Навигация
Главная  Перевозки 

Энергетика - заложник политики


5 сентября 2002 года Омское отделение Народной партии России начало сбор подписей в пользу принятия поправок к закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Суть изменений вносимых Народной партией в том, что повышение тарифов на эти услуги должно происходить одни раз в год до того, как будет принят закон о бюджете на новый финансовый год. Повышение тарифов после принятия бюджета должно произойти только в том случае, если законодательный орган внесет соответствующие корректировки в текущий бюджет. Энергетики говорят, что если эти поправки примут, то вся энергетическая система страны будет похоронена.

Споры о реформе энергетики дошли и до Омска

Сегодня только ленивый политик не пользуется тем, что в Госдуме обсуждается пакет законопроектов о реформе энергетики. Повысить рейтинг какой-либо политической партии очень просто, надо только надавить электорату на самую больную точку, а именно повышение тарифов. В частности, Народная партия России проводит всероссийскую акцию. В людных местах нашего города (и во многих других городах) местному населению предлагают подписаться за то, чтобы тарифы на электроэнергию повышались только один раз в год.

Тарифы - наша общая боль

Бег с препятствиями

И это не первый случай, когда энергетику используют в целях политических. Вспомним повышение тарифов на электроэнергию в Омской области в начале года. Энергетики, зная, что 2001 год они заканчивают с убытком, а впереди грядут летние ремонтные работы, подали прошение в РЭК о повышении тарифов с 1 января на 20%. Тарифы были повышены только с 15 апреля, а отопительный сезон, период, когда Омскэнерго получает основные доходы, уже закончился. Вопрос как будет проводиться ремонт теплотрасс и ТЭЦ, никого не интересовал. Потому что именно в этот период политики готовились к выборам, а пойти на столь непопулярный шаг, как повышение тарифов, они пойти не могли. Компания вынуждена прибегнуть к заимствованию кредитов, обслуживание которых не учитывает РЭК в тарифах, а это сумма порядка 120 млн рублей.

Если такая процедура энергетиков не устраивает, то им надо до принятия бюджета предположить на сколько, по их мнению, за год вырастет стоимость на топливо, железнодорожные перевозки, и представить свой прогноз опять же в РЭК. Только вот как делать это прогнозирование не понятно. На сколько за год может вырасти, например, цена на газ, а его стоимость не замораживается никаким законом, предположить трудно. К тому же даже если и сделать этот прогноз, трудно предположить, что РЭК согласиться принять такой тариф. Ведь сегодня энергетическая комиссия зачастую не принимает даже фактические расходы Омскэнерго.

Однако вернемся к тем поправкам, которые предлагает Народная партия, в законе "О госрегулировании тарифов...". Главным своим достижением политики считают то, что тарифы будут увязаны с бюджетом. То есть если энергетикам надо повысить тарифы, то они обращаются в РЭК. Комиссия рассматривает доводы энергетиков и дает добро. Далее, если бюджет уже принят, либо Госдума, либо Законодательное собрание (если речь идет о субъекте федерации), в свою очередь также должны рассмотреть все расчеты энергетиков, уже одобренные РЭКом. Ну а потом дело за малым, законодателям надо будет внести соответствующие поправки в уже принятый бюджет, если они, конечно, будут внесены. Но о каких процедурах формирования тарифов может идти речь, если сегодня утвержденные бюджеты разных уровней не исполняются. Сегодня задолженность по бюджетам перед Омскэнерго составляет: федеральный - 57 млн рублей, областной - 80, а городской - 208 млн рублей. Да и сам бюджет зачастую принимается с большой задержкой.

В случае принятия этих поправок энергосистема страны обречена на вымирание. С начала 90-х годов и по сей день наша энергетика из-за госрегулирования, по сути, субсидирует остальные отрасли российской экономики за счет искусственно заниженных тарифов на свою продукцию. В течение 1990-2001 гг. цены на промышленную продукцию по стране росли быстрее энерготарифов в 1,5 раза, а цены на топливо (газ, уголь, мазут) - в 2,8 раза.

А какой будет финал?

Однако сегодня этот резерв практически исчерпан. Износ оборудования омской энергосистемы достигает 65%. Конечно, ведутся капитальные и текущие ремонты, и оборудование поддерживается в рабочем состоянии. Но всему есть предел. Так что постепенное доведение энергетических тарифов до экономически обоснованных величин неизбежно. Сегодня повышаются объемы производства в отечественной промышленности, а это повлечет увеличение энергопотребления. Вопрос в том, смогут ли полуразрушенные энергетические предприятия обеспечить потребности растущей промышленности. Может быть, Народной партии стоит попытаться найти ответ на этот вопрос, а не вводить в заблуждение народ и не проталкивать с помощью его подписей закон, который приведет к краху всю нашу энергосистему.

Для наглядности посмотрим, как менялись цены на самые жизненно необходимые товары и услуги. Хлеб и молоко подорожали примерно в 40 раз, картофель в 50-60 раз, бензин более чем в 100 раз, проезд в общественном транспорте более чем в 100 раз. К примеру, средняя цена на проезд в городском транспорте обходился в 4 копейки, ровно столько же стоила электроэнергия для населения. Сегодня проезд вырос до 5 рублей, а электроэнергия для населения стоит лишь - 70 копеек. В целом прожиточный минимум вырос в 30-35 раз. А тарифы на электроэнергию для населения увеличились лишь в 17 раз. Такой дисбаланс до поры до времени обеспечивался запасом прочности энергетической отрасли.

 

Права арендаторов нарушены. Городскому хозяйству нужна краска. Василий Евстратенко, дир.гос. уч-я культуры искусства "Омская филармония". Благотворительность. Пистолет в барсетке.

Главная  Перевозки 

0.0074
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.