![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Перевозки Валентин Костогрыз, ген директор ОАО "Омское моторостроительное конструкторское бюро"Имеет ученую степень кандидата технических наук. Валентин Григорьевич родился 25 февраля 1947 года в поселке Вересово Архангельской области. После окончания 11 классов поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет авиационных двигателей. В 1971 году по распределению попал в Омское моторостроительное КБ, начал с должности конструктора бригады турбин, потом стал начальником бригады редукторов. В 1983-м его избрали освобожденным секретарем парткома ОМКБ, а в 1985-м назначили главным конструктором. В 1993 году после акционирования был избран генеральным директором ОАО "ОМКБ". Валентин КОСТОГРЫЗ, генеральный директор ОАО "Омское моторостроительное конструкторское бюро": Женат, имеет дочь, внучку. - За счет чего сейчас существует ОМКБ? В известной песне военных лет поется: "А вместо сердца - пламенный мотор". Вот уже без малого 50 лет на омской земле в ОМКБ конструируют эти самые авиационные сердца. В прошлом номере "КВ" появился рассказ бывшего главного конструктора ОМКБ о прошлых днях этого предприятия, путь которого отнюдь не был усыпан розами. "КВ" решили продолжить разговор и расспросили о днях нынешних генерального директора ОАО "ОМКБ" Валентина КОСТОГРЫЗА. С ОМО им.Баранова сотрудничаем по двигателю ТВД-20 и ВСУ-10, хотя обороты по ним сократились, но конструкторское сопровождение осталось. ВСУ-10 востребован, ведь без них просто встанут самолеты ИЛ-86 и - 9 На президентском самолете тоже установлена наша ВСУ-1 Но самую значительную долю средств нам дает тема беспилотных летательных аппаратов. Мы совместно с екатеринбургским АКБ "Новатор" участвуем в программе зарубежных поставок. - Мы целенаправленно занимались и занимаемся разработкой малоразмерных авиационных двигателей, по этой тематике остались единственными в России. В 1991 году вовремя сориентировались и стали заниматься ремонтом двигателей 10Б, впоследствии получили лицензию. Самолетов Ан-28, на которых стоят эти двигатели, осталось еще немало, так что работы пока хватает. Но, к сожалению, сами Ан-28 нигде не ремонтируют, хотя этот самолет в своем классе не имеет аналогов: при большой грузоподъемности взлетает, как истребитель, с маленьких, необорудованных площадок. Если никто не возьмется за ремонт Ан-28, то скоро все эти самолеты выработают свой ресурс, а мы останемся без заказов на ремонт. - Ну и как вы выкручиваетесь? На участие в этой программе нам постоянно не хватает оборотных средств, это происходит из-за особенностей финансирования. Мы получаем аванс, потом следует промежуточный платеж, а окончательный расчет - только после поставки заказчику. А все наши поставщики требуют оплату в течение трех месяцев. Наши попытки убедить смежников перейти на другие варианты расчетов ни к чему не привели. - Среди предприятий ВПК сейчас наметилась тенденция вступать в интегрированные холдинги. А ОМКБ собирается с кем-то объединяться? - Вынуждены брать кредиты, хотя это и невыгодно, и порой проблематично. Мы много лет кредитовались в Сбербанке, но после реорганизации омского отделения возникли большие сложности по оформлению кредита. Поэтому вынуждены были начать работать с екатеринбургским банком "Северная казна" и Банком Москвы, где кредит оформляется за неделю, а не за месяц, как в Сбербанке. Варианты вхождения в формирующиеся холдинги не раз обсуждались на совете директоров, но окончательный выбор нам еще предстоит сделать. Наш партнер "Рыбинские моторы" в прошлом году вошел в состав московского НПО "Сатурн", с которым мы тоже работаем по кооперации. Если бы нас туда позвали или государство, как наш главный акционер, распорядилось, чтобы мы к ним присоединились, то ОМКБ пошло бы на это с радостью. Но пока "Сатурн" не отвергает нас, но и твердо не говорит, что готов принять в свою структуру. - Если раньше крупные заводы вели натуральное промышленное хозяйство, стараясь все делать самостоятельно, то сейчас это совершенно невыгодно. Без кооперации не выжить, поэтому, безусловно, собираемся входить в какой-нибудь холдинг. В советские годы мы были юридически независимы, но входили в какие-то структуры, а с 1988 года стали полностью самостоятельными. В советской системе лишняя подчиненность мешала работать, а теперь готовы пожертвовать своей независимостью ради того, чтобы стать сильнее в крупной структуре. Еще одним вариантом может стать объединение с новосибирским ПО им.Чкалова, для которого мы разработали двигатель ТВД-20-0 Но это наименее определенное направление, потому, что ПО им.Чкалова входило в структуру Сухого, теперь собирается объединиться с авиазаводами - то ли с Иркутском, то ли из Комсомольска-на-Амуре. Российское авиационно-космическое агентство (РАКА), в которое мы входим, не ведет целенаправленной координации по организации холдингов. Ощущается какое-то противодействие этому процессу, то ли со стороны директоров предприятий, то ли со стороны чиновников. Другое направление - объединиться с ОМО им.Баранова, но ему для этого нужно акционироваться. Предполагается создание структуры, куда войдут ОМО им.Баранова, НПО "Салют", КБ им.Климова, ну и мы, если пригласят. Также возможно вхождение в состав группы "Тактическое оружие", которая занимается ракетными комплексами, а мы их основные поставщики. - Со стороны РАКА нет никакой координации, каждое предприятие должно само заботиться о заказах. В Москве открыто говорят: что найдете, то и ваше. Вот уже два года ОМКБ живет без бюджетного финансирования. Хотя оно и составляло не более 10% от нашего бюджета, но позволяло разрабатывать и сертифицировать двигатель ТВД-2 А потом бюджетные вливания прекратились под предлогом того, что средства выделяются только "головнякам". - А вообще ОМКБ получает какую-то организационную или финансовую поддержку со стороны государства? - А сейчас в ОМКБ разрабатываются новые двигатели? В прошлом году мы подавали заявку на конкурс по разработке авиадвигателя мощностью 800 лошадиных сил, кроме нас в нем участвовали еще три фирмы. Согласно условиям конкурса половину затрат на разработку и сертификацию должно было взять на себя государство. Победило в конкурсе КБ им.Климова, у которого были предварительные разработки, и оказалось, что на один бюджетный рубль разработчик должен вложить четыре своих. - Значит, по сравнению с советским период ваши возможности сократились? - Новых разработок по двигателям мы не ведем, да и вообще в России не осталось ни одной фирмы, которая могла бы создать авиационный двигатель раньше чем через 10-12 лет. В США две фирмы занимаются разработкой и изготовлением авиадвигателей, в Европе -1, а у нас в этой сфере продолжают работать десятки предприятий. На Западе новый двигатель создают за 3-4 года, а у нас просто никто не готов оплачивать расходы по разработке. За последнее десятилетие у нас на 30% сократились обороты и количество работников, но за счет гражданских заказов сумели выстоять. Производственных площадей нам как не хватало, так и не хватает, консервации оборудования тоже удалось избежать. Из производственных мощностей, бог миловал, ничего не потеряли, а вот две базы отдыха, в Чернолучье и Называевском районе, сохранить не удалось из-за непосильных земельных налогов. - Если раньше было твердое государственное финансирование, то нынче о нем приходится только мечтать. К тому же совершенно не развиты ни кредитная, ни лизинговая системы. Современная компьютерная техника позволяет в считанные минуты провести расчеты, на которые раньше уходили недели. Но ни одно российское КБ за счет собственных средств не сможет разработать новый двигатель. - Для всех предприятий остро стоят вопросы старения производственных фондов и кадров. Насколько они актуальны для ОМКБ? Сейчас проводим полную инвентаризацию помещений и оборудования, ведь когда акционировались, все оформлялось на скорую руку. Рассматривался вопрос о выкупе земель под нашими объектами, но 36 млн рублей для нас сумма непосильная, поэтому решили взять их в аренду. Все наше имущество застраховано, ведь без этого и кредит оформить нельзя. К сожалению, за последние годы мы потеряли много квалифицированных кадров. По некоторым направлениям потери невосполнимы. Мы доплачиваем молодым специалистам, чтобы привлекать их и удерживать, выплачиваем приличные пособия при рождении ребенка и к свадьбе, приобретаем для сотрудников бесплатные путевки. 30 человек обучаются в техническом университете за наш счет. Благодаря всем мерам средний возраст наших работников в последние три года сокращается на 1 год: с 49 до 46 лет. - Чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо проводить техническое перевооружение, приобретать современное оборудование. У нас принят план техперевооружения, на него ежегодно выделяются средства из прибыли. Мы сотрудничали с компанией "Самсунг" по испытанию компрессоров, за счет этого контракта создали современный стенд для проведения испытаний. В результате на порядок уменьшилась трудоемкость, а точность возросла. - Ближайшая перспектива - заняться модернизацией наших двигателей. Перейти от выживания к подъему позволит вхождение в интегрированную структуру. Кто вложит инвестиции в маленькое предприятие? А у крупного больше шансов получить инвестиции. Войдя в холдинг, мы сможем специализироваться на отдельных частях двигателя, как это давно происходит на Западе. Узкая специализация позволит уменьшить себестоимость и повысить конкурентоспособность. - Какие перспективы просматриваются у ОМКБ? - Принимает ли ОМКБ участие в ВТТВ-2003 и на какие результаты рассчитывает? У нас заключены твердые контракты по 2007 год включительно, работы столько, что не справляемся. Собираемся подключить ПО "Полет" к работам по нашим изделиям - это будет выгодно и нам и им. То, что мы, несмотря ни на что, остаемся в авиакосмической сфере, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Принимаем участие в ВТТВ, но без всяких иллюзий на то, что это принесет нам хоть какую-то пользу. - Мы участвовали во всех четырех ВТТВ, но не только ни разу никаких контрактов не подписали, но даже переговоров не вели. ОМКБ регулярно принимает участие в специализированных выставках в Москве, вот они приносят если не пользу, то имидж. У нас есть свой сайт, мы ведем активную электронную переписку с потенциальными клиентами. - Я увлекаюсь охотой, рыбалкой, особенно зимой. На даче больше работаю, чем отдыхаю. В студенческие годы входил в сборные института по ручному мячу и футболу, пел в хоре, а теперь хожу в группу здоровья, играю в волейбол, люблю попеть в хорошей компании. Много читаю - фантастику, приключения, историческую литературу, по-прежнему люблю смотреть советские комедии прошлых лет. - Ну и в заключение наш традиционный вопрос: как проводите свое свободное время?
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Перевозки 0.0072 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |