Навигация
Главная  Перевозки 

Есть ли маркетинг в России


Возможно, он не настолько мучителен для человечества, однако также заслуживает внимания. Реформы идут, Россия мчится к статусу "цивилизованной страны", а как насчет цивилизованного маркетинга?

К вечному вопросу "Есть ли жизнь на Марсе?" добавился еще один.

- Маркетингом.

- Чем вы занимаетесь?

Это уже классика. Сколько всего написано, сказано и обсуждено, однако это судьба российского директора - считать маркетинг и рекламу синонимами. Однако проблема лишь отчасти заключается в низкой квалификации значительной доли управленцев. Есть и другой аспект: у нас в стране всем всегда кажется, что грамотный маркетинг - это большие деньги, потраченные на большую рекламу.

- Понятно, рекламой...

Хороший маркетинг? Отличный! Именно так. Такой маркетинг достаточен для нас, российских потребителей. Мы, как малые дети, настолько наивны и неопытны в своем потребительском поведении, что навязчивая реклама (которую, пока безуспешно, пытаются сделать иной законодатели всех уровней) - самый эффективный инструмент повышения объемов продаж. Не оригинальная (смешная, трогательная...), не дорогая, а именно навязчивая.

Примеров тому множество, а объяснение простое. Достаточно сделать ролик, причем не самый качественный и далеко не самый оригинальный по сценарию, и просто "достать" каждого потенциального потребителя, демонстрируя этот ролик несколько месяцев на 2-3 каналах ТВ по 20-40 раз в сутки. Радость от такой кампании получает только рекламное агентство и уж точно не потребитель, который, однако, идет и покупает этот товар.

- А сделайте скидки!

Это проблема не менеджмента - это проблема развивающегося общества. Развивающегося именно с точки зрения культуры потребления, системы мотивации и требований, предъявляемых потребителями к товару и его производителям. Не стоит забывать и откровенную бедность населения, которая совсем не способствует повышению этой самой культуры.

Россия вообще очень интересная страна. Исследования показывают, что только 10% опрошенных принимают решения о покупке на основании увиденной (услышанной или прочитанной) рекламной информации. Между тем после проведения рекламной кампании объем продаж увеличивается вдвое. Безусловно, все это можно объяснить, но факт остается фактом - наши граждане не любят признаваться в "рекламной зависимости". Совсем не любят.

- А прибыль мы откуда возьмем?

Что же еще можно предлагать потребителю с целью повышения его интереса к продукту? Первое, что приходит в голову, - скидки. И это опять правильно, причем дело даже не в культурном развитии населения: скидки будут всегда актуальны - такова природа человека. Однако при всей их простоте, со скидками продавцу тоже можно выглядеть исключительно глупо.

И тем не менее маркетинг - это все-таки не реклама.

Но главное даже не это. Скидка в 1% выглядит просто смешно. Поэтому когда вам хочется сделать приятное покупателю, а возможностей немного (например, торговая наценка невелика), лучше делайте подарки: их стоимость может быть и меньше одного процента от стоимости товара, но они гораздо эффективнее стимулируют продажи.

Зачем агентству недвижимости дарить всем продавцам квартир 210 (или 23 рублей? Неужели трудно задать себе вопрос: "Если к сумме, которую я получу за квартиру, добавят еще 210 рублей, то будет ли это для меня определяющим фактором в выборе агентства недвижимости?". Каждый знает, что в данном случае есть вещи более важные. И вообще - почему именно 210 рублей?

"Если бы можно было придумать что-то более дешевое, чем "бегущая строка", то это стало бы хитом рекламного рынка".

И еще: существенная, актуальная для потребителя скидка - это значительное и интересное событие, которое необходимо использовать для проведения эффективной рекламной кампании. Вообще событийный маркетинг - тема большая и вкусная, и она, возможно, будет освещена в следующих статьях.

Вообще рекламный рынок города Омска похож на затянувшуюся встречу двух маргиналов без определенного места работы. Один - покупатель рекламных услуг - очень хочет сделать "массированную рекламную кампанию" с бюджетом в "тысяч двадцать", а другому - продавцу - кроме бегущей строки, одной-двух достойных газет, такого же количества цветных (и одновременно совершенно пустых) журналов и предложить нечего.

И все-таки давайте вернемся к рекламе - ведь именно рекламное воздействие является одним из итогов сложной и продолжительной работы маркетологов (но не наоборот).

Бедный покупатель отдает деньги на рекламу, скрепя сердце: не будет отдачи от рекламы - он станет убыточен. А отдачи не будет. Потому что уже не так просто завлечь потребителя простой и незамысловатой рекламой, а на "сложную" денег нет.

Бедность города - это бедность рекламных носителей, не готовых увеличивать объем рекламных площадей и тратить деньги на новые проекты ("А, собственно, зачем?") Разве это не прекрасно - рекламировать шубы стоимостью в несколько тысяч долларов бегущей строкой, в которой даже слово "шубы" проходится сокращать?

Неплохо, что в нашем городе уже есть предостаточно организаций, которые стремятся проводить качественные замеры аудиторий того или иного рекламного носителя. Этой информацией при определенных допущениях уже можно пользоваться, и прежде всего это нужно самим СМИ и рекламным агентствам. Пока далеко не все из них располагают данными о рейтингах телевизионных каналов или печатных изданий и даже не стремятся таковые получить.

Каковы перспективы? Рынок носителей коммерческой информации должен развиваться, но не только за счет увеличения количества цветных журналов, телевизионных каналов или радиостанций. Главное - это совершенствование взаимоотношений между продавцом и покупателем. Рекламное место, как и любой другой товар, должно иметь привлекательную упаковку, состоящую из убедительных доводов в ценности рекламного воздействия с использованием именно данного носителя.

Александр ШАШКИН, ООО "Консультационная Компания "БИПЛАН" biplane@omskcity.com

Чтобы добиться успеха, любой потенциальный рекламодатель должен перестать задавать вопрос "Где реклама дешевле?" и начать спрашивать: "Где реклама эффективнее?". Но самое главное, любой субъект рекламного рынка должен быть в состоянии ответить на этот вопрос. А возможность ответить на него правильно - это и есть хороший маркетинг.

 

Омичи реализуют концепцию профильного обучения. "Ястребы" улетели греться. Медные трубы поют в ритме праздника. Рождественская органная неделя. События и новости.

Главная  Перевозки 

0.0117
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.