![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Перевозки Александр Триппель, генеральный директор ОАО "Омскшина"Александр Фридрихович родился 22 января 1955 года в Называевске. После восьми классов поступил в ГПТУ-5 Окончив училище, работал слесарем на Омском шинном заводе. В 1973-м был призван в ряды Советской Армии, службу проходил на Чукотке в радиотехнических войсках. Демобилизовавшись, вернулся на шинный завод, работал обрезчиком кромок, вулканизаторщиком, мастером, инженером-технологом, старшим инженером-технологом производства радиальных шин. В августе 2002 года избран председателем Ассоциации предприятий, учреждений и организаций нефтехимического комплекса Омской области. В 1998-м и 2002-м избирался депутатом Законодательного собрания Омской области. В 1986 году окончил Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности по специальности "технология резины", а в 1987 году назначен заместителем начальника цеха шин "Р". 1995-м стал заместителем главного инженера по технологии, а в апреле 1997-го генеральным директором ОАО "Омскшина". Такой уж у нас менталитет, что те, кто преуспевает в жизни, вызывают не столько уважение и восхищение, сколько неприязнь и зависть. Даже поговорка "от трудов праведных не построишь палат каменных" как бы утверждает, что богатство по сути своей порочно. Одним из самых стабильных и преуспевающих омских предприятий в последние годы по праву считается ОАО "Омскшина", которое по данным рейтингового агентства "Эксперт-РА" по итогам прошлого года вошло в число 200 крупнейших российских компаний по объему реализации продукции. При этом мало кто вспоминает, что всего шесть лет назад "Омскшина" лежала на боку, выпуская всего около миллиона шин в год, да и те в основном реализовывались по бартеру. Конечно, во многом подняться на ноги "Омскшине" помог дефолт, но немалую лепту в успех предприятия внес и его генеральный директор Александр Триппель. Поводом для встречи с ним послужило недавнее создание Ассоциации предприятий, учреждений и организаций нефтехимического комплекса Омской области и избрание его ее председателем. Женат, имеет двоих детей и двух внучек. - Создание Ассоциации - закономерный шаг в развитии Омского нефтехимического комплекса. Все согласились с тем, что вместе будет легче решать те политические и экономические задачи, которые стоят перед всеми предприятиями отрасли. Прежде всего это касается борьбы с монополистами - энергетиками, железнодорожниками, Водоканалом, которые пытаются переложить на наши плечи все свои проблемы. Кроме того, совместно проще решать вопросы обеспечения сырьем - поставлять друг другу то, что производится в Омске, и кооперироваться при получении из других регионов. Так, "Титан" договорился с СИБУРом о получении сырья для "Омского каучука" из Томской области, а мы, в свою очередь, станем больше брать местные каучуки. - Александр Фридрихович, зачем понадобилась эта Ассоциация и чем она собирается заниматься? - Омские каучуки мы можем использовать лишь процентов на 15 от общего объема потребления каучуков. Однако последние два года мы и этого не брали: приобретая их у других предприятий, входящих в общий с нами холдинг "Сибур", - "Тольяттикаучук" и "Воронежсинтезкаучук". Однако в последнее время существенно подросли транспортные расходы: сырье из Томской области, например, везут в Воронеж, там из него делают каучук и едут в Омск. Поэтому мы и согласились на предложение "Титана" замкнуть эту цепочку на омский завод СК. - Раньше вы не очень-то работали с нашим заводом СК... - Перевозка тонны каучука из Воронежа обходится нам в 1400 рублей. Цена перевозки его до нас с омского предприятия, понятно, намного меньше. На каждой тонне мы сэкономили больше тысячи рублей. - Сколько вы на этом будете экономить? - Он имеет увеличение загрузки СК и стабильного потребителя этой продукции. Кроме того, в тех объемах, что он поставляет нам, он забирает эти же каучуки, скажем, в Воронеже и поставляет своим потребителям на Украине, в Белоруссии и в Словакии, тоже прилично экономя на перевозках. Так что выигрывают все. Аналогичным образом мы рассматриваем возможность сэкономить и на других видах нефтехимического сырья. Исходя из этого внимательно присматриваемся к другим омским производителям. Раньше, например, мы брали в Перми фталевый ангидрид и кубовый остаток, сейчас покупаем их в омском "Химпроме". Причем наши продают их дороже, чем уральцы, на за счет транспорта нам они обходятся дешевле. - А что имеет с этого "Титан"? - И ею тоже. - Похоже, создание ассоциации вызвано экономической потребностью? - ОАО "Сибнефть-ОНПЗ", Омский каучук, ЗАО "Полистирол", ЗАО "Завод пластмасс", Омсктехуглерод, НПП "Прогресс", ЗАО "Экоойл", Омский химико-механический техникум, Омский обком Росхимпрофсоюза и другие. Сейчас документы находятся в стадии оформления. - Кто войдет в нее? - ЮКОС, по большому счету, ничего не вкладывал в развитие завода, но и ни одного рубля отсюда не забрал. Но он помогал в организационном плане, выстроив идеологию нефтехимического холдинга, которую позже осуществил уже СИБУР. С его помощью мы стали стабильно получать каучук, текстильные корды - материалы, которые составляют около 50% от всего необходимого нам сырья. Главное преимущество было в том, что СИБУР имел исходное сырье для каучуков, которое он поставлял на заводы СК, забирая взамен их продукцию. - Омскшина одна из первых в Омске вошла в состав вертикально интегрированного российского холдинга. Сначала это был ЮКОС, потом - СИБУР. Что это дало предприятию? - Нет. Поставки сырья сейчас идут по нормальным рыночным ценам. Но компания СИБУР, кроме того что сумела добиться стабильного производства необходимого нам сырья, договорилась и о приличных объемах комплектации нашими шинами УралАЗа, ВАЗа, Ижмаша. На комплектацию мы поставляем продукцию на сумму более 40 миллионов рублей в месяц. Через компанию. - Вы работаете на процессинге? - Идеи такие у нового руководства СИБУРа есть. Кроме каучука и корда, нам необходимо еще около ста наименований сырья. Значит, управляющей компании необходимо будет их закупать для последующей передачи Омскшине, но управлять таким закупом из Москвы будет непросто. Себестоимость в итоге может и увеличиться. Такая управляющая компания была создана в Нижней Каме. Там в холдинг вошли местный производитель каучуков Химпром, шинный и сажевый заводы, и плюс к этому был создан торговый дом. В итоге за 2001 год они получили более 700 миллионов рублей убытков и в текущем году работают убыточно. А Омскшина и в 2001-м заработала 344 миллиона рублей прибыли, и в текущем получается не меньше. - Но если вы получаете каучуки и корд от предприятий СИБУРа и продаете ему же готовую продукцию для комплектации автомобильных заводов, то почему, собственно, и не процессинг? И еще один довод. Если все предприятия холдинга "свалить" в единый процессинг и в одном месте все считать, то мы не будем видеть, какое из них на самом деде работает убыточно, а какое эффективно. Общий результат может быть и положительным, но неизвестно - самым эффективным из возможных или нет. На мой взгляд, при превращении каждого предприятия в отдельную бизнес-единицу можно четко отслеживать, где теряются деньги. Какой из переделов - слабое звено. Точно так же, как и мы на "Омскшине" сегодня считаем эффективность и рентабельность каждого наименования продукции. Если какой-то из шин рынок начинает затовариваться, мы ее снимаем с производства или не выпускаем какой-то период. Кроме того, сегодня для процессинга нет экономического смысла - практически ушли налоги с оборота. В основном именно из-за этого он и вводился на предприятиях, и прежде всего омских: ведь налог на уборку территории в объеме двух процентов с оборота - это немалая сумма. - Мы заново просчитываем свою себестоимость ежемесячно. Но если меняется цена на сырье, то пересчитываем сразу, в течение 2-3 часов. По каждой модификации шин: себестоимость, реальная цена продаж, сырье. Ассортимент мы меняем каждую неделю, считая, что дала каждая шина в общую копилку. Так же необходимо считать и в холдинге: что дало каждое предприятие в общую копилку - донор ли оно холдинга или, наоборот, оттягивает на себя дополнительные ресурсы. - А скорость реагирования у предприятия какая: считанные дни, недели, месяцы, или по-другому? Каков интервал наблюдения? - Естественно, на комплектацию цены ниже. Но там есть другие преимущества: стабильные и немалые объемы продаж и отсутствие сезонных падений спроса. - Где вы имеете более высокую рентабельность - на вторичном рынке легковых шин или на комплектации автозаводов? - Да. Но с начала 90-х годов мы стали наращивать их производство. В мае 1996-го начало работать совместное предприятие "Матадор-Омскшина". Параллельно и наш завод самостоятельно производил легковые шины. Сейчас даже делаем их больше, чем СП. - В советское время омский шинный завод вообще не выпускал шин для легковых автомобилей. Только для грузовых... - Каким образом? Но в результате мы стали конкурировать между собой, и из-за этого оба предприятия начали терять эффективность. Поэтому мы сели за стол переговоров и разделили рынки и ассортимент. - То есть одна и та же продукция завода и СП просто продается на разных рынках? - 30% шин СП идет на комплектацию ВАЗа. Остальное мы максимально развели. Вы обратили внимание, что продукция "Матадора-Омскшины" в Омске не продается? - Кстати, что вы, как учредитель, имеете с "Матадора-Омскшины"? - И на разных рынках, и ассортимент мы развели. Совместное предприятие делает шины в основном с 13-14-дюймовым посадочным диаметром. А мы упор сделали на посадочный диаметр 15-16 дюймов. И таким образом оба стали работать значительно эффективней. И растет производство и там, и там. - Чувствуете ли вы конкуренцию с иногородними производителями? - К сожалению, в 1996-1998 годах СП работало с убытком. Тогда из-за искусственно невысокого курса доллара рынок был заполнен дешевой импортной шиной. После августа 1998-го резко снизился поток импортных шин и стали эффективно развиваться российские заводы. У совместного предприятия за дефолтные годы накопилась большая кредиторская задолженность и Омскшине и словацкому "Матодору", который, несмотря на убыточность СП, продолжал поставлять сырье и давал деньги. Теперь в течение 1999-2002 годов идет возврат кредиторской задолженности. Причем мы договорились, чтобы 50% прибыли "Матодор-Омскшина" оставляло на развитие и на пополнение оборотных средств, а другую половину - на погашение кредиторской задолженности. В текущем году СП выходит на уровень 1,5 млн шин в год при изначальной мощности один миллион. И полностью уже рассчитывается со всеми долгами. В начале следующего года учредители собираются и уже будут решать, как распределять прибыль совместного предприятия. Я думаю, и в дальнейшем половина прибыли останется у СП на развитие. - Но вам в этой невеселой перспективе необходимо видеть свою дорогу в будущее... - Рынок опять становится перенасыщенным. При этом цены на энергетику, ж/д и сырье (каучуки) растут быстрее, чем на шины. Рентабельность производства падает. А объем импортных шин на российском рынке вновь увеличивается. При этом и российские заводы не стоят на месте. Кировский шинный начинает работать с фирмой "Амтел" и финской "Нокией", у ярославского совместный проект с "Гудиером", "Мишлен" под Москвой собирается строить мощности на пять миллионов в год, и есть договоренности у московского шинного с "Континенталем". Так что мировые производители шин сегодня активно внедряются в Россию. - То есть все стремятся увеличить объемы легковых шин, а вы возвращаетесь к грузовым. - У нас есть совместная программа с "Матадором" по развитию как легковых шин, так и грузовых ЦМК. Мы ее скоро представим акционерам. - Кто будет их покупать? - Мы много лет выпускали грузовые шины. И собираемся вновь увеличить их производство, причем ЦМК с посадочным диаметром 22,5 дюйма. Их мы поставим на производство в ближайшие год-два. И собираемся вытеснить с этого рынка импорт. - Здесь вам как раз, наверное, помогают давние дружеские связи с "Матадором"? - Обратите внимание на импортные автобусы в Омске: у них посадочный диаметр колес как раз 22,5 дюйма. - Вы собираетесь строить мини-ТЭЦ. Какова там будет стоимость киловатт-часа? - Естественно. Мы знаем и доверяем друг другу, и, думаю, нам не стоит искать каких-либо других партнеров. Мы, создавая свои мощности, не будем использовать ни одного дополнительного кубометра газа. Единственное - большие разовые вложения порядка 250 миллионов рублей, чтобы построить эту ТЭЦ. - Проект готов и утвержден. Мы уже заказали турбины, заплатили за генераторы. Определили генподрядчика. По проекту киловатт-час стоил 13 копеек. Сегодня стоимость увеличилась до 16-17 копеек, но это все равно несопоставимо с той ценой, по которой мы покупаем электроэнергию у Омскэнерго. Причем котельная наша всегда вырабатывала технологический пар на 39-40 килограммов, для производства нам необходимо рабочее давление 18 килограммов. Мы редуцируем и снижаем давление, не используя его. Турбина сама напрашивается. Тем более что эти противодавленческие турбины в России давно использовались и в эксплуатации они очень дешевые. - За три года. - За сколько лет они окупятся? - То, что сейчас делается в "РАО ЕЭС", - это, в принципе, то же самое. Если мы сможем выйти на ФОРЭМ и покупать там дешевую электроэнергию... - Омскэнерго как к этому относится? - В той идеологии, которая сегодня предлагается "РАО ЕЭС", мы будем вправе. Но сегодня пока такой практики нет. Когда сети Омскэнерго выделятся в отдельное юридическое лицо, какая им, собственно, будет разница. С другой стороны, мы получаем 24 мегаватта электроэнергии, ну пусть 20 мегаватт. Этот объем может обеспечить жизнедеятельность половины города. Омская область ведь энергодефицитна. И иметь свои энергоисточники даже для необходимого электрообеспечения в каких-то ситуациях экстремальных - это хорошо. - А вы вправе? - Сегодня она снята. Газпром дал свои гарантии по всем кредитам СИБУРа там, где мы выступали поручителем. - Как решена проблема по вашим гарантиям долгов СИБУРа? - Пока еще нет. Но по подписании всех обговоренных Газпромом с банком документов, я думаю, прекратится. Так что у новой команды СИБУРа есть возможность начать работать с чистого листа, не отягощенными оставшимся от прошлого грузом долгов. - Ваше разбирательство в арбитраже по этим гарантиям с Альфабанком прекратились? - Весь свой жилой фонд мы передали муниципалитету, заплатив солидную компенсацию. В процессе передачи было разворовано очень много электросетей, а вот все остальное удалось уберечь, потому что мы на полгода сохранили заводской ЖЭК. На балансе предприятия остались детский оздоровительный лагерь, база отдыха в Саргатском районе, профилакторий, спорткомплекс, стадион, Дворец культуры. На содержание всего этого приходится тратить по 12 миллионов рублей в год, но мне удалось убедить собственников Омскшины, что эти объекты нужны. Если разделить затрачиваемые деньги на 8600 работающих и выплачивать в виде зарплаты,, то никто и не заметит этой прибавки, а так все пользуются. - А как обстоят дела с заводским соцкультбытом? - Со свободным временем у меня, как и у всех руководителей, напряженка, поэтому стараюсь использовать его по максимуму. Два раза в неделю играю в футбол, к этому пристрастился весь коллектив. Третий год проходит заводское первенство по футболу, сейчас в нем участвуют 19 команд, поделенных на две лиги. Если в первый раз команда заводоуправления заняла первое место, то теперь даже в первую лигу не сумела пробиться. Также играю в волейбол, по которому тоже проводится первенство завода. Бегаю на лыжах, когда-то всерьез увлекался этим видом спорта, дошел до первого разряда. - Ну и напоследок наш традиционный вопрос: как проводите свободное время? На книги времени не остается, зато прессы читаю много, "КВ" в первую очередь. Стараюсь больше времени уделять семье. Дети выросли, теперь воспитываю внучек. Сын окончил экономический факультет технического университета, дочь - иняз педуниверситета и сейчас продолжает учиться. Деньги, вложенные в образование своих детей, - лучшее наследство.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Перевозки 0.0139 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |