Навигация
Главная  Перевозки 

Тяжелая доля легонькой промышленности


В конце 2004 года, 23 декабря, губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ утвердил План мероприятий по выполнению приоритетных направлений развития легкой промышленности Омской области до 2010 года. На фоне массового банкротства и полного развала омских предприятий легкой промышленности, которые наблюдаются в последние годы, вроде бы развивать уже нечего, впору возрождать эту отрасль как таковую, но областному правительству, конечно, виднее. "КВ" решили разобраться, что же осталось от омской легкой промышленности и как ее планируется развивать.

Но теперь у нее есть план развития

В советский годы, если верить старым географо-экономическим картам, Омск был центром не только машиностроения и нефтехимии, но и легкой промышленности. Сейчас в это трудно поверить, но еще в 1991 году доля легкой промышленности в структуре промышленного сектора экономики Омской области составляла целых 16,1%. По сравнению с другими отраслями развал омской легкой промышленности был просто катастрофическим.

Zic transit gloria mundi

Казалось бы, живи и радуйся, но ставшие частными заводы и фабрики почему-то начали хиреть на глазах. Вот чем, к примеру, объясняется резкий спад производства в омской легкой промышленности в Концепции развития производства легкой промышленности в Омской области, утвержденной указом губернатора © 103 от 10 июня 2003 года: "При переходе к работе в новых экономических условиях из-за несбалансированности по рынкам сырья, отсутствия необходимой рыночной инфраструктуры, недостатка оборотных средств, высокой степени износа технологического оборудования, низкой конкурентоспособности большинства видов продукции, снижения уровня рентабельности в связи с ростом затрат при сдерживании цен товаропроизводителями ситуация в отраслевых организациях значительно ухудшилась".

Из политэкономии времен социализма е, что именно легкая промышленность наиболее рыночна, потому что, в отличие от тяжелой, требует значительно меньше капитальных вложений, в ней гораздо быстрее оборачиваются деньги, а продукция нацелена на конкретного потребителя. Именно поэтому предприятия легкой промышленности в первую очередь подверглись приватизации, причем государство в большинстве случаев никаких пакетов акций в них себе не оставило.

До основанья, - а затем?

В общем, причины вроде бы сугубо объективные, только вот возникает вопрос: а куда смотрело государство, отпуская легкопромышленников на вольные хлеба? Те же ПХБО "Восток" или ПО "Большевичка", когда-то ходившие в передовиках, не в одночасье стали убыточными. Основная причина их банкротства и распродажи за копейки - долги по налогам. Причем государство, в лице налоговых органов банкротившее легкую промышленность, в результате банкротства практически ничего не получало, а налоговые долги аннулировались по решению суда. Спрашивается, и кому же нужно было столь тотальное уничтожение предприятий легкой промышленности?

Хотя при советской власти считалось, что и кухарка может управлять государством, на самом деле это, конечно, не так. Умение руководить - такой же талант, как писать картины или музыку. При СОСНОВЕ Омсктрикотаж начало лихорадить, а в прошлом году производство на нем полностью остановилось и началась процедура банкротства. Правда, корни банкротства уходят к временам правления ВИЛЛЕР, которая перед отъездом провела немало невыгодных для предприятия сделок.

Помимо объективных обстоятельств развала легкой промышленности были и субъективные: история омских предприятий неумолимо подтверждает, что многое зависело от того, кто их возглавлял. К примеру, пока на Омсктрикотаже директорствовала Надежда ВИЛЛЕР, у него хотя и были проблемы, но финансово предприятие держалось крепко. После отъезда ВИЛЛЕР в Германию генеральным директором Омсктрикотажа избрали Павла СОСНОВА. В коллективе из руководства он был единственным мужчиной, проработал на предприятии четверть века, вот и решили доверить ему судьбу предприятия.

Большинство "старых" омских предприятий легкой промышленности или вообще исчезли, или находятся в процессе ликвидации. Из тех, что остались, можно назвать ЗАО "Импульс", которое, правда, лишилось части своих помещений, но по-прежнему выпускает обувь; ЗАО "Луч", которое отстояло в арбитраже право на свои помещения и выиграло очередной тендер на поставку обуви Российской армии.

То же самое можно сказать про ЗАО "Сибшерсть", которое при Богдане РОСОЛОВСКОМ могло потратить миллионы рублей на переоборудование своей котельной в мини-ТЭЦ, а после его отставки стремительно развалилось. По мнению заместителя начальника управления деревообрабатывающей промышленности министерства промышленной политики и связи Омской области Анны АНФИНОГЕНТОВОЙ, курирующей легкую промышленность, "некоторые руководители специально ведут предприятия к банкротству, чтобы купить их по остаточной стоимости, получается, что они временщики".

Хотя большинство ее членов прекратило свое существование, Ассоциация предприятий легкой и текстильной промышленности Омской области все еще существует и даже совместно с Ремесленной палатой Омской области вынашивает идею организации маркетингового бизнес-центра по легкой промышленности.

Несмотря на переезд из центра города, сохранилось и выпускает кожгалантерею ЗАО "Сибирь". Фабрика валяной обуви возродилась и снова выпускает валенки, но ее работа носит сезонный характер. Все еще работает ОАО "Прядильная фабрика", хотя проблем у него выше крыши. Калачинская ткацкая фабрика мало того, что закрылась много лет назад, так еще часть ее помещений сгорела.

На развалинах "Большевички" функционирует ООО "Лидер", которое, в частности, поставляет свою швейную продукцию в Красноярский край. Производственные активы Сибшерсти перешли в ООО "Флис", которое домывает остатки шерсти, а вот будет ли заниматься ее первичной обработкой дальше - большой вопрос. Вместо ПХБО "Восток" осталось несколько других "Востоков", но производственной деятельностью они практически не занимаются. Сергей СОРОКА, купив все активы ПХБО всего за 3 млн рублей, может себе позволить не использовать их, платя немалые налоги за имущество.

Свято место не пустует

ООО "Омсксиб" взяло ссуду в 3 млн рублей для расширения производства спортивной одежды. ИП Сергей КРАСНЮК приобрел помещение и наладил производство распашонок, ползунков и прочей детской одежды, которая пользуется спросом. ООО "Сибарус" получает гусиный пух со всей России, перерабатывает его и шьет пуховики, детские конверты, подушки, теплую спецодежду для охотников, рыбаков, нефтяников.

Из новых альтернативных легкопромышленных предприятий наиболее преуспевает ООО "Дести", которое шьет детскую одежду и неплохо продвигает ее на рынок за пределы нашего региона. "Дести" хотело арендовать пустующие площади у Омсктрикотажа для расширения своего производства, но СОСНОВ заломил совершенно нереальную цену, и сделка сорвалась.

Не в коня корм

Кроме вышеупомянутых предприятий можно назвать ООО "Артур", которое наладило выпуск добротной обуви, дизайн-группу "Зима" и ИП ЦАПКО, которые производят одежду. 22 ноября после долгого перерыва заработал Омсктрикотаж, получивший кредит в банке с помощью управления деревообрабатывающей и легкой промышленности.

Эстафету подхватила областная власть. В 2003-м появилась на свет Концепция развития производства легкой промышленности в Омской области, а 3 ноября 2004-го была принята областная целевая программа "Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 года". В областном бюджете-2005 на реализацию этой программы заложено 1,2 млн рублей, в последующие годы планируется выделить больше. Основной реализатор этой программы - ЗАО "Знаменский лен", у которого грандиозные планы по развитию льнопроизводства.

На заре мэрства Евгения БЕЛОВА городская администрация предприняла попытку реанимировать изрядно развалившуюся омскую промышленность. Принималась какая-то программа по этой теме, проходили встречи руководителей легпрома с чиновниками, компания "Универсал-информ" по заказу мэрии провела исследование рыночных перспектив Сибшерсти. Кпд от всех этих мероприятий катастрофически близок к нулю, кампания по спасению легпрома постепенно сошла на нет.

Также запланирована всяческая помощь в продвижении продукции омского легпрома на внутренний и внешний рынки, в частности, за счет размещения информации о ней в Интернете. Вообще, надо сказать, этот План не слишком грандиозен, что объясняется, видимо, ограниченными возможностями областного правительства и степенью развала самого омского легпрома. В целом же мероприятия Плана выглядят вполне реалистичными, в них не проглядываются шапкозакидательские настроения.

Апофеозом областной заботы о легпроме стал План мероприятий по выполнение приоритетных направлений развития легкой промышленности Омской области до 2010 года. В частности, запланированы разработка инвестиционных проектов, приобретение в собственность Омской области пакетов акций "экономически значимых хозяйствующих субъектов", содействие в организации системы лизинга для легпрома, налаживание производственно-технологической кооперации.

Хочется верить, что пик развала омского легпрома уже позади. Возможно, областная поддержка поможет тем, кто остался и появился в этой отрасли, выйти на какие-то новые горизонты. Ну а если даже все запланированное останется только на бумаге, хуже легпрому уже не будет.

- Наше управление пока осознает задачи и занимается поисками путей решения накопившихся в отрасли проблем, - призналась Анна АНФИНОГЕНТОВА. - Федеральная программа по поддержке легкой промышленности так и не принята, государственной доли в предприятиях легпрома нет, поэтому рычагов воздействия на них у нас мало. Мы можем только создавать условия для нормальной работы на организационном уровне. Сегодня уже ясно, что в легпроме не нужны громадные предприятия, которые менее мобильны, чем мелкие, и просто не поспевают за рыночной модой.

 

"Преданный" и "Жорку убивали в субботу". У института - юбилей!. События недели. Гороскоп. "Упрощенка" стала "усложненкой".

Главная  Перевозки 

0.0557
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.