Навигация
|
Главная Перевозки Александр Усов, директор департамента городского хозяйства администрации г.ОмскаАлександр Викторович родился 30 октября 1948 года в городе Назарово Красноярского края. Учился в специализированной школе, при Назаровской ГРЭС, после ее окончания поступил в Красноярский политехнический институт на теплоэнергетический факультет. По распределению в 1972 году попал на омскую ТЭЦ-4, работал машинистом котлов. Через год был призван в армию, служил в танковых войсках командиром взвода в Бийске. В 1974-м вернулся на ТЭЦ-4, работал старшим машинистом, начальником смены, заместителем начальника котельного цеха, начальником цеха, заместителем главного инженера. Александр УСОВ Имеет звания "Почетный энергетик" Минтопэнерго и "Заслуженный работник Минтопэнерго". В 1986-м стал главным инженером ТЭЦ-5, в 1993-м - директором строящейся ТЭЦ- В марте 2002 года назначен директором департамента городского хозяйства администрации города Омска. Александр УСОВ, директор департамента городского хозяйства администрации города Омска: Женат, двое сыновей, внук. - Насколько сложно вам было осваиваться в городском ЖКХ после многих лет работы в большой энергетике? Реформирование отечественного ЖКХ сильно смахивает на принцип действия, предложенный в некогда популярном анекдоте : "гудеть, пыхтеть и делать вид, что едем". Впрочем, если не повторять слово "реформа" как заклинание, а заняться наведением элементарного порядка в жилищно-коммунальной сфере, то определенные результаты непременно появятся. Омское ЖКХ в этом году подверглось крутой вертикальной перестройке: реорганизовано в спецавтохозяйство по вывозу бытовых отходов, а разрозненные ПЖРЭУ трех округов объединены в МУП "Городское жилищное управление". О том, принесла ли пользу эта реорганизация, и о других процессах, происходящих в омском ЖКХ, "КВ" расспросили директора департамента городского хозяйства Александра УСОВА. В освоении новой должности мне пригодился богатый хозяйственный опыт, ведь принципы управления в энергетике и ЖКХ весьма схожи. В энергетике сильна экономическая часть, а через экономику понять специфику банного, жилищного и дорожного хозяйства проще. Период моего познания городского хозяйства длился полгода, удалось разобраться со своими задачами и приступить к их реализации. Очень помогают понимание хозяйственных задач и поддержка со стороны мэра. - Мне предложили возглавить департамент городского хозяйства не как энергетику, а как специалисту, который участвовал в процессе планирования реорганизации Омскэнерго. В бытность энергетиком мне приходилось решать вопросы разного уровня: в 1988 году принимал участие в пуске последнего омского энергоблока на ТЭЦ-5, по строительству ТЭЦ-6 приходилось работать с центральным аппаратом РАО "ЕЭС России", Минтопэнерго, Газпрома. - В большой энергетике все намного сложнее, чем в ЖКХ, совершенно другой технический уровень. Кадровый потенциал и культура организации работ в энергетике гораздо выше. Это обусловлено тем, что в течение многих лет энергетика была приоритетной отраслью прогресса. В ЖКХ же многолетняя отсталость и запущенность, слабо развита система внутри хозяйственных отношений. - А в чем, на ваш взгляд, разница между энергетикой и ЖКХ? - Ваш предшественник на этом посту Анатолий БУШУЕВ не раз сетовал на то, что недостаточность финансирования не позволяет департаменту городского хозяйства выполнять взятые на себя обязательства. У вас тоже с этим проблемы? Еще одна особенность особенность ЖКХ - тарифная политика. Если при установлении тарифов в энергетике отслеживается уровень инфляции, в них закладывается повышение уровня зарплаты, то коммунальные тарифы ориентированы на социальные факторы. Энергетики формируют тарифы исходя из самодостаточности отрасли, обеспечивая ее развитие коммунальных тарифов приоритетна не столько экономической целесообразность, сколько интересы населения. В результате тарифы в ЖКХ не меняются по нескольку лет и не соответствуют потребностям коммунальщиков. - Вероятно ли, что недостаточное финансирование не позволяет в полной мере решать все насущные проблемы городского хозяйства? - Я никогда не любил быть кому-то должным, поэтому пустых обещаний не даю. Выполнению взятых обязательств способствует муниципальная казначейская система, которая распространилась и на городское хозяйство. Конечно, иногда приходится брать под честное слово материальные ресурсы у поставщиков, учитывая сезонность бюджетного финансирования, но, когда наступает срок расчета краснеть и извиняться не приходится. Договариваться с поставщиками и подрядчиками очень сложно, потому что все хотят работать по предоплате, а мы порой даже авансирование предложить не можем. Тем не менее средств не хватает, особенно в жилищном хозяйстве. Жилой фонд в городе стареет, с каждым годом растет число домов, требующих капитального ремонта. К примеру, в этом году во весь голос заявила о себе проблема протекающих кровель. Сотни домов нуждаются в полной замене систем водо- и теплоснабжения. Городской бюджет помогает нам, но он не безграничен. Нужны новые подходы к проблемам ЖКХ на государственном уровне. - Сегодня ЖКХ финансируется в основном за счет оказываемых населению услуг. А значит, и доходы коммунальных предприятий зависят в первую очередь от собираемости платежей. Именно на это делается сейчас акцент. В эту работу включаются КТОСы, старшие по домам. Успешной была прошлогодняя акция "Долг", весомый эффект приносят ставшие регулярными розыгрыши призов среди омичей, не имеющих долгов по оплате коммунальных услуг. Таких лоторей проведено уже четыре. - Как проходит реформа ЖКХ по-омски? Огромный резерв повышения эффективности - в ресурсосбережении. Современные материалы, газификация, установка приборов учета - все это позволяет экономить в масштабах города колоссальные суммы. Это же касается и центрального приобретения материалов для коммунальных предприятий. Здесь нам очень сильно помогает департамент муниципального заказа. По принципу отраслевого управления начало работать ГЖУ, в которое на правах филиалов вошли ПЖРЭУ Кировского, Ленинского и Октябрьского округов, а до конца этого года - все городские ПЖРЭУ. ГЖУ передана база материально-технического снабжения, ранее принадлежавшая железной дороге. Там есть механический, столярный, электротехнический цеха, эта структура будет концентрировать материальные и хозяйственные ресурсы для организации нормальной плановой системы ремонта жилищного фонда, уже осуществляется централизованный ремонт и изготовление запчастей, контейнеров для сбора мусора. - Под реформу должен быть выделен определенный материальный ресурс, но его нет, поэтому приходится изыскивать внутренние резервы. У нашего департамента множество функций. Когда я пришел, только в жилищном хозяйстве было 49 предприятий, где департамент выступал учредителем, теперь осталось В результате реорганизации спецавтохозяйства (САХ) по уборке бытовых отходов сократили 80 управленцев, за счет создания МУП "Городское жилищное управление" (ГЖУ) - более 70 Во всех округах упразднены службы единого заказчика, в каждой работало по 20 человек. - С 1998 года за счет приемки ведомственного жилья муниципальный жилой фонд удвоился. Значительная часть принятого жилья в крайне неудовлетворительном состоянии, особенно 46 общежитий, но средств на проведение там капитального ремонта у города просто нет. В свое время предприятиям было выгодно иметь жилье, чтобы привязать работников к производству. Но как только потребность в собственном жилье отпала, предприятия сначала запустили его, а потом и вовсе бросили. А нам теперь надо обеспечить его полноценный ремонт и восстановление, не имея для этого необходимых средств. - Бывшее ведомственное жилье, переданное предприятиями Облжилкомунхозу, в прошлом году стало муниципальным увеличился на 1659 домов общей площадью 2 млн 730 тысяч квадратных метров. Насколько обременительно содержание бывшего ведомственного жилья? - Население воспринимает реформу ЖКХ только в одном направлении - как повышение размеров коммунальных платежей, причем качество оказываемых услуг при этом не повышается. А что для вас значит реформирование ЖКХ? Процедура банкротство позволяет предприятиям сбросить с себя обузу по содержанию жилья без всякой компенсации. Муниципалитет по закону обязан брать на свой баланс жилье банкротов в условиях острого дефицита денежных средств. Сейчас идет подготовка передачи жилого фонда Омсктрансмаша, это последнее омское крупное предприятие, у которого на балансе оставалось жилье, но оно переживает процедуру банкротства. Трансмашевское жилье и сети в особенно удручающем состоянии, и пока не ясно, за счет каких средств все это приводить в порядок. Что касается роста тарифов, то достаточно взглянуть на квитанци по оплате жилищо-коммунальных услуг, например за 1991 и 2003 годы, и становится очевидным, что выросла стоимость услуг по электроэнергии, отоплению, горячей воде - всего того, что связано с энергоносителями, а все, что касается услуг по содержанию жилья - вывоз мусора, обслуживание лифтов, жилого фонда, изменений не претерпело. При общем значительном уровне суммы платежей по квитанции, процент оплаты за содержание и обслуживание жилья снизился с 65% до 25% (среднестатистическая оплата в расчете на одного человека в целом по городу. При столь существенном дисбалансе стоимости услуг ухудшение качества содержания собственного жилого фонда, становиться реальностью. При разных уровнях доходов населения тарифы для всех одинаковы. Компенсация убытков из бюджета распространяется на всех. Омичи оплачивают только 70% от стоимости коммунальных услуг, бюджет города - это своеобразный буфер между поставщиками и населением. - В советское время нас приучили к социальному иждивенчеству. До 75% омского жилья приватизировано, а что при этом изменилось для новых собственников? К тому же в процессе приватизации забыли поделить места общего пользования, содержание которых тяжелым бременем легло на плечи муниципалитета. Когда отвечает кто-то, а не я - это всех устраивает. Если ты стал собственником, то у тебя должны появиться не только права, но и обязанности, но вот с этим как раз проблема. Перспектива - в самоуправлении, когда дом или группа домов, объединившись в товарищества собственников жилья, станут на договорной основе управлять своим жилищем, обеспечивая требуемое качество услуг, находя наиболее выгодных поставщиков. - Что больше всего заботит главного омского коммунальщика? Омску, на мой взгляд, повезло, что его мэром стал энергетик Евгений БЕЛОВ, который прекрасно понимает, что такое надежность и устойчивость систем жизнеобеспечения города. Поэтапное наведение порядка в системе управления городским хозяйством, переход от авральной системы работы к плановой, - сегодня главные задачи реформирования омского городского хозяйства. - Ну а на что-нибудь, кроме работы, время остается? - У департамента городского хозяйства задач много, сложно выделить приоритетную. Сейчас в большей степени волнуют вопросы подготовки города к зиме, газификации, благоустройства, установки приборов учета, грейдирования дорог и вывоза мусора в частном секторе. Много времени уделяю подготовке городского праздника "Флора-2003". Реформирование отрасли в разгаре, так что покой мне только снится. Сыновья по моим энергетическим стопам не пошли. Старший - физик, учится в аспирантуре в Дублинском университете, поступил туда, победив в конкурсе. А младший, работает в одной из омских коммерческих фирм. -Дачи нет, да и заниматься ей некогда, люблю играть в баскетбол, но удается редко, порой играем с женой на спортплощадке. Также играю в хоккей с мячом и в футбол. Больше люблю историческую литературу, недавно начал перечитывать "Историю Государства Российского" Карамзина. Обычно читаю сразу несколько книг, в основном специальную литературу, стараюсь прочитывать энергетические журналы. Увлекаюсь охотой. Но бываю в лесу крайне редко. Союз предпринимателей реорганизуется. Нефтяной фактор. "Казачью слободу" открыли в субботу". "Мостовик" обновит Нефтяники. Водоканал отдали москвичам. Главная Перевозки 0.0111 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |