Навигация
|
Главная Перевозки Легкая промышленность под прицелом мэрии10 октября на очередном заседании коллегии при мэре города Омска состоялось рассмотрение концепции вывода из кризиса предприятий легкой промышленности. Концепция была разработана совместными усилиями департамента городской экономической политики администрации города Омска и группой консультантов из консалтинговых фирм "Универсал-Информ" и "Гранд". Не секрет, что большинство из омских предприятий отрасли балансирует на грани банкротства. Но прежде чем бросаться их спасать, нужно выяснить: кого именно спасать и, главное, зачем? По мнению городских властей, концепция должна систематизировать весь имеющийся опыт, выявить приоритетные направления развития отрасли и помочь выстроить отношения между администрацией и предприятиями легпрома на основе чисто экономической целесообразности. Власть собирается встряхнуть "лежачие" предприятия отрасли После кризиса 1998 года всем стало ясно, что легкая промышленность как отрасль с импортозамещающим потенциалом имеет большие возможности для роста. По данным Госкомстата, в настоящий момент общий объем продаж товаров легкой промышленности в России превышает 430 млрд рублей в год, что соответствует приблизительно 19% оборота всей розничной торговли страны. Пока только 16% проданных товаров выпускается в России, но положительная динамика в отечественной легкой промышленности наблюдается уже четыре года. По сравнению с 1988 годом рост производства промышленности составил в среднем 52,5%. Проблемы и перспективы Однако тенденции, имеющиеся в омском легпроме, заметно отличаются от общероссийских. В 2001 году омскими предприятиями было произведено продукции на сумму всего 302 миллиона рублей, что на 28,4% меньше, чем в 2000 году, при этом в 2001 году они получили 17,5 миллиона рублей убытков. Эта отрасль промышленности привлекательна тем, что имеет большие резервы в виде неиспользуемых сегодня производственных мощностей, отличается быстрой отдачей и высокой оборачиваемостью вложенных средств. Два-три оборота в год - это минимум. К тому же отрасль обладает относительно небольшой капиталоемкостью, а сроки монтажа и освоения нового оборудования исчисляются всего несколькими месяцами. Понятно, что динамично развивающаяся легкая промышленность - залог роста доходной части бюджета, поэтому попытки обстоятельно поговорить с владельцами омских предприятий городские власти делали еще в прошлом году. Летом 2001 года между десятью предприятиями легпрома и городской администрацией было даже подписано некое соглашение о партнерстве. Правда, условия его выполнили далеко не все. Когда 11 июля 2002 года на заседании Совета по промышленности и предпринимательству при главе местного самоуправления подводили промежуточные итоги выполнения соглашения, то оказалось, что лишь три предприятия из десяти воспользовались услугами сторонних консультантов из фирмы "Гранд" для проведения анализа своей хозяйственной деятельности. Местная специфика, однако Причины кризиса, конечно же, известны и словно взяты из учебника по экономике. Тут и неправильная стратегия ведения бизнеса, когда не уделяется должного внимания маркетингу и сбыту, и резкое технологическое отставание от конкурентов, и высокий уровень затрат на производство продукции. В результате получается, что носить вещь невозможно, а ценник у нее - как на самолет. По мнению генерального директора фирмы "Универсал-Информ" Ирины ШУЛДЯКОВОЙ, в большинстве случаев в кризисе виноваты не столько тяжелые обстоятельства, сколько сам менеджмент. С ней согласны и некоторые руководители предприятий, в частности, новый генеральный директор ЗАО "Сибшерсть" Александр ОРЛОВ. Он считает, что негативную тенденцию в отрасли можно переломить, но для этого нужно сломать стереотип мышления руководителей. Такие вот дела. Менеджменту и собственникам предприятий (а это зачастую одни и те же люди) понадобилось целых 10 лет, чтобы осознать прописные истины рыночной экономики. Крупные омские предприятия отрасли "лежат" уже давно. 29 мая арбитражный суд Омской области признал ЗАО "ПХБО "Восток" банкротом и на предприятии было начато конкурсное производство длительностью 12 месяцев (подробности см. в "КВ" от 24 июля 2002 года). В 2001 году была завершена ликвидация самого крупного в Омске производителя мужской одежды - ЗАО "ОШФ "Большевичка". Ныне на его базе работают несколько небольших предприятий, выпускающих незначительное количество продукции. На грани банкротства еще, как минимум, 16 предприятий. Изношенность оборудования в отрасли превышает 70%. К тому же по состоянию на 1 января 2002 года более 80% кредиторской задолженности омских предприятий легпрома уже просрочено. Картина, в общем, печальная. Концепция вывода из кризиса омского легпрома разработана с учетом опыта работы консультантов с двумя предприятиями отрасли - ЗАО "Омсктрикотаж" и ЗАО "Сибшерсть". Эти пилотные проекты признаны на коллегии вполне успешными. ЗАО "Омсктрикотаж" даже без вложений в производственную базу, а только за счет внутренних резервов удалось добиться некоторых успехов. Предприятие обновило ассортимент, значительно расширило рынок сбыта своей продукции. Значительно возросла и инвестиционная привлекательность предприятия. Мэрия как двигатель легпрома Впрочем, привлекательность концепции, по мнению мэра Евгения БЕЛОВА, не в ее оригинальности, а в том, что она привязана к омским реалиям. Если производители хотят получить помощь от власти, то они должны прежде всего сами сделать шаг ей навстречу - научиться работать в рыночных условиях. Чем может помочь предприятиям власть? "Прежде всего административным ресурсом, - считает директор департамента городской экономической политики Виктор МАХНЕВ. - Это торговые площади, дополнительные производственные площади, налоговые преференции на период реализации инвестиционных проектов. В перспективе возможны и прямые инвестиции в развитие легкой промышленности. Например, у федерального бюджета уже сегодня есть хорошие возможности, в том числе и по льготному кредитованию по ставке 1/4 от ставки рефинансирования. При наличии хорошего инвестиционного проекта можно будет получить под гарантию администрации длинный инвестиционный кредит и в коммерческих банках". Ничего сверхоригинального концепция не содержит. Просто предлагается системный подход к решению проблем. В ходе реализации программы сначала должна быть сделана комплексная оценка текущего состояния предприятия, а уже в зависимости от ее результатов для каждого должна быть разработана индивидуальная программа реформирования: внедрение эффективной системы управления финансами, реорганизация системы маркетинга, оптимизация бизнес-процессов и так далее. Бессмысленно перечислять все мероприятия, поскольку каждый желающий может найти их в любом пособии для студентов экономических специальностей. Предполагается использование и других (не финансовых) возможностей, которыми отличается административный ресурс. Это помощь администрации города в проведении выставок, торгово-экономических миссий, использование имеющихся межрегиональных связей, информационных и высококвалифицированных трудовых ресурсов региона. Но за эффективность использования ресурсов намерены спрашивать сурово. Этого Евгений БЕЛОВ и не скрывает. За красивые глаза денег никто уже не даст. Астрологический прогноз для деловых людей. Экологические проекты омичей отмечены наградами. Еще раз о войне. И о фронтовиках. Нечаянная радость. Стерлядка оказалась "золотой". Главная Перевозки 0.0102 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |