Навигация
Главная  Перевозки 

Правительство позаботилось о скупщиках металлолома


Не в коня корм

На федеральном уровне утверждено четыре документа, касающихся скупщиков металлолома 11 мая 2001 года председатель правительства РФ Михаил КАСЬЯНОВ подписал сразу четыре документа, которые касаются как лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации черных и цветных металлов, так и правил обращения с ломом и отходами. Документы направлены на то, чтобы ужесточить контроль над теми структурами, которые имеют отношение к этой деятельности. Одним из последствий вступления в силу правительственных документов станет сокращение легальных пунктов приема металлов. Только в Омской области из чуть более ста "легальщиков" на рынке останется около тридцати. К сожалению, документа, который бы позволял бороться с ними, пока нет. Был в области закон, позволяющий взимать с них хотя бы штрафы, да и тот нынешней весной канул в Лету. Прокуратура посчитала, что он противоречит Конституции РФ.

11 мая на федеральном уровне приняли сразу четыре документа, которые якобы должны ужесточить контроль за деятельностью металлосборщиков. Два из них касаются лицензирования деятельности по заготовке черных металлов и правил обращения с их ломом и отходами. Два других - лицензирования и обращения, уже цветных металлов и их лома. Вслед за этими документами появился еще и указ губернатора. Им он отменил свое прошлогоднее постановление и утвердил новый список разрешенных для приема от населения отходов цветных металлов.

Первое постановление Правительства о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов появилось в июле 1999 года. Поскольку в нем не было прописано, как должна осуществляться эта деятельность, какое оборудование должен иметь тот или иной пункт приема металла, а также некоторые другие вещи, в сентябре этого же года вышло постановление губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА. В нем было, в частности, оговорено, что приемщики должны иметь на своем рабочем месте и весы, и подъемно-транспортный механизм, а также металлорежущее оборудование и другие необходимые вещи. Прошло чуть больше года, и на свет появилось еще одно постановление главы области, которое было направлено на то, чтобы деятельность "металлистов" наносила как можно меньше вреда другим сферам производства. Более того, в нем было четко прописано, что можно принимать от населения, а что - нельзя.

С глаз долой

Естественно, что такое обилие всевозможных документов должно хоть мало-мальски взять под контроль эти виды деятельности. Правда, по этому поводу есть масса сомнений.

Произойдет это, главным образом, потому, что сильно ужесточены требования к получению лицензии. Уже сейчас нарекания со стороны фирм, которые не один год работают в этой сфере, вызывают те пункты, где речь идет о комплектации пункта приема всевозможным оборудованием. Например, чтобы открыть пункт приема лома и отходов цветных металлов, надо иметь аттестованную химическую лабораторию. Ранее также надо было иметь прибор, который позволял бы отличить медь от алюминия, хотя специалисты могли это делать на глаз. Сейчас же владельцы пунктов приема цветных металлов и специалисты лицензионной палаты ломают голову над тем, что имели в виду разработчики постановления под химлабораторией: то ли простой прибор, то ли настоящую химическую лабораторию. Последняя, кстати, имеется в области в единственном экземпляре и находится в одном из конструкторских бюро. Или другой пример. Чтобы получить лицензию для заготовки черных металлов, ко всему прочему надо запастись прессом для пакетирования лома или пресс-ножницами, а также оборудованием для сортировки или измельчения стружки. Мало того, что все эти "предметы" стоят приличные деньги, даже если их не покупать, а взять в аренду, так, по большому счету, они вряд ли вообще пригодятся сборщикам металла. Хотя бы потому, что предприятия, которые принимают металлолом на дальнейшую переработку, склонны брать не спрессованные плиты, а россыпь. Кроме того, у них в цене не мелкие, накромсанные изделия, а нормальные, полноценные железяки. Складывается впечатление, что правительственные чиновники работают по студенческому принципу: чем толще курсовая, то есть постановление, тем она (оно) содержательнее. Впрочем, не будем вдаваться в детали: кто желает и дальше работать по лицензии, уже знакомы с новыми документами.

Сейчас в Омской области работает чуть более ста легальных пунктов приема металла. Пожалуй, "подпольщиков" на этом поприще в десятки раз больше. Последние правительственные документы сделают свое "доброе дело", и картина будет выглядеть следующим образом: "легальщиков" станет около тридцати, а тех, кто работает без лицензии, еще больше.

Что касается правил обращения, то они ужесточили требования к ведению документации при приеме металлов. Например, кроме того что составляется приемо-сдаточный акт, все необходимые сведения надо будет вносить в книгу учета, прошнурованную и с пронумерованными страницами. Хотя вряд ли это даст какой-то эффект. Если уж предприятия научились вести двойную бухгалтерию, то складывать "налево" металл - дело несложное. Еще одно из требований правил - личное заявление сдатчика на прием у него партии металла. Раньше такого не было. Также согласно постановлениям, юридические лица при сдаче лома и отходов должны документально доказать, что они являются их собственностью. Например, это может быть акт о списании того или иного механизма с баланса или же документ, в котором написано, что сдаваемый металл является отходом производства. Если таковых нет, то надо доказать, что металл бесхозный. Физическим лицам при сдаче черных металлов также надо представить документ, где написано, каким образом они заполучили этот лом. Казалось бы, придраться не к чему, да только одно "но". Все эти документы сейчас состряпать не составляет никакого труда. Говорят, что справку "о бесхозности" можно всего за сто рублей купить на Ленинском рынке.

Правда, не обратить внимание на один из пунктов постановления о лицензировании деятельности по заготовке черных металлов, просто нельзя. Цитирую его: "Не подлежит лицензированию деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оптовой торговле ломом черных металлов (без его хранения и (или) переработки, а также без передачи на хранение и (или) переработку третьим лицам)". Он носит явно лоббистский характер. Например. Есть начальник железной дороги, у него имеется родственник-предприниматель. Приходит к железнодорожному начальнику руководитель лицензированной фирмы по приему металла и просит предоставить ему вагон для отправки лома на завод. В ответ слышит: нет свободных вагонов. Тут-то всплывает родственник и предлагает свои услуги. У него есть вагон и деньги. Он предлагает скупить у фирмы оптом весь лом. Что остается делать руководителю фирмы? Он соглашается. Взамен металла получает определенную сумму денег, но она намного меньше той, которую он мог бы получить, если бы продал металл непосредственно предприятию. "Благодетель" же в этом случае хорошо пополнит карман и свой, и начальника железной дороги. Говорят, что и сейчас такое процветает, постановление только узаконило деятельность "братков".

Нынешний расширенный перечень позволит населению как можно реже обращаться в подпольные пункты. Только вот лицензированных скоро останется не много.

Отдельно надо сказать о том, какие изделия из цветного металла можно сдавать населению. Список довольно внушительный. Раньше тоже был - списочек. Но "работал" он формально. Во-первых, то, что не принимали в лицензированных фирмах, всегда можно было сдать "подпольщикам". Во-вторых, некоторые "легальщики" все равно принимали запрещенные изделия, но, по неофициальным данным, по сговору с милицией, следящей за незаконным оборотом металла на территории области. Пример. Приходит некий "кадр" в фирму и просит принять у него хорошенький кусок медного провода. И у него принимают. Только после этого незамедлительно последует звонок стражам правопорядка, и вскоре сдатчик будет схвачен. При этом лицензионная палата никогда не закроет фирму, которая помогла раскрыть преступление.

На федеральном уровне нет, пожалуй, ни одного законодательного акта, который бы нашел управу на подпольные пункты приема металла. Подвести их под уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность невозможно. Для этого, как минимум, потребуется доказать, что их доход составляет двести МРОТ. Но если они работают без единого документа, то все - это бесполезная затея.

И как с этим бороться?

Спустя четыре года областная прокуратура решила, что закон противоречит Конституции, в соответствии с которой принятие таких документов - прерогатива федеральных органов. Обвинять депутатов Законодательного собрания, может быть, и не стоит. Однако поражает то, с какой легкостью, по сведениям очевидцев, они приняли протест прокурора, не пытаясь даже сопротивляться.

Зато вплоть до недавнего времени наша область была в своем роде уникальной. У нас в 1997 году был принят Закон "Об административной ответственности за нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности". Естественно, он распространялся и на "металлистов". А тут, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок. Контролирующие структуры, которые выявляли нелегальщиков, вызывали их на административную комиссию и наказывали штрафами. Пусть суммы были небольшие в сравнении с теми, которыми ворочают некоторые приемщики, но все равно польза была. Бюджет, например, можно было пополнять.



Это лишь очень малая толика проблем. Спустя три месяца после выхода постановлений выданные ранее лицензии теряют свою силу. "КВ" еще вернутся к этой теме. Благо, рассказать еще есть о чем.

 

Ольшанский не любит публичности. Паралич не наступил. Омское МКБ к новому агрегатному состоянию. На аукционе не мелочились. Светлана Есипова, президент Нотариальной палаты.

Главная  Перевозки 

0.0042
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.