосибирский лен", по которому уже налажен выпуск пресс-подборщиков льна и готовится производство новых машин для выращивания и промышленной переработки льна. В июне был подписан договор о сотрудничестве между Омском и Новосибирском. Новосибирский мэр подписал распоряжение о развитии сотрудничества, подготовлен план по кооперации. Начальнику управления промышленной политики и развития предпринимательства администрации Омска Игорю МИХАЙЛОВУ передан список продукции новосибирских предприятий, теперь в департаменте промышленности, науки и технологий ждут ответного списка и предложений по сотрудничеству. Одновременно новосибирцы попросили "КВ" подготовить публикацию для новосибирских изданий о возможностях и интересах омских предприятий. Так что, если кому есть что предложить, дайте о себе знать. 13 сентября совет Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий принял решение об организации в Новосибирске Сибирской окружной универсальной товарной биржи. Предполагается, что эта биржа должна обеспечивать единое коммерческое и информационное пространство в Сибирском федеральном округе, каждый субъект РФ, входящий в Сибирский округ, должен иметь торговую площадку, на ней должны будут выставляться все крупные муниципальные, региональные и федеральные заказы. Ныряние с аквалангом. Иван Кочков, управляющий филиалом ОАО "Транскредитбанк" в Омске. Почему, на ваш взгляд, "Авангарду" не удалось получить даже бронзу?. События недели. Довел комбинат до цугундера. Главная Перевозки 0.0068 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |