Навигация
Главная  Перевозки 

Геннадий ГЕРИНГ, ректор Омского государственного университета


После окончания института работал ассистентом кафедры теоретической и экспериментальной физики ТПИ. В 1972 году поступил в аспирантуру ТПИ, которую окончил в 1975 году. В 1977 году был избран на должность доцента кафедры теоретической и экспериментальной физики.

Геннадий Иванович родился 3 марта 1947 года в селе Алексеевка Марьяновского района. В 1965 году окончил марьяновскую среднюю школу и поступил на физико-технический факультет Томского политехнического института (ТПИ), который окончил в 1971 году по специальности "Инженер-физик".

Награжден орденом Русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени и медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения".

В 1981 году вернулся в Омск. Работал доцентом кафедры общей физики Омского государственного университета. С 1983-го по 1988 год был деканом физического факультета. В 1991 году стал заведующим лабораторией физики высоких плотностей энергий и радиационных технологий отдела высокоэнергетических технологий ИИТПМ СО РАН. С 1992 года - проректор по научной работе ОмГУ. В 1994 году защитил докторскую диссертацию. В 1995 году утвержден в ученом звании профессора. С 1996 года исполняет обязанности председателя президиума Омского научно-образовательного комплекса. В 1996 году в связи с избранием в Госдуму предыдущего ректора ОмГУ Валерия ТИХОМИРОВА стал ректором университета.

Геннадий ГЕРИНГ, ректор Омского государственного университета: "Главный корпус университета будет неподалеку от метромоста"

Женат. Две дочери.

- Геннадий Иванович, что представлял собой университет, когда вы его возглавили?

В этом году Омский государственный университет отмечает 30-летний юбилей. Один из наиболее престижных сибирских вузов, ОмГУ стал первой ступенькой в карьере многих известных политиков и бизнесменов. О том, как живет университет сегодня, корреспонденту "КВ" Андрею ПРЕОБРАЖЕНСКОМУ рассказал ректор ОмГУ Геннадий ГЕРИНГ.

С другой стороны, то, что государство не вмешивалось в наши дела, имело и положительные моменты. Поскольку в то время у нас была возможность самостоятельно определять направления своей деятельности, самим составлять перечень кафедр и факультетов. Конечно, надо было получать лицензию на соответствующий вид деятельности, но министерство этому не препятствовало, и даже, наоборот, поощряло. Это было время, когда мы испытывали, с одной стороны, огромную нехватку ресурсов, а с другой стороны, у нас было много свободы. И нужно было компенсировать отсутствие ресурсов этой свободой, возможностью создать такие образовательные программы, направления деятельности, которые позволили бы получить средства, необходимые для сохранения вуза.

- Это был 1996 год, и к тому времени государство практически перестало принимать участие в жизни высшей школы. Мы получали из бюджета только заработную плату для преподавателей и стипендию для студентов. То есть на содержание вуза, в том числе и на коммунальные услуги, мы не получали ни копейки. Поэтому это был период, когда мы могли оказаться - и не раз оказывались - без тепла и света, будучи, по сути, без вины виноватыми. Потому что наш учредитель, российское правительство, нас не финансировал, а мы были вынуждены объяснять монополистам, почему мы не можем заплатить за то, чтобы в университете было тепло и светло.

- За счет того, что мы старались одновременно с обычными образовательными программами, которые определяются государственными стандартами, добавлять очень много того, что выходит за рамки этих стандартов. Университет старался не отставать от веяний времени. Мы внимательно следили за тем, что происходит в российских вузах, и прежде всего в самых успешных из них, и перенимали все самое лучшее.

- За счет чего вам удалось решить эту проблему?

Поэтому многие российские вузы начиная с конца 90-х годов сняли с повестки дня лозунг о выживании и начали говорить о развитии. И действительно, за последние десять лет многие вузы стали выглядеть лучше, чем до начала перестройки. Вузы ведь всегда испытывали нехватку ресурсов. И если к столичным грандам образования относились особым образом, и у них был особый режим финансирования, то регионы всегда испытывали большие трудности в обеспечении учебного процесса, в оснащении, в содержании зданий. Все-таки учебные корпуса были не дворцами, надо это признать. Очень многие вузы, особенно ближе к концу 80-х годов, выглядели очень убого.

Кроме того, именно тогда было положено начало очень хорошему диалогу между федеральными, региональными властями и руководством вузов, который продолжается и сегодня. И это, безусловно, дало очень важный эффект, потому что нам удавалось пригласить на все основные форумы Союза ректоров России первых лиц государства, включая президента. И донести до их сведения все основные проблемы образования и свое понимание того, как эти проблемы нужно решать.

- А какие проблемы испытывает университет сегодня?

Но в последнее десятилетие произошли ощутимые перемены. Главным образом, за счет того, что государство медленно, но возвращалось в образование. Последние лет пять мы вообще не имеем проблем с заработной платой. Разумеется, она очень мала, но зато она стабильна и никаких срывов в ее выплате нет. Более того, за последние пять лет она увеличилась в 4,5 раза.

В частности, раньше на приватизацию вузов был наложен мораторий. Теперь он отменен. Кроме того, существенно снижается самостоятельность высших учебных заведений. Пока удалось отстоять самостоятельность вузов в распоряжении внебюджетными ресурсами. Фактически вопрос стоял о том, чтобы их включать в расходные статьи бюджета вуза, и уже соответствующее министерство, а не коллектив вуза должно было определять, на что эти средства направить.

- Сегодня, конечно, перед нами по-прежнему стоит целый ряд очень важных проблем. Главная проблема, с которой нам приходится сталкиваться, - это несовершенство нормативно-правовой базы в сфере образования. Дело в том, что до сих пор имеются большие коллизии в законодательстве. Законодательные акты, которые были приняты в последнее время - я имею в виду в первую очередь различные кодексы, вступают в противоречие с базовыми законами об образовании. И под видом чисто технического приведения закона в соответствие с этими нормативными актами, законодатели сегодня пытаются поменять само место высшей школы в приоритетах государства.

Поэтому рынок труда перенасыщен неквалифицированными специалистами, имеющими подобные дипломы. Даже у нас в Омске вы найдете сотни юристов, которые никогда не устроятся работать, много сотен экономистов, которые также в большинстве своем могут остаться без работы. В месте с тем на этом же рынке требуются те же юристы и экономисты, которые нужны во многих компания, организациях, учреждениях. Поэтому одна из главных проблем, которая остро стоит перед нами, заключается в том, чтобы правильно сориентироваться, какого уровня специалистов и в каком количестве нужно готовить, чтобы эти специалисты были востребованы.

Еще одна проблема связана с тем, что сегодня существует серьезная конкуренция на образовательном рынке. На первый взгляд, казалось бы, ничего особого здесь нет, нормальная ситуация. Конкуренция еще никогда особо не вредила. Но это если речь идет о добросовестной конкуренции. Сегодня фактически во всех регионах наряду с местными вузами имеет место экспансия столичных вузов. Россия просто опутана огромной сетью филиалов и представительств вузов - прежде всего московских и петербургских. В большинстве случаев это профанация. Создается иллюзия, что человек получает образование. Хотя на самом деле все сводится к тому, что он просто платит определенную сумму и без особого напряжения получает диплом соответствующего вуза.

- Сегодня мы уже достигли такого уровня, когда имеющаяся материальная база объективно не успевает за столь динамичным ростом. Поэтому все усилия будут в большей мере направлены на то, чтобы на основе той материальной базы, которую мы сегодня имеем, повышать кадровый потенциал. У нас относительно молодой профессорско-преподавательский состав, а это означает, что есть хорошие перспективы для роста.

- За пять лет, прошедших с предыдущего юбилея, университет сделал очень большой шаг вперед. Было отстроено два новых современных корпуса, появилось несколько новых факультетов, открыто множество новых престижных специальностей. А какие планы у вуза на следующую пятилетку?

В то же время мы будем продолжать развивать материальную базу. Мы оформили землеотвод в центре города для строительства главного корпуса университета. Находиться он будет на улице Фрунзе, как раз в районе Пушкинской библиотеки. И недалеко от строящегося метромоста. Мы уже заканчиваем оформление документов, и к 2005 году планируем начать строительство. Это будет самый большой корпус, предполагается, что его площадь будет порядка 17 000 квадратных метров. Кроме администрации вуза там расположится какой-нибудь факультет. Пока мы предполагаем, что юридический, но, возможно, в новый корпус переедет еще кто-нибудь.

Кроме того, мы будем работать над качеством образования, а также всей деятельности университета, повышая сервис во всех направлениях. Будем стремиться к тому, чтобы уровень подготовки наших абитуриентов был таким, чтобы мы могли сразу задавать очень высокую планку требований. И чтобы у наших студентов была возможность соответствовать этим требованиям. Вот на это будет обращаться очень большое внимание.

- Мне в последнее время часто приходится отвечать на этот вопрос. Если коротко, то можно повторить слова Павла ТРЕТЬЯКОВА: "Достоевский, учитель всему доброму, это наша общественная совесть". Университет и должен быть учителем всему доброму.

- А в связи с чем университету было присвоено имя Федора Достоевского?

Но в то же время шел и обратный процесс, и многие вузы стали возвращаться к идее, что имя университету необходимо. В нашем университете, как это ни удивительно, идея о том, что университету нужно имя и имя конкретного деятеля - Достоевского, наибольшую поддержку получила у профессуры, связанной с естественно-научным направлением деятельности. Может быть, потому, что они знают высказывание одного из величайших ученых двадцатого века Альберта Эйнштейна, который говорил о том, что Достоевский дал ему больше, чем король математики Гаусс.

А вообще мы не сразу приняли такое решение. Связано оно с тем, что до того периода, который мы называем перестройкой, большинство вузов имели имена. Но в связи с тем, что перестройка коснулась не только экономики, но и идеологии, многие вузы отказались от своих имен. Потому что чаще всего они были связаны с лидерами, которые действовали в тот или иной период и были идеологами того общества, которое они строили в прошлом. А поскольку мы сменили направление развития, имя сохранили немногие университеты.

 

Александр Поляков, председатель совета директоров банка "Диолог Оптим". Книги. Вопрос недели. Рейтинг недели. Омичей научат бизнесу завтрашнего дня.

Главная  Перевозки 

0.0177
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.