Навигация
Главная  Перевозки 

Людмила Королькова, председатель Омского областного общества защиты прав потребителей


Каждый из нас является потребителем товаров и услуг и порой попадает в весьма затруднительные ситуации. Не все и не всегда могут самостоятельно найти из них правильный выход. О том, чем в этом случае могут помочь общественные организации и как потребителям следует себя вести, корреспонденту "КВ" Екатерине СЕРВАХ рассказала председатель Омского областного общества защиты прав потребителей Людмила КОРОЛЬКОВА.

"Это работа с людьми и для людей"

- Я была удивлена, когда ко мне обратились с просьбой дать согласие на это избрание. Но на самом деле ничего удивительного здесь нет. Областное общество защищает права наших потребителей, защищает простого человека. Это работа с людьми и для людей. А я, работая в исполкоме, вела вопросы и торговли, и культуры, и спорта, и здравоохранения, и народного образования.

- Как получилось, что именно вас избрали на эту хлопотную должность?

Обращаются к нам многие: в прошлом году было более 6 000 звонков и около 2 500 посещений тех, кто просил защиты по тому или иному поводу. И когда удается защитить человека, становится радостно на душе.

В районной администрации существовал сектор защиты прав потребителей, который мне подчинялся и решал на государственном уровне практически те же вопросы, что и общество. Так что мне очень помогают прежние знания и опыт.

- К сожалению, нет. Они существовали в районных администрациях всего года два, а потом их сократили.

- А сейчас есть структуры, которые занимаются защитой потребителя на государственном уровне?

- Есть. Существуют законы, которые сокращают контролирующие функции государственных органов и дают большие права общественным организациям. Мы можем проверять магазины, рынки, аптеки, предприятия бытового обслуживания не раз в два года, как государственные органы, а тогда, когда это нужно. По письменным жалобам мы делаем это, как правило, в течение 15 дней.

- Но есть ли у общественных организаций реальные возможности для защиты?

Наши контролеры - это профессионалы, которые работали на потребительском рынке. Их главная задача - консультировать население и предпринимателей для того, чтобы те могли сами себя защитить.

Проверять производство мы не имеем права, но, если поступают жалобы на качество продукции того или иного предприятия, мы проводим проверку там, где ее реализуют. Составляем акт и передаем его в государственные структуры для принятия мер.

В нашей юридической службе сейчас пять человек, которые на основе закона по защите прав потребителей помогают составить претензию по некачественному товару или услуге. Обычно 90% вопросов решается в досудебном порядке. А если предварительная экспертиза показывает, что вины потребителя нет, то и в суде мы его дело, как правило, выигрываем.

Например, с июля этого года доля генетически модифицированных компонентов в составе продуктов не должна превышать 0,9%. И мы учим людей, что на товаре должно быть указано реальное содержание. Мы объясняем, что человек может потребовать в учреждении торговли или сервиса сертификат, перевод инструкции на русский язык и так далее.

- За последнее полугодие к нам было 880 обращений, в том числе жалоб на продовольственные товары - 101, на непродовольственные - 779, на электронно-бытовую технику - 384, качество жилищно-коммунальных услуг - 42, по ремонту жилья - 4 Состоялось 17 судов, все выиграны. В остальных случаях проблемы были решены в досудебном порядке.

- Вы можете привести статистику?

- Объяснить, как человеку следует себя вести, они могут бесплатно. Составление претензии стоит от 200 до 500 рублей, рассмотрение дела в суде - 3-5 тыс. рублей, но эти издержки могут быть компенсированы судом. А ведь бывают товары ценой в десятки тысяч рублей! Недавний случай: фирма отказалась удовлетворить претензию на 60 тыс. рублей, а по суду мы, с учетом издержек и морального вреда, выиграли 180 тыс.

- Ваши консультанты работают на платной основе?

- Бывает, но редко. Например, если покупатель предупрежден, что товар некачественный. Или при доставке товара на дом получатель сначала распишется, а потом обнаружит повреждения или отсутствие каких-то деталей. Человек в этом случае, как говорится, сам подписывает себе приговор, и мы помочь ему не можем.

- Бывается ли так, что вы не можете помочь человеку?

- При покупке надо брать кассовый или товарный чек (в том числе и на рынке) - это как бы договор между покупателем и продавцом. Обязательно должна быть документация с указанием срока гарантии. Если эти документы есть, мы всегда сможем помочь. А при доставке на дом надо сначала проверить, все ли в порядке, и только потом расписываться.

- Вы можете посоветовать нашим читателям, как правильно себя вести?

- Допустим, человек во время рекламной акции с большой скидкой купил товар, который оказался некачественным. Заменить его отказываются, ссылаясь на отсутствие аналогичного. А за те деньги, которые магазин готов вернуть, новый товар купить нельзя. Как быть?

Надо иметь в виду, что срок годности товара дольше срока гарантии. Только во время гарантийного срока экспертизу товара делает продавец, и для покупателя она бесплатна. Если срок гарантии истек, экпертизу должен оплачивать покупатель. Законом предусмотрены сроки, в течение которых можно заменить товар или потребовать его ремонта. Но сначала надо посоветоваться со специалистом. Потому что, если дано согласие на ремонт, получить деньги за некачественный товар будет уже невозможно.

В случае уценки ситуация иная: должен быть составлен акт с указанием параметров, по которым товар был уценен. Иногда людей привлекает даже мизерное снижение цены, а потом возникают большие сложности. Например, в акте на уцененную обувь указаны "отклейка подошвы и свал каблука". В этом случае предъявлять претензию на нестойкость краски можно, а на сломанный каблук - нет.

- В законе сказано, что если за время, прошедшее с момента продажи, цена товара стала ниже, то возвратить покупателю должны ту сумму, за которую товар был продан. А если его цена увеличилась, то современную цену. Скидка не меняет правоотношения, поскольку товар был куплен как полноценный.

- Кто к вам чаще обращается?

Так что. прежде чем купить уцененный товар, надо внимательно изучить, почему его уценили. И в случае покупки иметь этот документ на руках, чтобы при необходимости можно было предъявить претензии.

Часто нет инструкций на русском языке, много дефектов производственного характера, которые выявляются еще в течение гарантийного срока. И суды чаще всего бывают по этим товарам, потому что техника - дорогостоящая и продавец не желает идти на его замену или выплату денег. Жалуются и на отечественную технику, но чаще - на импортную. Возможно, потому, что ее продается сейчас больше.

- По жилищно-коммунальным вопросам - больше люди пожилые. Во многих случаях бывают виноваты коммунальные службы, а не потребитель, которого нам приходится защищать. С жалобами на электронно-бытовую технику чаще приходит молодежь. Кстати, и у нас, и по стране в целом на эту категорию товаров жалуются больше всего.

- Позволяет. В закон о защите прав потребителей постоянно вносятся поправки на основании опыта государственных и общественных организаций. Государство ведет такую политику, что население само должно себя защищать. За границей это именно так. Но у нас народ пока очень неграмотный, и потому защищенность потребителя еще низкая.

- Позволяет ли наше законодательство потребителю защитить себя в полной мере?

- Мы организуем семинары для общественников, которых у нас 40 человек. В основном это пенсионеры, которые раньше работали на потребительском рынке. А потом они проводят индивидуальные или коллективные консультации для населения. Их работа оплачивается редко и мало, так что работают они в основном на энтузиазме. И еще есть коллективные члены - районные и окружные общества защиты прав потребителей.

- А какие у вас есть возможности для просветительской деятельности?

- Иногда руководители магазинов просят проконсультировать их сотрудников. А недавно к нам обратилось руководство мехового рынка, расположенного на Левобережье. Нас попросили предоставить юриста, который бы выступал на рынке по радио с консультациями, а в случае каких-либо нарушений мог сразу вмешаться. Наш юрист будет там находиться три дня в неделю, и с ним можно будет посоветоваться.

- Интересуются ли вопросами защиты прав потребителей торговые организации?

- То есть вы с оптимизмом смотрите на ситуацию?

Это первый случай, когда руководство рынка изъявило желание заботиться о потребителе вместе с нами. На товары, приобретенные на рынке, бывает немало жалоб. И очень приятно, что руководители уже приходят к пониманию необходимости разъяснять потребителям их права, потому что от этого в том числе зависит их имидж, их авторитет.

- Вы здесь проводите много времени. Как ваша семья к этому относится?

- Да, это так. Работа здесь сложноватая, но очень нужная. Поэтому мы и работаем, и ищем новые пути. Например, собираемся освоить практику судов от имени неопределенного круга лиц. Закон позволяет общественной организации это делать. А еще мы подумываем о том, чтобы обнародовать списки предприятий, на которые больше всего поступает жалоб. Пусть и люди знают, и предприятия задумаются!

- Спасибо за беседу! Желаю успеха в вашем благородном деле.

- Я с 22 лет - на руководящих должностях, и всегда много времени проводила на работе. Так что семья привыкла уже... И относится с пониманием.

Людмила Васильевна родилась в городе Алейске Алтайского края. В Омск приехала в 1969 году, окончив энергетический факультет Иркутского политехнического института. Она получила распределение на Омский шинный завод в качестве инженера-энергетика, но почти сразу по прибытии ее избрали председателем комитета комсомола завода, который имел права райкома ВЛКСМ.

26 января 2004 года избрана председателем Омского областного общества защиты прав потребителей.

Замужем, имеет дочь и внучку.

Работая в этой должности, она неоднократно избиралась членом бюро горкома комсомола и депутатом райсовета Октябрьского района Омска. В 1974 году Людмилу Васильевну избрали заместителем секретаря партийного комитета шинного завода. С 1980 года она работала заместителем председателя исполкома, а затем - заместителем главы администрации Октябрьского района (позднее - округа) города Омска. Без отрыва от производства в 1983 году окончила Новосибирскую высшую партийную школу. В 2003 году ушла на заслуженный отдых.

 

Омские нарковойны. Германия вместе с Омском борется с туберкулезом. Теперь о Колчаке узнаем больше. Вмененка корректируется в пользу села. Корейцы будут делать для нас кирпич.

Главная  Перевозки 

0.0062
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.