Навигация
|
Главная Перевозки Инкассация - операция банковская или коммерческая?О состоянии и проблемах рынка инкассаторских услуг "КВ" рассказывали 2 и 16 декабря 1999 года. С тех пор в стране и регионе изменилось многое, но только не спрос на наличные деньги. Значит, сохранилась и потребность в людях, которые эти деньги и прочие ценности перевозят. К сожалению, частично сохранились и прежние проблемы, хотя в целом ситуация меняется к лучшему. Такой вопрос невольно возникает при изучении реалий омского рынка По существующим ныне законам инкассация относится к числу банковских операций. Год назад, 23 апреля 2001 года, ЦБ РФ издал указание N 960-у, в котором было четко сформулировано: кредитные организации (КО) могут производить инкассацию и доставку принадлежащих им или их клиентам ценностей сами либо обратиться к другим КО, либо воспользоваться услугами уполномоченного предприятия. Но это все теория. А на практике очень многое определяется сложившимися коммерческими условиями, и от этого никуда не уйти. На момент нашей прошлой публикации, когда в Омске один за другим открывались филиалы иногородних банков, между ними шла суровая борьба за клиентов. Потому и наличие собственной службы инкассации рассматривалось ими прежде всего как дополнительный козырь в этой борьбе. Гладко было на бумаге... Прежде всего за счет количества клиентов. Ведь гораздо легче из имеющихся 800 точек выбрать 80 расположенных рядом и объехать их, чем посетить то же число пунктов, но разбросанных по всему городу. Чтобы набрать нужное число клиентов, был взят курс на обслуживание в первую очередь крупных сетевых государственных структур: железной дороги, федеральной почтовой связи, Пенсионного фонда и так далее. Клиенты же, как переборчивые невесты, диктовали свои условия, и в результате тарифы на инкассаторские услуги снизились до чисто символических цифр, а в прайс-листах некоторых филиалов и вовсе значилось "бесплатно". При этом банки покрывали свои убытки за счет других операций - скажем, от продажи валюты. Тяжело тогда пришлось объединению РОСИНКАС, у которого других видов деятельности нет и быть не может. Бывшее до начала 1990-х монополистом, оно очень быстро растеряло свои позиции под натиском новых коллег: к концу 1999 года на долю РОСИНКАСа приходилось лишь около 10% омского рынка инкассаторских услуг. Кое-кто уже спешил его похоронить, отхватив заодно освободившийся кусок пирога. Но он тем не менее выжил. За счет чего? Да и ситуация стала меняться: банки, претендовавшие на передел рынка, довольно быстро убедились, что все не так просто, как им поначалу казалось. Требования к службам, ведающим перевозкой денег, весьма высоки. Подготовка персонала, спецтехника и средства защиты - все это вещи отнюдь не дешевые, а число потенциальных клиентов ограничено. Так что реально этот рынок может прокормить не больше двух-трех организаций, да и то лишь при разумной тарифной политике. Разумеется, отказываться от обслуживания коммерческих организаций тоже никто не собирался. Ведь получить прибыль РОСИНКАС может только за их счет, поскольку тарифы на обслуживание государственных структур лишь компенсируют затраты инкассаторов. Но все равно коммерсанты - это только дополнение, своего рода гарнир к основному блюду. Что имеем - то имеем Кто станет долго демпинговать в таких условиях, да еще при постоянном снижении доходности других банковских операций? И расценки начали повышаться, причем значительно - иногда в разы. А некоторые КО пришли к выводу, что куда проще и дешевле заплатить сторонним инкассаторам, чем содержать своих. Но так думают и потому закрывают свои инкассационные службы далеко не все. Существенную часть омского рынка инкассаторских услуг делят между собой РОСИНКАС и Сбербанк, заметно меньшая доля у Омскпромстройбанка и еще меньше вклад остальных банков. Стоит сразу же оговориться, что точно определить долю каждого участника рынка невозможно. Понятно, что объем перевозимых денег - информация закрытая да и меняющаяся день ото дня, а другие данные мало что скажут. Итак, сегодня в Омске есть инкассаторские службы банков, которые обслуживают в основном внутренние перевозки и клиентов своего банка, есть филиал ЗАО "Инкахран", работающий с несколькими банками, есть омское управление ГУП "РОСИНКАС" и есть Управление вневедомственной охраны администрации Омской области. КО, где инкассаторские службы невелики, обычно обращаются за помощью в частные охранные фирмы. К сожалению, те далеко не всегда оказываются на должной высоте. Случалось видеть, как вооруженные охранники сидят в машине, в то время как инкассатор с сумкой, но без оружия направляется в банк. По счастью, в Омске еще не было попыток нападения на инкассаторов... На фоне остальных РОСИНКАС и Сбербанк выделяются еще и тем, что по закону только они (помимо сотрудников силовых ведомств - армии, милиции, военизированной охраны и так далее) могут иметь боевое оружие для того, чтобы защитить себя и доверенные им ценности. Все остальные инкассаторские службы могут рассчитывать лишь на служебное оружие. Ситуация, надо сказать, получилась довольно пикантная. С одной стороны, лицензия - бессрочная и нигде не сказано, что ее надо переоформлять в случае изменения банковского законодательства. С другой стороны, законы и указания ЦБ РФ игнорировать тоже не годится. Омский филиал ЗАО "Инкахран" был организован на базе службы инкассации регионального филиала КБ "СБС-АГРО" летом 2000 года. Головная организация существует уже 10 лет и занимается инкассацией на основании лицензии N 1, выданной Банком России в мае 1992 года. И, наконец, УВО. Сегодня этой службе, как и прежде, принадлежит немалая часть рынка инкассаторских услуг, хотя доля эта за последние годы несколько уменьшилась. Правда, представители УВО уверяют, что занимаются они вовсе не инкассацией. Формально отделы вневедомственной охраны заключают со своими клиентами агентские договоры на охрану ценностей при перевозке, а охрана имущества - это как раз по части УВО. Стремясь как-то урегулировать это противоречие, ЗАО "Инкахран" занимается сейчас перерегистрацией в небанковскую КО. Это не только придаст дополнительную легитимность его инкассаторской деятельности, но и позволит расширить спектр предоставляемых услуг. Скажем, можно будет иметь свою кассу пересчета денег. Однако вскоре, похоже, уже РОСИНКАС станет теснить УВО на его традиционной территории, выйдя на рынок с предложением перевозить требующие охраны грузы по России и другим странам. Скажем, телевизоры или компьютеры - грузы дорогие. И как их только возят сейчас без охраны? Для этой цели планируется использовать машины, на которых перевозят резервные фонды для ЦБ, - ведь большую часть времени они простаивают. Однако в таком случае следовало бы возить в банк не деньги, а кассиров. Но всех их усадить в одну машину не удастся, а возить по одному слишком хлопотно и долго. (Тем более что кассиры имеют право сдавать деньги только с полистным пересчетом, а не в опломбированных сумках, как инкассаторы. Получается еще дольше...) Перевозка же денег без кассира - это инкассация, как бы ее ни называли в договоре. В других регионах это понимают и закон соблюдают, а потому больше нигде в России ОВО инкассацией не занимается. И только у нас в области овошники не спешат отказаться от дополнительного источника доходов. От других регионов России Омская область отличается еще и тем, что лишь у нас на таможенных постах сохранились кассы по приему таможенных платежей, принадлежащие коммерческим банкам. Банки понять можно: эти кассы позволяют им без особых хлопот получать стабильный доход в размере 3% от суммы платежей. Гораздо сложнее понять, почему государство позволяет им это делать. Неужели эти деньги были бы лишними для казны? Дела таможенные Впрочем, определенные подвижки в этом направлении уже есть. В начале года в Москве было заключено соглашение между таможенной службой, Минфином, Банком России и объединением РОСИНКАС о том, чтобы все таможенные платежи шли через казначейство, минуя коммерческие банки. Конечно, таможенных касс сейчас мало, а открытие и содержание новых требует немалых средств. Но ведь таможня вполне могла бы создать свою дочернюю коммерческую организацию и передать ей полномочия по сбору платежей. Или поручить это дело, скажем, государственной почтовой службе, что стало бы для нее неплохим подспорьем. А почему бы и нет? Почтовые отделения есть везде. Кроме того, в таком случае деньги напрямую попадали бы в казначейство, а не задерживались по нескольку дней в банках, как частенько происходит сейчас. Подведем итоги По стране этот процесс идет с октября 2001 года. В феврале аналогичный договор был заключен между Омской таможней и областным управлением инкассации. И с 1 марта РОСИНКАС доставляет денежную выручку со всех таможенных постов и городских таможенных касс прямо в РКЦ, откуда она в тот же день поступает на счет казначейства. Но тем не менее пока что основная часть платежей все же проходит через кассы банков. Обнадеживает одно: за последние два года на этом рынке произошли сдвиги в правильном направлении. Тарифный кризис остался позади, и ценовая политика постепенно становится все более разумной (хотя участники рынка продолжают периодически обвинять друг друга в демпинге). В общем и целом, проблем сегодня у инкассаторов немало, причем самых разных. Порой еще приходится доказывать клиентам, что инкассаторы не просто так возят деньги, а отвечают за их сохранность и рискуют жизнью. Потому и стоить такие услуги должны куда дороже, чем такси. Приятно отметить и то, что омский РОСИНКАС наконец-то (впервые в своей истории) обрел собственный дом. Домом этим стала бывшая водонапорная башня, которая маячит в конце ул. Гусарова. Она имеет статус памятника архитектуры (в качестве какового даже попала на этикетку ошовской водки "Амур"), а по своему прямому назначению не используется уже лет 30 и за это время порядком обветшала. Не забыты и сельские районы: почти во всех работают службы инкассации Сбербанка. В Калачинске появился филиал Инкахрана, который обслуживает и соседние районы; возобновил свою деятельность филиал РОСИНКАСа в Таре. Он обслуживает весь Тарский район, Седельниково, Муромцево. Будем надеяться, что за следующие два года омским инкассаторам удастся найти общий язык, от конфронтации перейти к сотрудничеству и совместными усилиями уладить и утрясти все те проблемы и проблемки, которые сегодня мешают им работать. До самой башни у инкассаторов руки пока не дошли, но полуразвалившийся домик рядом с ней их стараниями уже превратился в уютный офис, а на прилегающей территории удалось разместить часть парка спецмашин. Голубая мечта - выкупить башню у департамента недвижимости и дать ей вторую жизнь, заменив всю "начинку". Вот только неясно, удастся ли это. Все же памятник... Сургутнефтегаза еще не видно. Автоцентр "Титан" оконфузил INTEL. Девять этажей торговли, офисов и развлечений. Александр Колпаченко, начальник 242-го учебного центра ВДВ. Книга недели. Главная Перевозки 0.0127 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |