Навигация
|
Главная Перевозки Тяжелая доля легонькой промышленностиВ конце 2004 года, 23 декабря, губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ утвердил План мероприятий по выполнению приоритетных направлений развития легкой промышленности Омской области до 2010 года. На фоне массового банкротства и полного развала омских предприятий легкой промышленности, которые наблюдаются в последние годы, вроде бы развивать уже нечего, впору возрождать эту отрасль как таковую, но областному правительству, конечно, виднее. "КВ" решили разобраться, что же осталось от омской легкой промышленности и как ее планируется развивать. Но теперь у нее есть план развития В советский годы, если верить старым географо-экономическим картам, Омск был центром не только машиностроения и нефтехимии, но и легкой промышленности. Сейчас в это трудно поверить, но еще в 1991 году доля легкой промышленности в структуре промышленного сектора экономики Омской области составляла целых 16,1%. По сравнению с другими отраслями развал омской легкой промышленности был просто катастрофическим. Zic transit gloria mundi Казалось бы, живи и радуйся, но ставшие частными заводы и фабрики почему-то начали хиреть на глазах. Вот чем, к примеру, объясняется резкий спад производства в омской легкой промышленности в Концепции развития производства легкой промышленности в Омской области, утвержденной указом губернатора © 103 от 10 июня 2003 года: "При переходе к работе в новых экономических условиях из-за несбалансированности по рынкам сырья, отсутствия необходимой рыночной инфраструктуры, недостатка оборотных средств, высокой степени износа технологического оборудования, низкой конкурентоспособности большинства видов продукции, снижения уровня рентабельности в связи с ростом затрат при сдерживании цен товаропроизводителями ситуация в отраслевых организациях значительно ухудшилась". Из политэкономии времен социализма е, что именно легкая промышленность наиболее рыночна, потому что, в отличие от тяжелой, требует значительно меньше капитальных вложений, в ней гораздо быстрее оборачиваются деньги, а продукция нацелена на конкретного потребителя. Именно поэтому предприятия легкой промышленности в первую очередь подверглись приватизации, причем государство в большинстве случаев никаких пакетов акций в них себе не оставило. До основанья, - а затем? В общем, причины вроде бы сугубо объективные, только вот возникает вопрос: а куда смотрело государство, отпуская легкопромышленников на вольные хлеба? Те же ПХБО "Восток" или ПО "Большевичка", когда-то ходившие в передовиках, не в одночасье стали убыточными. Основная причина их банкротства и распродажи за копейки - долги по налогам. Причем государство, в лице налоговых органов банкротившее легкую промышленность, в результате банкротства практически ничего не получало, а налоговые долги аннулировались по решению суда. Спрашивается, и кому же нужно было столь тотальное уничтожение предприятий легкой промышленности? Хотя при советской власти считалось, что и кухарка может управлять государством, на самом деле это, конечно, не так. Умение руководить - такой же талант, как писать картины или музыку. При СОСНОВЕ Омсктрикотаж начало лихорадить, а в прошлом году производство на нем полностью остановилось и началась процедура банкротства. Правда, корни банкротства уходят к временам правления ВИЛЛЕР, которая перед отъездом провела немало невыгодных для предприятия сделок. Помимо объективных обстоятельств развала легкой промышленности были и субъективные: история омских предприятий неумолимо подтверждает, что многое зависело от того, кто их возглавлял. К примеру, пока на Омсктрикотаже директорствовала Надежда ВИЛЛЕР, у него хотя и были проблемы, но финансово предприятие держалось крепко. После отъезда ВИЛЛЕР в Германию генеральным директором Омсктрикотажа избрали Павла СОСНОВА. В коллективе из руководства он был единственным мужчиной, проработал на предприятии четверть века, вот и решили доверить ему судьбу предприятия. Большинство "старых" омских предприятий легкой промышленности или вообще исчезли, или находятся в процессе ликвидации. Из тех, что остались, можно назвать ЗАО "Импульс", которое, правда, лишилось части своих помещений, но по-прежнему выпускает обувь; ЗАО "Луч", которое отстояло в арбитраже право на свои помещения и выиграло очередной тендер на поставку обуви Российской армии. То же самое можно сказать про ЗАО "Сибшерсть", которое при Богдане РОСОЛОВСКОМ могло потратить миллионы рублей на переоборудование своей котельной в мини-ТЭЦ, а после его отставки стремительно развалилось. По мнению заместителя начальника управления деревообрабатывающей промышленности министерства промышленной политики и связи Омской области Анны АНФИНОГЕНТОВОЙ, курирующей легкую промышленность, "некоторые руководители специально ведут предприятия к банкротству, чтобы купить их по остаточной стоимости, получается, что они временщики". Хотя большинство ее членов прекратило свое существование, Ассоциация предприятий легкой и текстильной промышленности Омской области все еще существует и даже совместно с Ремесленной палатой Омской области вынашивает идею организации маркетингового бизнес-центра по легкой промышленности. Несмотря на переезд из центра города, сохранилось и выпускает кожгалантерею ЗАО "Сибирь". Фабрика валяной обуви возродилась и снова выпускает валенки, но ее работа носит сезонный характер. Все еще работает ОАО "Прядильная фабрика", хотя проблем у него выше крыши. Калачинская ткацкая фабрика мало того, что закрылась много лет назад, так еще часть ее помещений сгорела. На развалинах "Большевички" функционирует ООО "Лидер", которое, в частности, поставляет свою швейную продукцию в Красноярский край. Производственные активы Сибшерсти перешли в ООО "Флис", которое домывает остатки шерсти, а вот будет ли заниматься ее первичной обработкой дальше - большой вопрос. Вместо ПХБО "Восток" осталось несколько других "Востоков", но производственной деятельностью они практически не занимаются. Сергей СОРОКА, купив все активы ПХБО всего за 3 млн рублей, может себе позволить не использовать их, платя немалые налоги за имущество. Свято место не пустует ООО "Омсксиб" взяло ссуду в 3 млн рублей для расширения производства спортивной одежды. ИП Сергей КРАСНЮК приобрел помещение и наладил производство распашонок, ползунков и прочей детской одежды, которая пользуется спросом. ООО "Сибарус" получает гусиный пух со всей России, перерабатывает его и шьет пуховики, детские конверты, подушки, теплую спецодежду для охотников, рыбаков, нефтяников. Из новых альтернативных легкопромышленных предприятий наиболее преуспевает ООО "Дести", которое шьет детскую одежду и неплохо продвигает ее на рынок за пределы нашего региона. "Дести" хотело арендовать пустующие площади у Омсктрикотажа для расширения своего производства, но СОСНОВ заломил совершенно нереальную цену, и сделка сорвалась. Не в коня корм Кроме вышеупомянутых предприятий можно назвать ООО "Артур", которое наладило выпуск добротной обуви, дизайн-группу "Зима" и ИП ЦАПКО, которые производят одежду. 22 ноября после долгого перерыва заработал Омсктрикотаж, получивший кредит в банке с помощью управления деревообрабатывающей и легкой промышленности. Эстафету подхватила областная власть. В 2003-м появилась на свет Концепция развития производства легкой промышленности в Омской области, а 3 ноября 2004-го была принята областная целевая программа "Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 года". В областном бюджете-2005 на реализацию этой программы заложено 1,2 млн рублей, в последующие годы планируется выделить больше. Основной реализатор этой программы - ЗАО "Знаменский лен", у которого грандиозные планы по развитию льнопроизводства. На заре мэрства Евгения БЕЛОВА городская администрация предприняла попытку реанимировать изрядно развалившуюся омскую промышленность. Принималась какая-то программа по этой теме, проходили встречи руководителей легпрома с чиновниками, компания "Универсал-информ" по заказу мэрии провела исследование рыночных перспектив Сибшерсти. Кпд от всех этих мероприятий катастрофически близок к нулю, кампания по спасению легпрома постепенно сошла на нет. Также запланирована всяческая помощь в продвижении продукции омского легпрома на внутренний и внешний рынки, в частности, за счет размещения информации о ней в Интернете. Вообще, надо сказать, этот План не слишком грандиозен, что объясняется, видимо, ограниченными возможностями областного правительства и степенью развала самого омского легпрома. В целом же мероприятия Плана выглядят вполне реалистичными, в них не проглядываются шапкозакидательские настроения. Апофеозом областной заботы о легпроме стал План мероприятий по выполнение приоритетных направлений развития легкой промышленности Омской области до 2010 года. В частности, запланированы разработка инвестиционных проектов, приобретение в собственность Омской области пакетов акций "экономически значимых хозяйствующих субъектов", содействие в организации системы лизинга для легпрома, налаживание производственно-технологической кооперации. Хочется верить, что пик развала омского легпрома уже позади. Возможно, областная поддержка поможет тем, кто остался и появился в этой отрасли, выйти на какие-то новые горизонты. Ну а если даже все запланированное останется только на бумаге, хуже легпрому уже не будет. - Наше управление пока осознает задачи и занимается поисками путей решения накопившихся в отрасли проблем, - призналась Анна АНФИНОГЕНТОВА. - Федеральная программа по поддержке легкой промышленности так и не принята, государственной доли в предприятиях легпрома нет, поэтому рычагов воздействия на них у нас мало. Мы можем только создавать условия для нормальной работы на организационном уровне. Сегодня уже ясно, что в легпроме не нужны громадные предприятия, которые менее мобильны, чем мелкие, и просто не поспевают за рыночной модой. "Преданный" и "Жорку убивали в субботу". У института - юбилей!. События недели. Гороскоп. "Упрощенка" стала "усложненкой". Главная Перевозки 0.0557 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |