Навигация
Главная  Перевозки 

Омск и Новосибирск все познается в сравнении


Не секрет, что и Омск, и Новосибирск считаются двумя крупнейшими городами Западной Сибири: в обоих городах огромное количество предприятий, в том числе и ВПК, достаточно большой интеллектуальный и образовательный потенциал населения, инновационный потенциал, у обоих - выгодное географическое положение, поскольку расположены города на пересечении важнейших транспортных коммуникаций Сибири и страны в целом, и, наконец, это- города-миллионники. Однако, несмотря на то, что у Омска и Новосибирска много общих характеристик, объемы доходов их бюджетов значительно отличаются. В 2000 году объем доходов бюджета Новосибирска был в два раза больше, чем Омска. На 2001 год бюджет нашего соседа утвержден по доходам в сумме 4477813, 0 тыс. рублей, Омска - в сумме 1822669,3 тыс. рублей, то есть Новосибирск планирует получить в 2,4 раза больше доходов, чем Омск. Такая разница в объемах доходов бюджетов вызвана множеством как объективных, так и субъективных причин. Одни из них - разные бюджетная политика Новосибирской и Омской областей по отношению к своим областным центрам, а также социально-экономическое положение городов.

По численности почти догнали, по обеспеченности - отстаем

В 2000 году бюджет Новосибирска составил 3301078,0 тыс. рублей, Омска - 1644964,4 тыс. рублей (на 1,6 млрд. рублей меньше, чем у соседа). В 2001 году, по прогнозам Новосибирска, в его бюджет поступит 4447813,0 тыс. рублей, Омск запланировал получить 1822669,3 тыс. рублей, а это на 2,4 млрд. рублей меньше, чем у столицы Западной Сибири. Разница - налицо.

Норматив нормативу-рознь

В областном же бюджете Новосибирска эти нормативы значительно выше. Судите сами: в 2000 году в бюджет Новосибирска поступило 5 % денежных средств от доходов, полученных от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, а в бюджет Омска всего 2,5% средств. От взимания налога на прибыль организаций в бюджет Новосибирска поступило 14,4% от собранных доходов, Омска - 3,82%. На 2001 год норматив отчислений по налогу на прибыль для Новосибирска был увеличен на 8,34% и составил 22,74%. Для Омска тоже увеличен, но всего на 2,13% и стал равен 5,95%. Более того, на 2001 для Омска норматив отчислений по подоходному налогу с физических лиц был уменьшен, по сравнению с 2000 годом, с 50% до 49,5%. Для Новосибирска, наоборот, увеличен с 49,37% до 58,20%.

Одна из многих ее причин в разной бюджетной политике субъектов федерации по отношению к своим областным центрам. В частности в том, что в бюджете Омской области нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов (Норматив отчислений от регулирующих налогов - это установленная в процентах сумма доходов, полученных на территории области и города от взимания федеральных и региональных налогов, которая остается в бюджете субъекта федерации и муниципального образования. Остальные средства, полученные от взимания федеральных налогов, поступают в федеральный бюджет, от региональных налогов - в областной.) в бюджет Омска установлены в минимальных размерах, рекомендуемых федеральным законодательством. Также низкие нормативы и по региональным регулирующим налогам.

Конечно, причины разных объемов доходов Омска и Новосибирска еще и в том, что эти города отличаются, во-первых, по количеству безработных (чем меньше работающих граждан, тем меньше доходов от взимания подоходного налога с физических лиц); во-вторых, по объему инвестиций, вкладываемых, например, иностранными фирмами в развитие предприятий Новосибирска и Омска, а ведь от уровня производства в тех или иных организациях зависит их прибыль, и, соответственно, объем доходов, поступающих в бюджет от налога на прибыль предприятий; в-третьих, в-четвертых и так далее. Словом, причины - в разном социально-экономическом положении городов и, следовательно, в объемах налоговых и неналоговых поступлений.

Чем больше посижу, тем больше наловлю

Но вернемся к бюджетам 2000 года. Наибольшую роль в формировании бюджета Новосибирска сыграл подоходный налог с физических лиц: доход от его взимания составил 643,8 млн. рублей. В Омске же объем поступлений от этого налога - 245,9 млн. рублей - находится, скажем так, на втором месте по сравнению с доходами, полученными от взимания других налогов. В нашем городе больше всего доходов было получено от так называемых прочих налогов и сборов ( налог на рекламу, госпошлина, целевой сбор на содержание муниципальной милиции и тому подобное), в Новосибирске объем доходов от этих сборов на втором месте в ряду других налоговых поступлений.

В 2000 году объем всех налоговых поступлений в бюджет Новосибирска был утвержден в размере 2897408,0 тыс. рублей, Омска - 1214879,5 тыс. рублей, неналоговых доходов - в размере 403,6 млн. рублей, Омска - 266,2 млн. рублей. То есть в обоих городах доля налоговых поступлений, при большой разнице в объемах, значительно выше неналоговых. Подобная картина и в бюджетах на 2001 год. Правда, если на этот год Новосибирск запланировал получить налоговых доходов на 767,6 млн. рублей больше, чем в прошлом году, то Омск всего на 254,7 млн. рублей.

А теперь о бюджетах на 2001 год. Как и в 2000 году, доля налоговых поступлений в омский и новосибирский бюджеты значительно выше неналоговых: в Новосибирске налоговые доходы утверждены в объеме 3665091,0 тыс. рублей, неналоговые - 326,2 млн. рублей, в Омске, соответственно, 1469581,0 тыс. рублей и 282,8 млн. рублей. Вместе с тем в обоих городах изменилась структура доходов, особенно в Омске, а значит и социально-экономическое положение.

Довольно большой удельный вес в бюджете нашего соседа составили доходы (по убывающей) по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий и налогу с продаж. В Омске структура налоговых поступлений совершенно другая: немало доходов было получено от взимания налога на имущество предприятий, затем (по убывающей) налога с продаж, местных налогов и сборов, платежей за пользование природными ресурсами, в частности, земельного налога. Доходы же от налога на прибыль предприятий очень малы и составили всего 29,7 млн. рублей. Кстати, в Новосибирске они равны 445,7 млн. рублей. Все это говорит, во-первых, о том, что омские предприятия имеют небольшой объем прибыли; во-вторых, - некоторые организации и фирмы нашего города скорее всего уклоняются от уплаты налога на прибыль; в-третьих, - в обоих городах хорошо развита торговля: 398,5 млн. рублей - доходы Новосибирска от налога с продаж, 220,5 млн. рублей - Омска.

Что касается бюджета нашего города, то в нем в этом году, как и в бюджете столицы Западной Сибири, значительно увеличится по сравнению с прошлым годом объем доходов от налога на прибыль: с 29,7 млн. рублей до 254 млн. рублей, а это значит, что ожидается рост промышленного производства. Должны увеличиться доли доходов от налога с продаж и налога на имущество предприятий. Наибольший же удельный вес в бюджете Омска составят доходы по подоходному налогу с физических лиц.

Больше всего доходов Новосибирск планирует получить, как и в прошлом году, по подоходному налогу с физических лиц, затем по налогу на прибыль предприятий, налогу на имущество, по налогу с продаж и, наконец, по прочим налогам и сборам. То есть, если в 2000 году денежные поступления от прочих налогов и сборов были на втором месте, то в этом - на пятом. Почти вдвое больше доходов наш сосед получит по налогу на прибыль предприятий, зато несколько уменьшится объем поступлений от налога с продаж. Видимо, в этом году все усилия в Новосибирске направлены на развитие промышленности, а торговлю "отправили" на второй план.

Самый большой удельный вес в общих расходах городского бюджета Новосибирска занимают расходы на ЖКХ: в 2000 году они, в соответствии с бюджетом, должны были составить 1229945,0 тыс. рублей, на 2001 запланировано потратить 1491366,0 тыс. рублей. И в 2000 и в 2001 году значительное место занимают расходы на здравоохранение (В 2000 году на эту статью было заложено 901,686 млн. рублей, в 2001 - 1178015,5 тыс. рублей. В Омске, соответственно, 362,8 млн. рублей и 559 млн. рублей) и образование, а затем (по убывающей) на транспорт и дорожное хозяйство, социальную политику, функционирование органов местного самоуправления и правоохранительную деятельность.

Больше всего денег Новосибирск тратит на ЖКХ, Омск - на образование

Еще один пример: в Новосибирске транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика по объему расходов занимают четвертое место, а в нашем городе - седьмое. При -чем Омск, увеличив почти на 56 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом, объем расходов на функционирование органов местного самоуправления, уменьшил на 60 тысяч рублей и без того мизерный объем расходов на транспорт и дорожное хозяйство.(Кстати, Новосибирск эти расходы увеличил всего на 25,8 млн. рублей) Более того, в этом году почти на 121 млн. рублей сокращено финансирование такого раздела бюджета, как социальная политика (в нем предусмотрены расходы, в частности, на пособия гражданам, имеющим детей, на мероприятия по соцполитике, на финансирование учреждений социального обеспечения). О справедливости такого подхода к формированию бюджета судите сами.

Что касается структуры расходов городского бюджета нашего города, то она, как и структура доходов, несколько иная, чем у Новосибирска. Больше всего денежных средств Омск тратит на образование: в 2000 году на его финансирование было заложено 439,3 млн. рублей, в 2001 планируется потратить 620,8 млн. рублей (в Новосибирске, соответственно, 794,9 млн. рублей и 1093243,0 тыс. рублей). Если у нашего соседа второе место по объему расходов и в 2000 и в 2001 году занимает здравоохранение, то в Омске в 2000 году - ЖКХ (по этой статье в 2000 году планировалось потратить 379 млн. рублей, в этом планируется израсходовать еще меньше - 314 млн. рублей), в 2001 - здравоохранение.

Несмотря на то, что объемы доходов и расходов бюджета Новосибирска намного больше, чем Омска, это вовсе не означает, что у него нет никаких проблем в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и так далее. В настоящее время нехватка бюджетных средств - головная боль практически всех российских городов. Это связано и с неотлаженной системой межбюджетных отношений, и с отсутствием нормативов расходов и тому подобное. Пока эти вопросы не будут решены, пока не улучшится социально-экономическая ситуация в городах и в России в целом и пока все не станут как положено платить налоги - проблемы городских, областных да и федерального бюджета решены не будут.

Все в одной подводной лодке

 

Ирина Каге, главный бухгалтер Омского филиала ООО "Сибирский банк развития бизнеса". Гороскоп для деловых людей. Не спите на проезжей части! Это опасно для жизни. УВД подводит итоги. Подводникам с "Омска" завидует весь флот.

Главная  Перевозки 

0.0059
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.