Навигация
Главная  Перевозки 

Григорий ДЫЛДА, руководитель департамента федеральной службы занятости населения по Омской области


Григорий ДЫЛДА, руководитель департамента федеральной государственной службы занятости населения по Омской области:

В апреле 2001 года службе занятости Омской области исполнилось 10 лет. За эти годы ее сотрудники проделали огромную работу. Было реализовано немало совместных с областной и муниципальными властями программ: трудоустройства населения, поддержки предпринимательства, оздоровления детей безработных, занятости несовершеннолетних, общественных работ. В 1998 году открылся Информационный центр омской службы занятости, который стал предоставлять консультационные услуги гражданам и предприятиям. В конце 2000 года комитет труда и занятости населения администрации Омской области был реорганизован. На его базе образовались две новые структуры: комитет по социальной политике администрации Омской области и департамент федеральной государственной службы занятости населения по Омской области (ФГСЗН). О том, как шла реорганизация и какая сейчас ситуация на рынке труда, корреспонденту "КВ" рассказал руководитель департамента ФГСЗН по Омской области Григорий ДЫЛДА.

- С трудностями я столкнулся, когда закончил институт инженеров железнодорожного транспорта: ни жизненного, ни профессионального опыта не было. Самое тяжелое время. Потом, когда набрался опыта, расширился кругозор. Была практика административной работы. Работая за границей, стал специалистом по проблемам городской инфраструктуры. Словом, со временем начал разбираться в экономике, финансовых, социальных вопросах. Поэтому переход в комитет труда и занятости населения был вполне логичен. Работа в комитете - это управленческая деятельность: управление большим коллективом, содействие занятости населения.

" Сегодня работодателю все равно, какой уровень безработицы, поэтому он спокойно может уволить людей" (или "В 2001 году самые массовые сокращения были в сельском хозяйстве и на железной дороге") - Григорий Иванович, судя по вашей биографии, вам довелось работать в различных отраслях экономики: на железной дороге, в энерго- водоснабжении. С какими трудностями столкнулись, занявшись проблемами трудоустройства населения? Ведь для вас это была совершенно новая сфера деятельности.

- В возрасте старше 25 лет нормальный мужчина ничего не должен бояться. А вообще, я же довольно долгое время проработал первым заместителем председателя комитета труда и занятости. Комитет решал много задач. Основные направления деятельности - труд и занятость. Я занимался планированием, финансами, но 90% моего времени было посвящено проблемам занятости. После реорганизация департамент ФГСЗН как раз и стал заниматься вопросами занятости населения.

- В конце 2000 года на базе комитета труда и занятости населения образовались две новые структуры: комитет по социальной политике администрации Омской области и департамент федеральной государственной службы занятости населения, который вы и возглавили. Не боялись брать на себя такую ответственность в период реорганизации?

Это, конечно, наложило серьезный отпечаток на деятельность служб занятости. Практически полгода, с конца 2000-го и до середины 2001-го, шел процесс выстраивания новой системы. Причем в особо сложных для Омской области условиях: на других территориях службы занятости давно работали самостоятельно и им не надо было решать проблемы создания новых структур. Нам нелегко далась реорганизация, если учитывать, что этот процесс не должен был отразиться на уровне трудоустройства жителей области.

Когда переходил на эту работу, проблемы были не в том, боюсь или не боюсь, знаю или нет, что и как делать. Большие сложности были в том, что именно в этот период проходила серьезная реорганизация самой структуры службы занятости России. Это изменение трудового законодательства, ликвидация федерального Фонда занятости и переход на бюджетное финансирование, реорганизация внутренней системы. Кроме того, служба занятости получила новый статус - государственной службы. В результате те же классические задачи занятости - оказание содействия в обеспечении трудоустройства максимально возможного количества жителей приходилось решать в новых условиях и по абсолютно иным, чем раньше, принципам.

- Конечно. Во-первых, Фонд занятости был достаточно автономной структурой, которая была построена на принципе страхования граждан от безработицы. Работодатель платил в этот Фонд определенный процент из фонда оплаты труда своего предприятия. Служба занятости аккумулировала деньги и на эти средства финансировала все программы занятости. Сумма средств определялась утверждаемыми процентами отчислений в Фонд занятости . В зависимости от ситуации на рынке труда процент менялся: ситуация улучшалась, он уменьшался, ухудшалась - увеличивался.

- Упразднение Фонда занятости и переход на бюджетное финансирование как-то отразились на работе служб занятости?

Во-вторых, сам процесс перехода на бюджетное финансирование был довольно скоропалительным. Решение приняли во второй половине 2000 года. Много времени ушло на то, чтобы внести соответствующие изменения в различные законы, подзаконные акты и в бюджет. Поэтому, почти полгода службы занятости сидели практически без денег. Более-менее нормальное финансирование начало осуществляться только в апреле 2001 года.

Так вот, раньше каждый работодатель был заинтересован в том, чтобы ситуация на рынке труда не ухудшалась, так как в противном случае ему приходилось платить больше. Сейчас же, когда финансирование осуществляется, в основном, из федерального бюджета, работодателю все равно, какой уровень безработицы. Он, решая свои производственные вопросы, может спокойно увольнять некоторых работников. Такая система - это, конечно, проблема не только служб занятости, но и всей страны.

- А в целом разделение комитета труда и занятости на две структуры - это хорошо или плохо для решения вопросов социальной политики?

В-третьих, раньше мы сами, на месте, решали, на какие именно программы нужны средства. Теперь, если нам необходимо что-то изменить или утвердить новую программу, нам надо будет обращаться в Министерство труда. Оно, в свою очередь, должно обратиться в Министерство финансов. В результате пока наши предложения рассмотрят и утвердят, пройдет, как минимум, два месяца. Кроме того, поскольку многие программы спускают из Москвы, то у нас возникают некоторые, скажем так, перекосы. На целый ряд программ у нас денег не хватило, а на некоторые - остались лишние. Если бы финансирование осуществлялось как раньше, мы могли бы больше денег потратить на более эффективные для нашего региона программы. Например, на переобучение и общественные работы.

Но есть и минусы. Проблемы труда и проблемы занятости - объект совместного ведения федерации и субъекта федерации. На территории Омской области этот предмет совместного ведения юридически был оформлен в рамках комитета труда и занятости населения. Вопросы взаимоотношений федерации и ее субъекта решались достаточно просто, потому что были в рамках одной структуры. Сегодня проблемы труда и занятости разделены структурно и юридически. Это не на пользу.

- Однозначно трудно ответить. Плюс в том, что можно рассчитывать на федеральную поддержку.

- Но ведь, передав субъекту федерации какие-нибудь функции, Москва может наложить на него обязательства финансировать, частично или полностью, их исполнение? С этим не будет никаких проблем?

Сейчас прорабатываются различные варианты создания территориального органа Минтруда, который объединил бы вообще все направления: занятость населения, соблюдение трудового законодательства, труд, охрана труда. В настоящее время первые два из этих направлений находятся в ведении федерации, последнее - субъекта федерации. Но ведь дело-то одно, общее, рынок труда один, население консолидировано. Поэтому Министерство труда и пытается создать систему взаимоотношений. Возможно, между губернаторами и министром труда будут заключаться договоры, например, о передаче каких-то функций, делегировании полномочий.

Вообще, это не проблема, как и где соединить федеральные и региональные средства. Важно, чтобы повышалась эффективность и целесообразность их использования. Главное - увеличить процент трудоустройства населения, сократить время, в течение которого гражданин находится без работы. У людей должна быть возможность менять одну работу на другую, более высокооплачиваемую. Власть должна всячески этому содействовать.

- Думаю, нет. Сегодня, в частности, в Омской области процесс софинансирования программ занятости уже идет. Ведь в 2001 году было принято постановление правительства о совершенствовании механизмов межбюджетных отношений. Там прямо сказано, что содержание служб занятости, выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Проведение же активной политики занятости населения - переобучение, профориентация, общественные работы, создание рабочих мест и так далее - за счет средств как федерального, так и региональных бюджетов. В рамках этого документа в бюджет области на 2002 год заложено порядка 25 млн. рублей на выполнение некоторых программ занятости населения.

- Сколько в настоящее время в Омской области официально зарегистрированных безработных?

Для нас очень важно, по многим причинам, чтобы безработных было как можно меньше. В том числе и по той, что если гражданин работает, то именно он содержит общество. Получает зарплату - а значит, не нуждается в пособиях. Более того, он платит налоги, которые идут на финансирование армии, образования, медицины и так далее. В результате качество жизни населения улучшается.

- По статистике, практически каждый год в той или иной сфере экономики происходят массовые увольнения. В Омской области в 2001 году были массовые сокращения представителей каких-нибудь профессий? И каковы ваши прогнозы на будущее?

- По состоянию на первое января 2002 года их количество составляло 19 020 человек. Цифра же общей безработицы достигает 138 тысяч человек. В эту категорию населения попадают те граждане, которые и у нас на учете не стоят, и за работодателями не числятся. Но это вовсе не означает, что все они не работают. Большинство из них занимаются какой-нибудь трудовой деятельностью. В их число входят студенты и пенсионеры, работающие в личном подсобном хозяйстве и в теневом секторе экономики.

Вообще что касается села, то здесь проблем занятости населения, конечно, много. И власть должна их решать. Надо организовать процесс трудовой миграции на территории самого региона. Тогда сельчане, живя в районах, смогли бы ездить на работу в город, где сейчас есть немало вакансий. Правда, проблема в том, что у нас люди к такому не привыкли. А ведь за границей да даже в Москве и Санкт-Петербурге - это обычная практика: добираешься до работы два часа, зато получаешь хорошую зарплату.

- Во-первых, эти процессы традиционно происходили в сельском хозяйстве. Сокращения работников в различных акционерных обществах, кооперативах компенсируются увеличением количества работающих в фермерских, крестьянских хозяйствах. Такие домохозяйства тоже своего рода предприятия. Семьи держат скот, выращивают овощи, производят, мясо, молоко. Все это каким-то образом продается, а значит, люди получают доходы. Правда, вопрос в том, какие доходы - большие или маленькие. Их объем зависит от многих причин. В частности, от того, какие условия власть создала для реализации сельскохозяйственной продукции.

Если говорить о прогнозах, то в связи с изменениями законодательства, и в первую очередь, с принятием нового Трудового кодекса, мы ожидаем от работодателей активизации штатных перемещений . В настоящее время за работодателями числится много сотрудников, которые получают зарплату в конвертах, или, например, выполняют разовую работу. Сегодня это выгодно и тем, и другим. Но завтра выгоды не будет. Поэтому работодатели перестанут держать таких сотрудников. Кстати, уже после того, как начала осуществляться губернаторская кампания по увеличению зарплаты во всех отраслях экономики региона, в нашем банке вакансий предложений с оплатой труда в размере 200-300 рублей стало появляться намного меньше, чем до ее проведения.

Во-вторых, значительнейшее сокращение работников произошло на железной дороге, поскольку сейчас там, как известно, идет процесс реорганизации.

- Все профессии, которые касаются производственной сферы и строительства. То есть требуются токари, слесари, сварщики, каменщики, плотники. Много вакансий в банковской и финансовой сферах, а также в торговле.

- Какие профессии сегодня наиболее востребованы на рынке труда?

- В любом новом законе всегда одних что-то устраивает, а других нет. Я считаю, что ТК отвечает современным экономическим, политическим и социальным условиям жизни. Более того, он нацелен на прогрессивные изменения, которые сегодня еще не реализованы.

- Как вы относитесь к новому Трудовому кодексу?

- Я люблю мастерить что-нибудь из дерева. Увлекаюсь автоспортом, правда, в качестве зрителя, а не участника. Люблю охоту. Я уже больше 30 лет состою в обществе охотников. На охоте для меня главное не трофеи, а общение с друзьями, природой. Самая же большая радость моей жизни - дети.

- О своей работе вы рассказали много интересного. А расскажите, как предпочитаете проводить свободное от нее время. Какие у вас увлечения?

 

Из нефти возродится Тара. Вместо одной - две сенсации!. Экономическая контрабанда - угроза безопасности России. Апельсиновый дебют. А ну-ка, водители!.

Главная  Перевозки 

0.0062
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.