Навигация
Главная  Перевозки 

Сергей ТОЛКАЧЕВ, директор департамента финансов и экономики администрации г.Омска


"Мне страшно было уходить с довольно спокойной работы на "раскаленную сковородку".

Сергей ТОЛКАЧЕВ, директор департамента финансов и экономики администрации города Омска:

- Сергей Михайлович, какие вопросы вы решали, будучи в экономическом комитете администрации Омской области?

Формировать бюджет города и заниматься его исполнением - дело весьма непростое. Не каждый сможет взять на себя такую ответственность. Особенно в столь непростые для экономики города, да и региона в целом, времена. Однако, есть люди, которые все же соглашаются управлять финансами Омска. Новый директор департамента финансов и экономики администрации города Омска Сергей ТОЛКАЧЕВ рассказал корреспонденту "КВ" об основных проблемах бюджета нашего города.

В отделе же финансовой и бюджетной политики и имущественных отношений комитета занимались вопросами налогообложения, привлечения инвестиций, разрабатывали методики формирования доходной части областного бюджета. Этот отдел, на мой взгляд, несколько инородный в экономическом комитете. С одной стороны, у него вроде бы функции комитета, то есть развитие экономики региона. С другой - наша работа тесно переплеталась с работой комитета финансов и контроля. Были периоды, когда мы большую часть времени проводили в комитете финансов.

- Когда только перешел в экономический комитет из Кировского отделения Сбербанка РФ, возглавил новый отдел - экономики территорий. Работу начали с проведения анализа бюджетов муниципальных образований. Больше всего нас интересовала их расходная часть. Подготовленная аналитическая информация была необходима как для формирования областного бюджета, так и для того, чтобы определить основные направления развития районов области и региона в целом.

- Для меня это было большой неожиданностью. Я был на совещании в областной администрации у Андрея ГОЛУШКО. Была пятница. Рассматривался вопрос о бюджете на 2002 год. Кстати, такие совещания у Андрея Ивановича проходили довольно часто. На них обычно были сотрудники экономического комитета, комитета финансов и контроля, департамента финансов и экономики, а также налоговых органов. Всегда присутствовал и мэр Евгений БЕЛОВ.

- Когда вам предложили должность директора департамента, вы согласились не раздумывая или были какие-то сомнения?

Меня терзали сомнения. С одной стороны - я понимал: это очень большая ответственность. И, откровенно говоря, мне страшно было уходить с довольно спокойной работы на "раскаленную сковородку" (смеется).

В этот раз Евгений Иванович попросил меня задержаться. Когда все разошлись, мэр и предложил мне занять должность директора департамента. Я сказал, что не готов. А он: "Зайди ко мне в понедельник, поговорим". Признаюсь, я не спал все выходные.

- В новой должности вы себя больше финансистом или экономистом ощущаете?

С другой стороны - работа, конечно, интересная, можно проявить самостоятельность. Кроме того, я скучал по работе в банке, где занимался финансами. А тут как раз представилась возможность вновь стать финансистом. От соблазна было трудно удержаться. И, наверное, самое главное, что сыграло решающее значение в моем выборе, так это то, что Евгению Ивановичу просто невозможно отказать. Такой уж он человек: располагает к себе, у него какое-то личное обаяние.

Кстати, когда я только пришел в департамент, решался вопрос о том, оставить ли в его названии слово "экономика", или нет. Если убрать, то департаменту, безусловно, будет легче: посчитал деньги, как машина, распределил их - и все. Но, тогда будет сложнее исполнять бюджет, поскольку, прежде чем тратить деньги, необходимо все проанализировать: каким образом лучше перераспределить средства, за счет каких внутренних и внешних источников пополнять бюджет.

- Я пытаюсь подавить в себе экономиста. Причем несмотря на то, что мэр поставил задачу проводить экономический анализ при решении любых проблем. Да у меня и у самого такой настрой - всегда все анализировать. Но 2002 год не дает быть экономистом: сейчас очень тяжелое время для городского бюджета, поэтому исполнять его надо строго по плану. А экономисты ведь могут такого нафантазировать, что финансисты потом просто откажутся исполнять бюджет.

- А как вы считаете, главный финансист города должен быть жестким или все-таки может пойти на компромисс при решении наиболее злободневных для города проблем?

Я был сторонником того, чтобы слово "экономика" оставить. Поскольку в этом случае будет стерта грань между экономическими фантазиями и финансовой действительностью.

Тяжело быть жестким. Потому что понимаешь, если средства перечислять только на зарплату бюджетникам, то возникнет задолженность перед теми же строителями, которые ремонтируют дороги. В результате забираешь деньги из статьи, предназначенной для выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, и отдаешь их строителям.

- В нынешних условиях постоянного недофинансирования бюджета финансист должен быть жестким. Правда, при таком подходе становишься как бы врагом для всех: ты, как тот Кощей, сидишь и над златом чахнешь.

Мы постоянно проверяем, как исполняется бюджет в различных отраслях экономики. Специалисты контрольно-ревизионного управления практически не бывают в департаменте. Они чуть ли не живут в больницах, школах, детских садах и других учреждениях.

Словом, постоянно находишься между молотом и наковальней. И при этом все-таки, стараешься жестко исполнять бюджет, невзирая ни на что. Так как в противном случае проблем возникнет еще больше.

- Ограничены ресурсы города. И причина их нехватки возникла не в Омске и даже не в регионе, а выше: на уровне межбюджетных отношений между федерацией и субъектом федерации. В федеральный бюджет уходит значительная часть доходов региона. А оттуда средства поступают, зачастую еще и не в полном объеме, только на отдельные статьи: на те, на которые федерация сама решила дать денег. В частности, на повышение зарплаты бюджетникам.

- Какая, на ваш взгляд, основная проблема бюджета Омска?

Существует и множество других проблем. Чтобы их решить, нужно развивать экономику региона. А для этого в бюджете необходимо предусмотреть соответствующую статью - "бюджет развития". В настоящее же время ни в городском, ни в областном бюджете такой статьи нет. Я могу объяснить, почему. Но кому нужны мои объяснения, когда подъезды домов находятся в ужасном состоянии, когда из крана бежит еле теплая вода?

Но ведь есть и другие статьи. Например, долги. На их погашение Москва средств не выделяет. Хотя и признает наличие задолженности и даже называет причину ее появления - дефолт 1998 года. Однако как только возникает вопрос о погашении долгов регионов, в столице про эту причину сразу забывают.

- Потому что нет денег. 60% расходов бюджета Омска составляет зарплата бюджетников. Остальные 40% приходятся, в основном, на покрытие затрат предприятий ЖКХ и топливно-энергетического комплекса. Кроме того, если в бюджете запланировать средства на развитие территории, то Москва уменьшит сумму трансферта, так как считает, что бюджеты развития регионам не нужны.

- Так почему?

- Отвечу не как финансист, а как экономист: думаю, есть. За несколько последних лет начали оживать многие омские предприятия. ОАО "Омскшина", например, уже вышло на дореформенный уровень производства. Развивается нефтезавод и другие предприятия города.

- Получается, что у городского бюджета нет больших перспектив?

Кстати, при формировании городского бюджета на 2002 год самой серьезной проблемой на фоне того, что громадную часть расходов необходимо запланировать на заработную плату работникам образования и здравоохранения, была задача не угробить все остальные отрасли.

Словом, наблюдается рост экономики. А раз так, значит, будет увеличиваться суммарная масса налогов и, как следствие, возрастут доходы бюджета Омска.

Меня сильно огорчило, что не заложили достаточного количества денег на благоустройство города и жилищно-коммунальное хозяйство. И все по той же простой причине - нехватка средств.

Мы досконально рассчитывали доходы, старались найти хоть какой-то резерв живых денег. При подсчете расходов учитывали каждую тысячу рублей. К нам приходили со своими планами люди из учреждений культуры, образования, здравоохранения. Но мы их планы "дубиной выбивали", так как знали: лишних средств нет.

- И какая сумма задолженности?

На финансирование этих отраслей надо очень много денег. Ведь дома поизносились, трубы в них проржавели. Сейчас по возможности направляем предприятиям ЖКХ средства. Берем кредиты в банках. В результате у нас возникает другая проблема - рост кредиторской задолженности.

- Это, наверное, только рублевая задолженность. Но ведь есть еще и валютная. В конце прошлого года городская администрация провела переговоры с представителями ING-BANK о реструктуризации задолженности в размере 15 млн долларов. Вопрос же о погашении долгов на общую сумму 46 млн долларов перед Международным банком реконструкции и развития не был решен. Как сейчас складывается ситуация с выплатой долгов?

- Более 300 млн рублей.

С Международным банком реконструкции и развития дела обстоят с точностью до наоборот: никаких переговоров так и не провели. Потому что у нас нет ресурсов. Возможно, мы подсознательно прячемся от этой проблемы. А к ней возвращаться надо. Во-первых, Министерство финансов РФ все равно не даст нам покоя. Как только другие регионы начнут рассчитываться по своим задолженностям, количество должников уменьшится, то есть толпа рассеется, и тогда незамеченным уже не останешься. Кроме того, если не начнем рассчитываться, Минфин может уменьшить размер трансферта на сумму нашей задолженности. Это слишком большая угроза для консолидированного бюджета Омской области.

- Что касается ING-BANK, то перед ним мы выполним свои обязательства. Не рассчитаться с ним просто грех, уж больно хорошо договорились о реструктуризации задолженности. Так что приложим все усилия. Хотя денег, конечно, жалко. И их еще нужно найти.

- Кстати, совсем недавно, в мае, в Омск приезжала делегация из Чехии. Решался вопрос о погашении задолженности по кредитам, взятым на покупку автобусов марки "Karosa"?

Во-вторых, дело в том, что когда город брал кредит, за него поручилась областная администрация. А подводить губернатора нельзя.

Состоялось два совещания: в областной администрации - у вице-губернатора Валентина ТРЕТЬЯКОВА, и в городской - у мэра. Чехи попросили нас погасить долг за октябрь 2001 года. Мы пояснили, что в городе сейчас проблемы с выплатой зарплаты бюджетникам и отпускных учителям, и пообещали выплатить 500 тысяч в июле. Они согласились. Видимо, в Чехии тоже есть проблемы с бюджетниками.

- Да. В 2001 году мы с чехами договорились о реструктуризации долгов: в течение 10 лет выплачивать по 1,5 млн долларов. Согласно договору, в октябре прошлого года Омск должен был заплатить 500 тысяч долларов. Но не рассчитался, поэтому чехи и приехали.

Результатами переговоров чехи остались довольными. В сентябре планируем провести с ними еще одну встречу.

Кроме того, договорились о том, что всего до сентября 2002 года город погасит один миллион долларов, не 1,5 млн долларов. Причем чехи сказали: если вы заплатите эту сумму в августе, то мы будем считать, что Омск исполняет свои обязательства.

- Вообще, чтобы бюджет мог выступать в качестве инвестора и давать такие гарантии, естественно, надо сначала заложить в нем средства. То есть предусмотреть статью "бюджет развития". А это, как я уже говорил, невозможно. Поэтому под инвестиционные проекты гарантии пока не предоставляются.

- Почти год назад при главе местного самоуправления был создан совет по промышленности и предпринимательству. На одном из заседаний совета планировалось обсудить механизм предоставления муниципальных гарантий под инвестиционные проекты, реализуемые предпринимателями. Такие гарантии будут?

Возможно, в будущем начнем использовать и другие методы. Например, договариваться с банками о снижении для предприятий кредитных ставок. Мы бы оплачивали разницу между ставкой рефинансирования и банковской ставкой.

Сейчас для поддержки предприятий мы используем такие методы как отсрочка и рассрочка платежей. Потому что понимаем: развившись, организации и фирмы будут пополнять доходную часть бюджета.

- Я. Как-то не хочется слагать с себя эту обязанность. Может, потому, что привык заниматься финансовыми вопросами. Лучше самому все рассчитывать.

- Сергей Михайлович, думаю, никто не сомневается в том, что вы хороший специалист по городскому бюджету. А кто занимается вашим семейным бюджетом: жена или вы?

- Его у меня катастрофически не хватает. Тем не менее три раза в неделю играю в теннис: в семь вечера ухожу на корт, а потом снова возвращаюсь на работу. Считаю, что теннис один из немногих видов спорта, который позволяет забыть обо всех проблемах.

- Чем увлекаетесь в свободное время?

Люблю рыбалку. Правда, сейчас порыбачить удается всего 1-2 раза в год. Да и то только когда сын сильно настаивает. Он у меня большой любитель рыбалки.

Вообще я занимался бегом, фехтованием, стрельбой из пистолета, волейболом, баскетболом, сплавлялся на плотах. По двум последним видам спорта у меня первый разряд.

Сергей ТОЛКАЧЕВ

- Спасибо за интервью. Желаю успехов в вашей нелегкой работе.

В 1988 году уехал в Свердловск, где поступил в аспирантуру Уральского госуниверситета им. Горького. Во время учебы был научным сотрудником научно-исследовательского центра этого университета. В 1992 году вернулся в Омск. Устроился на работу в НПО "Сибкриотехника" старшим научным сотрудником. С 1994 года по 1997-й - начальник отдела, первый заместитель управляющего Кировского отделения Сбербанка РФ. В 1997 году окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Омский филиал) по специальности "Экономист". В этом же году назначен начальником отдела экономики территорий экономического комитета администрации Омской области, а затем начальником отдела финансовой и бюджетной политики и имущественных отношений.

27 августа 2001 года распоряжением мэра Омска назначен на должность директора департамента финансов и экономики администрации города Омска Сергей Михайлович родился 1 декабря 1953 года в Омске. После окончания школы поступил в Омский государственный политехнический институт, который окончил в 1976 году по специальности "Криогенная техника" и получил квалификацию "Инженер-механик". С 1976 года по 1988-ой работал старшим инженером в НПО "Микрокриогентехника" и старшим научным сотрудником научно-исследователького сектора Омской научно-исследователькой лаборатории Омского политехнического института.

Женат, имеет сына и дочь.

Кандидат физико-математических наук.

 

"Любимый праздник" назвал победителей. Грипп устроил школьникам каникулы. Мало нефти - газ давай. Операция "Маяк" как водители не уступали дорогу пожарным. Пока в Омске разбирались.

Главная  Перевозки 

0.0343
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.