Навигация
Главная  Перевозки 

Убыточные электрички переданы ОАО "Омск-Пригород"


Расходы, которые МПС РФ списывала на пригородные перевозки, под контролем областной администрации

Убыточные электрички в руках частной компании

Убытки от пригородных пассажирских перевозок в 2002 году по всей России составили около 22 млрд рублей. МПС решило бороться с ними, выделив из своей среды компании, специализирующиеся на пригородных перевозках. Сегодня четыре такие структуры действуют на ЗСЖД: "Экспресс-пригород" (Новосибирск), "Алтай-пригород", "Кузбасс-пригород", "Омск-пригород". Создание компаний связано с предстоящим вторым этапом (2003-2005 гг.) реформирования МПС, когда планируется создание ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и выделение из него частных компаний, которые будут специализироваться каждая в своей отрасли.

С 1 июля пригородные железнодорожные перевозки перешли в ведение вновь созданного ОАО "Омск-пригород". Его возглавил Равиль БИКБАВОВ. Создание компании позволит снизить убытки на пригородных перевозках, которые в 2002 году составили более 120 млн рублей. Сегодня компания перевозит пассажиров на электричках, находящихся на балансе МПС РФ. Однако, как сказал руководитель "Омск-пригород", в ближайшее время будет решаться вопрос о передаче подвижного состава в аренду компании. Также с 1 сентября средства, заработанные ОАО, будут поступать на собственный расчетный счет. Пока все заработанные компанией деньги идут на счет МПС.

Для уменьшения убыточности пригородных перевозок в области по примеру Новосибирска, где в 1998 году было создано ОАО "Экспресс-пригород", было решено создать ОАО "Омск-пригород". В декабре 2002 года губернатор и начальник ЗСЖД подписали между собой договор о создании компании, а в феврале 2003 вышло распоряжение главы области об учреждении акционерного общества "Омск-пригород". Учредителями акционерного общества являются Западно-Сибирская железная дорога, которой принадлежит 51% ОАО, и областная администрация, владеющая 49% акций предприятия.

До 1 июля 2003 года пригородные пассажирские перевозки в области находились в ведении Омской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Расходы дирекции в прошлом году на обслуживание пригородных маршрутов составили более 160 млн рублей. Из них доходы - всего 36 млн рублей, убытки - более 120 млн рублей. Из областного бюджета на компенсацию убытков было выделено 34 млн рублей, более 86 млн остались никем не компенсированными.

- Убытки складываются из самих перевозок, - говорит Равиль БИКБАВОВ. - К примеру, проезд на электричке в черте города составляет 4 рубля. Чтобы сделать перевозки неубыточными надо поднять тариф в 3-4 раза. Но в этом случае сократится пассажиропоток и увеличится число "зайцев", которые и без того являются нашей одной из самых главных проблем. Поэтому с повышением тарифов надо быть осторожными. Вторая причина убыточности - очень много возим льготников. Около 30 категорий льготников пользуются электричками бесплатно. И только по 8 категориям льготы компенсируются из областного бюджета.

По словам генерального директора ОАО "Омск-пригород" Равиля БИКБАВОВА, создание компании в первую очередь позволит сделать пригородные перевозки прозрачными и контролируемыми. Когда они находятся в структуре МПС, достаточно сложно проследить, чьи конкретно убытки приходится компенсировать местным властям.

Несмотря на то, что ОАО "Омск-пригород" функционирует больше месяца, финансовые вопросы его деятельности еще не решены. К примеру, все заработанные компанией деньги уходят на расчетный счет МПС. Но с 1 сентября, есть соответствующее указание руководства МПС РФ, ситуация изменится.

Сегодня между ЗСЖД и компанией подписано генеральное соглашение. В нем оговорены обязанности сторон. Железная дорога со своей стороны обеспечивает компании пассажирские перевозки, безопасность движения. Задача акционерного общества рассчитываться за эти перевозки. При расчетах с дорогой используется такой критерий, как вагонокилометр. По словам Равиля БИКБАВОВА, в первом квартале 2003 года стоимость вагонокилометра на пригородных перевозках составляла 6,8 рубля. Во втором квартале ее удалось снизить до 4,6 рублей.

А пока в Новосибирске электрички находятся в аренде у "Экспресс-пригорода". Но стоимость аренды низкая, поскольку она рассчитывается по амортизационной стоимости, а она, как говорит Равиль БИКБАВОВ, нулевая, поскольку электричкам по 30-40 лет. То есть если электрички будут переданы "Омск-пригород" в аренду, то платить арендную за них не придется (исключение две новых электрички, приобретенные в 2002-2003 годах).

Пожалуй, сложнее всего будет решаться вопрос по собственности компании. По словам руководителя "Омск-пригород", сегодня в собственности компаний нет ничего. Однако когда будет создано ОАО "РЖД" и собственность МПС перейдет из федеральной в собственность акционерного общества, тогда, возможно, начнется передача объектов, подвижных составов компаниям, выделившимся из МПС. Насколько известно, в том же Новосибирске, где "Экспресс-пригород" работает с 1998 года, вопрос по собственности собираются решать в комплексе. Речь идет не только о передаче электропоездов, но и пригородной инфраструктуры. Благодаря передаче в собственность подобных компаний подвижного состава, с железной дороги будет снято немалое финансовое бремя (согласно Федеральному закону "О налоге на имущество предприятий" все, чем владеют органы законодательной и исполнительной власти, не облагается этим налогом).

Планы же у компании большие. По словам Равиля БИКБАВОВА, одна из главных задач, которую предстоит решить снижение количества "зайцев". Их число сегодня составляет 30-40% от общего числа пассажиров, пользующихся электричками. Кроме основного вида деятельности - пассажирские перевозки, ей разрешено вести торгово-коммерческую и рекламную деятельность. Также "Омск-пригород" планирует осваивать новые маршруты.

При массе нерешенных вопросов, как уверяет Равиль БИКБАВОВ, компании уже удалось добиться положительных результатов. За месяц работы компании увеличилась выручка. Раньше в месяц на пригородных перевозках дирекция зарабатывала около 3 млн рублей. В июле выручка превысила 5 млн рублей. Еще большую сумму планируется получить в августе. При этом, и руководитель "Омск-пригород" этого не скрывает, выручка выросла в основном за счет того, что была пущена скоростная электричка сообщением Омск-Новосибирск-Омск. Сегодня ее наполняемость составляет более 90%.

 

Похоронный цен мастер. Общение без напряжения дарит своим абонентам "Би Лайн GSM". Оцифрованный дом. "ВымпелКом" избавляется от дочек. Сергей ПТИЦЫН, первый заместитель директора Энергосбыта ОАО 2АК "Омскэнерго" "Цивилизованный рынок - это взаимная ответственность и потребителей, и поставщиков".

Главная  Перевозки 

0.0071
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.