Навигация
Главная  Перевозки 

Виктор Половников, генеральный директор НПК "Автоматика" "Если наша техника работает на атомных станциях, то почему она не может работать в Омске?"


Виктор Степанович родился 17 августа 1939 года в Омске. После окончания средней школы в 1956 году поступил в Уральский политехнический институт на физико-технический факультет. По окончании вуза был принят на работу в омское КТБ "Промавтоматика" ведущим инженером в отдел, занимавшийся разработкой системы диагностики спутника наблюдения. В КТБ "Промавтоматика" последовательно работал в должности заведующего сектором, отделом, отделением, главного инженера. В 1985 году был назначен заместителем директора по научной работе НПО "Автоматика", а в 1992 году избран генеральным директором НПК "Автоматика". Кандидат технических наук. В 1974 году награжден медалью "За трудовую доблесть" за работу над системами управления транспортными перевозками, а также в 1987 году орденом Трудового Красного Знамени за участие в разработке космической техники.

Кадры

Виктор ПОЛОВНИКОВ, генеральный директор НПК "Автоматика":

Персона

- Виктор Степанович, что такое автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД), мне известно более-менее неплохо. В конструкторское бюро я пришла сразу после окончания омского политехнического, так что это команда и моей молодости. "Автоматика" тогда была в Советском Союзе головной организацией в создании дорожных систем , и это право было дано ей правительством. Фактически большинство светофоров на территории бывшего Союза и по сей день управляется техникой, разработанной в стенах омского КБ. Между тем дорожное движение в любом городе - как дыхание для человека: пока все нормально, о нем никто не помнит, если же возникнет сбой, мало не покажется. Годами скромные металлические шкафы, набитые электроникой, тихо стояли себе вблизи перекрестков. Теперь же они стали лакомой добычей охотников за металлами, к сожалению. Вы нашли управу на злоумышленников?

"Если наша техника работает на атомных станциях, то почему она не может работать в Омске?" 1 июля 2001 года исполнилось 40 лет со дня образования в Омске конструкторско-технологического бюро "Промавтоматика" (КТБ "Промавтоматика". Сегодня научно-производственный комплекс "Автоматика" (НПК "Автоматика") возглавляет генеральный директор Виктор ПОЛОВНИКОВ. Все эти годы "Автоматика" была известна в Омске крепкими инженерными разработками, толковыми специалистами и атмосферой свободомыслия, выгодно отличавшей "Автоматику" от более мощных, но насквозь идеологизированных предприятий омской оборонки. В кругах местных инженеров уже тогда было известно, что из "Автоматики" можно уйти, но нельзя в нее не вернуться. Задуманное для решения производственных проблем в Омском регионе, конструкторское бюро поначалу последовательно и успешно занималось автоматизацией нефтехимических и машиностроительных предприятий. Впоследствии, выполняя заказы на изготовление космической техники и разрабатывая аппаратуру для морской авиации, его специалисты стали работать с точностью и надежностью, принятой в военно-технических ведомствах. С годами научно-производственное объединение "Автоматика" стало специализироваться в автоматизации на трех крупнейших направлениях: дорожном движении, газодобывающей промышленности и атомной энергетики. О них и идет речь в нашей беседе.

- В сфере управления движением у вас много конкурентов?

- В Омске в результате варварского отношения к оборудованию значительная часть перекрестков "обезглавлена", и немалая их часть теперь попросту не управляется. Эта проблема обсуждалась в администрации Омской области. С участием вице-губернатора Александра Михайловича ЛУППОВА разработана довольно серьезная программа по восстановлению той системы управления дорожным движением, которая прежде работала в Омске, а затем по ее дальнейшему развитию. Мы разработали прочные контроллеры, функционально достаточные, но не содержащие драгоценных металлов. Теперь они не представляют интереса для злоумышленников.

- Организации, чтобы жить нормально, нужны заказы. Ваши объемы растут?

- Много. Контроллеры производим не только мы, но зато наша аппаратура сертифицирована и испытана надлежащим образом. Именно в "Автоматике" зародились и развились основные идеи управления транспортными потоками. Сейчас интенсивность автомобильного движения в российских городах стала выше, однако сам принцип управления светофорами со временем не изменился. Принцип тот же, все дело в параметрах настройки. В Москве в советское время плотность движения была выше, чем в провинции, но наши системы и там неплохо работали.

- Где внедрены ваши разработки для газодобывающей промышленности?

- Сказать, что у нас резко увеличились объемы разработок, я не могу. Дело в том, что если раньше Министерство внутренних дел отвечало за оснащение перекрестков, то сейчас эта задача легла на плечи городов, которые, с финансовой точки зрения, находятся в незавидном положении. Считается пока, что есть вещи более важные, нежели порядок на дорогах. Между тем количество дорожно-транспортных происшествий растет. Не зря, к примеру, в нашем городе проблемой безопасности движения занялся вице-губернатор. Сегодня движение таково, что в случае затора регулировщик на сложных перекрестках ничего сделать не сможет. В лучшем случае, если он в сторону отойдет, водители сами как-то разъедутся. Между тем наша аппаратура дает возможность гибкого управления перекрестком в реальном времени. Так что задел у нас существует, но серьезных вложений в управление дорожным движением пока нет.

- Сегодня самое мощное направление для НПК - это автоматизация атомной энергетики. Как здесь обстоят дела?

- Мы автоматизировали добычу и подготовку газа к транспортировке. Года два-три назад успешно внедрили довольно большую систему на Западно-Таркасалинском газовом месторождении. Надо учесть, что это взрывоопасное производство, довольно сложное технологически. Мы получили лестные отзывы о своей работе, и сейчас нам поступили серьезные предложения по развитию этой системы для газоконденсатного месторождения. Есть у нас неплохо принятая газовиками система коммерческого учета газа. Наши системы, к слову сказать, не хуже, чем зарубежные, а по некоторым параметрам даже лучше, при том что стоят на 40-50 процентов дешевле.

- Напрямую?

- Это направление существует в организации с 1983 года и затрагивает автоматизацию практически во всех технологических процессах на атомных станциях. Они сейчас практически не строятся, а речь идет в основном о модернизации действующей автоматики. Чем мы занимаемся в прикладном плане? Первое направление - это система управления и защиты ядерных реакторов, обеспечивающая пуск, штатный режим, плановую или аварийную остановку реактора, если там происходит что-то нештатное. Такая система работает на Белоярской станции под Екатеринбургом, а также в Обнинске на исследовательском реакторе в Физико-энергетическом институте, где была построена первая в мире атомная станция. Сейчас мы работаем над системой управления и защиты, которая должна поставляться в Китай. Заканчиваем проект, а затем будет решаться вопрос о заключении контракта на изготовление.

- В общем объеме работ, выполняемых концерном, какую долю составляет "атомная" тематика?

- Нет, конечно, через Министерство атомной энергетики. Второе большое направление связано с информационно-вычислительными системами на атомных станциях. Это системы, которые должны предоставлять оператору всю информацию о происходящих в реакторе процессах. Такую работу мы ведем с Ново-воронежской станцией. Третье интенсивно развивающееся направление - это система управления перезагрузкой ядерного топлива. Раз в году топливо из реактора частично убирают, и этот процесс длится порой до двух месяцев. В реакторном зале размером с футбольное поле работает очень мощный робот, а требования по точности его наведения ограничиваются одним-двумя миллиметрами, потомучто любое повреждение топливной сборки в процессе перезагрузки может привести к радиационной аварии. Мы делаем типовую систему управления для водо-водяных реакторов, которых в России наибольшее количество. Так вот, по планам Минатома, в течение трех лет должны быть модернизированы девять таких систем на Балаковской, Калининской станциях. Одна из итальянских фирм занимается аналогичной работой и пытается прорваться на российский рынок, но при одинаковых функциональных и надежностных характеристиках наши системы раза в два дешевле. Еще одно направление - это автоматизация отдельных технических операций, например управления комплексом переработки радиоактивных отходов на станции. Не тех, о которых спорили в Госдуме, а технологических: загрязненных воды, пара, масел. Они должны быть специально обработаны и затем направлены в капитальные хранилища. Такую систему мы должны оборудовать на Ростовской атомной станции, которая недавно введена в строй. Намечены у нас также переговоры с Балаковской атомной станцией о том, чтобы новый блок, который они хотят ввести в строй в 2006 году, автоматизировать на базе нашей техники. В общем по "атомному" направлению объемы работ и финансирования возросли за два года раз в пять.

- В Омске собственных энергетических проблем хоть отбавляй. Ими не пробовали заняться?

- Около 60 процентов. Мы сейчас выбрали тактику закрепления в тех нишах, которые для Минатома являются достаточно важными. Ниши эти есть, поскольку до 90-х годов многое разрабатывалось и производилось в союзных республиках. Более того, надо помнить, что атомная энергетика - самая рентабельная. К тому же системы автоматики сегодня исключают вмешательство операторов в течение 20-30 минут после аварии, чтобы не допустить человеческих ошибок по причине стресса, паники, волнения. Автоматика справляется сама. Сейчас мы в большей степени переходим на прямые контакты со станциями, это хорошо. Пока еще мы работаем с нулевым уровнем рентабельности, зато мы делаем все, чтобы надолго занять свою нишу.

- "НПО "Автоматика" двадцатилетней давности насчитывало более двух с половиной тысяч сотрудников, - заметил Виктор Степанович, когда наша беседа подошла к своему финалу. - Тогда, в советское время, Москва решала, что, для кого и в каких объемах разрабатывать и производить. Теперь в "Автоматике" работает около шестисот человек. Чуть более 41 процента акций НПК находится во владении управляющей фирмы "Автоматика-АЗ", образованная ведущими специалистами и руководителями прежнего производства. Около 20 процентов принадлежит концерну "Росэнергоатом", который мы привлекли в качестве акционера по совету губернатора Омской области и при его содействии. Худшие времена всеобщего развала 1993-97 годов уже позади. Теперь дело за профессионализмом, упорством и удачливостью. Люди калибра моего собеседника верны профессии инженера, их мастерство и научный багаж меньше не стали. Только теперь они ценят любую возможность не просто удержать предприятие на плаву, но и отыскать для него новые перспективы.

- Есть проблемы, в решении которых мы могли бы принять участие, тем более что есть в городе намерение строить ТЭЦ-6, а также модернизировать автоматику на уже существующих теплоэлектроцентралях. Здесь мы можем произвести обследование, дать свои предложения. Если наша техника успешно работает на атомных станциях, то почему она не может работать в Омске? Наши предприятия жилищно-коммунальной сферы покупают импортную технику - что Водоканал, что ПТСК, к примеру, а между тем у нас есть устройства не хуже по качеству, но дешевле. Евгений Иванович БЕЛОВ высказывал свои соображения относительно развития энергетики в Омске. Пока он оценил его как неудовлетворительное. Между тем в городе есть довольно приличные по уровню организации, чьи разработки близки к западным по качеству, но обойдутся потребителю значительно дешевле. НПК "Автоматика" мог бы стать партнером города в части автоматизации тепловой энергетики.

 

Омские краеведы сверили часы. События недели. Горсовет не устоял. Поднять уровень образования помогут гранты. Наш "Спартак" будет готовить олимпийцев.

Главная  Перевозки 

0.006
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.