Навигация
Главная  Перевозки 

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты Российской Федерации


В 1977 году окончил в Ленинграде Высшее политическое училище Министерства внутренних дел СССР, в 1981 году - Военно-политическую академию. С 1983-го по 1986 годы учился в аспирантуре ВПА. 2002 году окончил Финансовую академию при правительстве Российской Федерации. Доктор юридических наук, профессор. Имеет классный чин - государственного советника юстиции Российской Федерации. Воинское звание - генерал-полковник. До 1990 года преподавал (после окончания аспирантуры) в Высшем политическом училище МВД. После окончания ленинградского училища служил в спецвойсках МВД СССР.

Сергей Вадимович родился 2 марта 1952 года в китайском городе Порт-Артуре в семье морского офицера. До трех лет жил в Китае.

С декабря 1991-го по сентябрь 1992-го - начальник управления Министерства безопасности и внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

С 1990-го по 1993 годы - народный депутат РСФСР, с февраля 1991 года возглавил комитет Верховного Совета РФ по вопросам обороны и безопасности.

В 1999 году - первый заместитель Председателя Правительства РФ - министр внутренних дел, позже - Председатель Правительства РФ.

С 1993-го по 1998 годы занимал высокие государственные посты: первый заместитель Министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы безопасности, начальник Административного департамента Аппарата правительства, министр юстиции, министр внутренних дел.

19 апреля 2000 года назначен председателем Счетной палаты Российской Федерации.

После избрания в декабре 1999 года депутатом Государственной Думы возглавлял комиссию по борьбе с коррупцией.

Женат, есть сын.

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, орденом Мужества, медалями.

Сергей СТЕПАШИН побывал на разных должностях, руководил даже правительством страны. Однако оказался, похоже, излишне интеллигентен для этой должности. Поэтому и был заменен. Но не ушел в бизнес, как многие другие, а по-прежнему остался на государственной службе. Иначе он как потомственный офицер и не мог. Редактор "КВ" встретился с Сергеем Вадимовичем в Голицыне в Московской школе политических исследований.

Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты Российской Федерации: "Чем больше чиновников, тем больше источников для коррупции" Сергей СТЕПАШИН - личность неординарная. В начале 1990 года, когда он, обычный преподаватель Высшего политического училища МВД СССР, баллотировался в народные депутаты РСФСР, соперником у него был начальник Управления КГБ по Ленинградской области. В августе 1991 года, после попытки путча, Сергей Вадимович уже возглавил Государственную комиссию по расследованию деятельности КГБ СССР, а в декабре был назначен начальником Управления Министерства безопасности и внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

- Самые сложные дела разваливаются из-за того, что у нас огромные дыры в законодательстве, которые позволяют, по сути дела, беспрепятственно, как говорили в старые добрые советские времена, разворовывать народное достояние. К работе над ликвидацией таких дыр в стране уже приступили: есть соответствующая комиссия по борьбе с коррупцией в Государственной Думе, пытается этим сейчас заниматься правительство через Министерство юстиции. Есть целая программа законопроектной работы, которая рассчитана до 2005 года. Но это только начало.

- Сергей Вадимович, о коррупции говорят уже много лет, а она все никак не прекращается. Почему?

Мы можем ввести еще кучу контрольных институтов. Можем, да простит меня администрация президента, еще каких-нибудь полномочных над полномочными поставить. Чем больше чиновников, тем больше источников для коррупции. Потому что главным правилом, которое вытекает из тех двух, о которых я уже сказал, - это оставить как можно меньше возможностей для конкретного физического лица, чиновника, человека наделенного властью, реально влиять на конечный результат. Будь то тендер, конкурс или что иное.

Второй момент тоже касается законодательства. Резкое сокращение ограничений в области экономики. Различного рода подзаконных нормативных актов. Одним словом, это называется дебюрократизация экономики. В принципе, роль государства в нормальной цивилизованной стране должна заключаться в двух позициях: первое - создание нормальных, внятных, транспарентных, как сегодня говорят, или прозрачных правил поведения и соблюдение этих правил всеми без исключения. Вот для чего нужны государство и власть. Все остальное - от лукавого.

При административной реформе должны быть убраны лишние звенья, не должно быть параллелизма. Опять же-таки должно быть сокращено поле влияния на экономику (и на политику в том числе) конкретных чиновников. Вы знаете, даны поручения - раз, даны поручения - два Владимиром Владимировичем, даны поручения - три. Создана специальная комиссия, которую возглавляет премьер-министр Михаил КАСЬЯНОВ, но пока, к сожалению, именно это предвыборное пожелание, обещание, позиция главы государства сегодня срабатывает хуже всего.

Отсюда третий постулат: это то, с чего начал Владимир ПУТИН, но что так и не получилось в нашей стране: проведение серьезной административной реформы, или реформы государственной службы. Не сокращение или увеличение штата чиновников. И даже не увеличение их зарплаты. Хотя это тоже очень важно, потому что премьер-министр страны - я про себя говорю, который получал 300 долларов... Но, слава богу, у меня жена - банкир, она мне костюм покупала, когда я поехал на большую восьмерку. Это даже не смешно.

- Я был министром в разных министерствах и ведомствах. И если мне дали бы возможность меня самого реформировать, я бы доказал, что мое министерство нужно увеличить в два раза. И повысить зарплату. Все к этому и сведется.

- Как вы думаете, почему?

- Имеется в виду скандал с аудиторскими компаниями в США?

Поэтому в реформе важен взгляд со стороны, со стороны общества. Но у нас,к сожалению, произошел гигантский разрыв между гражданским обществом и властью как таковой. Там наверху считается: все, что говорится в Думе, в общественных организациях в СМИ - это все так, разговоры ради разговора, а вот мы, власти, знаем, что необходимо, и делаем так, как считаем нужным. Может быть, у нас в правительстве и есть гениальные люди, которые могут вывести страну, как Дэн Сяопин, который приехал в Шанхай в 1992 году и сказал, что через 10 лет здесь будет город на месте по-существу свалки. Город есть. Кто был в Шанхае, могут согласиться с моими словами, что это просто город-сказка XXI века. Но мы не Китай, здесь не Шанхай, да и Дэн Сяопина пока не видно. Поэтому я думаю, очень важна для власти подпитка предложениями, новеллами от общества. Это работает сегодня во многих демократических государствах. Хотя и там проблем очень много. Не будем идеализировать. Мы сейчас прекрасно видим те же проблемы в США, в Швейцарии.

И отвечая на ваш самый первый вопрос, хочу привести следующий пример. В 1998 году, кстати, по инициативе России, в Страсбурге в рамках Совета Европы, впервые был проведен форум министров внутренних дел Европы. Тема - борьба с коррупцией и организованной преступностью. Я был тогда министром внутренних дел и выступал там с основным докладом. Двое суток мы там откровенно дискутировали, а в конце вышел выступать представитель Соединенных Штатов Америки и пошли цифры по России: 80% - теневая экономика, 90% чиновников коррумпированы, 40 миллиардов долларов вывозится из страны в год, какие-то сумасшедшие цифры. Я сижу, слушаю, все ж-таки я министр внутренних дел, кое-что знаю. Заканчивает он выступать, я у него спрашиваю: откуда такие цифры. Он говорит: из ваших источников. И называет "Независимую газету" и другие аналогичные издания. Я ни в коей степени не сторонник того, чтобы накинуть платок на рот наших СМИ. Я действительно искренне считаю, что одно из самых главных достижений Бориса Николаевича ЕЛЬЦИНА - дай бог ему здоровья - это то, что мы реализовали хотя бы один из постулатов демократии - свободу слова.

- Да. Выясняется, что крупнейшие солидные фирмы тоже брали взятки. А аудиторские компании с мировым именем занимались, по сути дела, пособничеством этому. Впрочем, я не хочу сейчас у наших соседей искать соринку в глазу, когда у самих там - бревно. Привлечение общественности - тоже один из главных инструментов борьбы с коррупцией.

Так что есть еще один достаточно важный аспект в оценке ситуации в нашей стране: до недавнего времени как отсюда оторвется какой-нибудь политик, да и не только политик, то что только на страну не выльет. Чем гаже говорит о России, тем ему кажется он там демократичнее выглядит. Да не так это. И люди, которые там тебя слушают, это прекрасно понимают. В этой связи хотелось бы, чтобы мы и фон-то о своей стране формировали...

Но с другой стороны, когда цифры подчас придумывают... Мне никто не может до сих пор найти, кто сказал, что из России каждый год вывозится 40 миллиардов долларов. Сейчас все об этом знают. Но никто не может сказать, кто и как эту цифру рассчитал. Никто. Ни Минфин, ни Минэкономразвитие, ни даже я как председатель Счетной палаты. Вот она есть. Ее кто-то болтанул. Как в свое время мой предшественник на МВД, тоже уважаемый боевой генерал, честный человек, войну прошел, огонь, воду и медные трубы, и жалко, что он сегодня "киснет" в Думе, а не на государственной службе. Он тоже в свое время сказал: 70% нашей экономики находится в тени. Я ему говорю: Анатолий Сергеевич, вы доктор экономических наук, если 70% экономики в тени, то это не так. Это значит совсем наоборот: 30% - в тени, а 70% - на солнце. Вот эта тень и есть наша экономика. Возглавьте ее. И раз беритесь, почему так. Наверное, законы у нас не те. Значит, экономика у нас перевернутая.

- Нет, конечно. Не искаженный, как это было 70 лет советской власти, а реальный. Но не только негативный. Есть же у нас, действительно, и города, и всем, и муниципалитеты, и регионы, и политики, и предприятия, где что-то получается.

- Залакированный?

- Без комментариев. Я доктор юридических наук, мне неудобно комментировать Конституционный суд.

- Что вы думаете о решении Конституционного суда, разрешающем ряду губернаторов идти на третий или даже четвертый срок?

- Два года назад, когда я пришел в российскую Счетную палату, аналогичные структуры были в 60 субъектах Федерации, сейчас уже в 74-х. Мы финансовую вертикаль выстраиваем не за счет приобретения дополнительных полномочий и не за счет создания иных структур с дополнительным финансированием. А за счет создания ассоциации контрольно-счетных органов России, куда мы сейчас включили и муниципальные подразделения. Никто не собирается при этом подменять муниципалитеты, но единая система финансового контроля должна быть. Тем более, что большая часть проблем как раз - на муниципальном уровне. Там врачи, там учителя, там недополучение зарплаты. А посмотреть, что там происходит на самом деле, мы не могли. Сейчас можем. Но на добровольных началах.

- Можно поподробнее о том, что вам удалось сделать непосредственно в рамках Счетной палаты?

- Полномочий-то вам хватает?

Счетная палата - один из инструментов гражданского общества, а) потому что она прописана в Конституции, б) потому что главным организационным принципом ее построения является независимость. Мы не парламентский орган, как многие считают, в том числе и в Государственной Думе. Мы орган государственного финансового контроля страны (так написано в законе), который формируется парламентом и ему подотчетен.

Мы работаем открыто. Наш план обнародуется на год вперед. Организации, которые мы будем проверять, знают, что мы придем. Есть возможность не соглашаться с нашими выводами в акте или на коллегии. Есть возможность с нами судиться. В прошлом году на нас подали в суд десять раз, и мы выиграли все десять судов. Этот наша позиция органа контролирующего, но не карающего, органа, работающего на той же поляне, без давления через следственный изолятор и вызов на допрос - очень важный инструмент гражданского общества.

- Вполне. Я подписал соответствующее соглашение с Генеральной прокуратурой. У нас есть специальное небольшое подразделение, которое работает по наиболее важным и серьезным делам. При необходимости мы в оперативном режиме подключаем сотрудников МВД, ФСБ, представителей Генпрокуратуры. В итоге получается хороший тандем: правоохранительные органы с их правом оперативно- розыскной деятельности и полномочиями, данными УК и УПК, и финансовая, бухгалтерская, экономическая экспертиза, которую проводят наши сотрудники. Потому что и милиционеру, каким бы прекрасным он не был опером, и работнику ФСБ, и даже работнику налоговой полиции (а там в основном работают бывшие сотрудники МВД и ФСБ), не хватает экономической грамотности. Чтобы разобраться в хитросплетениях банковской, кредитной и финансовой системы, нужно иметь специальное образование. Оно есть у наших работников. Но у нас не было возможности работать в оперативно-розыскном режиме. Теперь есть.

 

Ртуть Иртышу больше не угрожает?. Чем бы дитя ни тешилось.... Игра с "отцами" - школа для "детей". Рейтинг недели. А федеральный Сибзавод банкротится.

Главная  Перевозки 

0.0137
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.