Навигация
Главная  Перевозки 

О системах управления финансами


Чтобы определить, есть ли в денежном потоке прибыль, надо решить целый комплекс задач В ходе реформирования системы управления финансами на предприятии неизбежно возникает ряд проблем, которые надо решать в комплексе. В их числе техническое обеспечение, квалификация персонала, налаживание бухгалтерского учета, четкое разделение функций и полномочий между подразделениями и должностями. А самое главное - надо понять, какова конечная цель разработки и внедрения систем управления финансами на предприятии и действительно ли это вам нужно.

О системах управления финансами, или "Где мои деньги?"

Однако в реальной жизни, когда возникает денежный поток, изменяются цены и объемы продаж, бывает очень сложно определить, есть ли в этом потоке прибыль и что можно позволить себе приобрести. Осторожному предпринимателю обычно приходится ждать конца квартала или производственного цикла, чтобы, прослезившись, убедиться, что ничего не заработал. Неосторожный предприниматель тратит все поступающие средства и к концу периода "неожиданно" оказывается в убытке.

Приходя на предприятие, практически каждый раз видишь одно и то же: имея богатейший опыт, как НЕ надо управлять финансами, люди не склонны учиться на своих ошибках и к тому же не знают основных принципов управления бизнесом. Например, вроде бы достаточно просто планировать свою деятельность на будущее: купил товар по 2 руб., продал по 3 руб., 50 коп. составят затраты бизнеса и 50 коп. прибыль.

Задача первая - техническое обеспечение. Не надо предаваться иллюзиям: вам не удастся в оперативном режиме отслеживать денежные потоки или заниматься операционным анализом на калькуляторе. Экономисту нужен компьютер и для начала стандартные приложения Microsoft Office.

Это одна из типичных ситуаций, с которыми сталкиваются как малый бизнес, так и крупные предприятия. Проблема эта вполне разрешима, но, к сожалению, за ней скрывается целый комплекс задач, которые необходимо решить, прежде чем вы получите нужный результат.

Вполне традиционно и то, что экономические службы предприятия (если они вообще есть!) занимаются лишь подготовкой дополнительной справочной информации для руководства или оказывают помощь бухгалтерским службам в составлении финансовой отчетности. Поскольку это роли второстепенные, автоматизацией экономических служб занимаются в последнюю очередь, в то время как сегодня компьютер экономисту нужен так же, как стол и стул директору.

Сделайте рабочий вариант финансовых расчетов, отработайте технологию анализа,потом можно будет приобретать специализированные программные продукты. По крайней мере, в этом случае вы будете точно знать, какие продукты вам выбрать. Сегодня же нам часто приходится наблюдать, как планово-экономический отдел собирает фактическую себестоимость и рассчитывает оптовые цены вручную.

Это, конечно, не означает, что экономисты, проработавшие на предприятии много лет, не способны научиться пользоваться новыми методиками. Обычно именно они,имея богатый опыт бесплодных попыток привести к разумной логике деятельность экономических служб, мгновенно ухватывают ценность новых подходов. В этом случае не приходится доказывать важность и полезность новых идей, надо просто помочь экономистам выбрать из множества методов подходящие для конкретной ситуации.

Задача вторая - квалификация персонала. Решение подобных финансовых проблем требует новых знаний. Специализированные издания по финансовому менеджменту, управлению финансами в условиях рыночных отношений впервые стали появляться в России в середине 1990-х годов. С этого времени значительно обновились образовательные программы в вузах. Поэтому главные кандидаты на экономические должности - молодые специалисты или экономисты, прошедшие дополнительную подготовку либо получившие второе высшее образование. (Кстати, за помощью в отборе кандидатов можно обратиться в консалтинговые структуры, специализирующиеся на таких услугах).

Между тем активные попытки оптимизировать налоговые платежи при отсутствии добротной юридической помощи в использовании финансовых схем увеличивают риски. Поэтому до постановки системы управления финансами следует создать полную и достоверную информационную базу по всем проведенным хозяйственным операциям в рамках всего холдинга, родившегося в результате применения различных оптимизационных схем.

Задача третья - учет, и в первую очередь - бухгалтерский. Невозможно заниматься постановкой систем управления финансами, когда нет полной и достоверной информационной базы. Казалось бы, за период, когда аудиторские проверки были обязательными, руководители должны были проникнуться мыслью о полезности стороннего мнения по поводу качества организации учета на предприятии. Но сегодня это ушло на второй план, а на первый вышла экономия финансовых ресурсов как способ выживания в условиях рынка.

Если вы хоть раз попадали в ситуацию, когда невозможно найти виновного, это означает, что главным виновником на самом деле является руководитель. Поскольку именно он должен точно сформулировать обязанности и зону ответственности каждого из подчиненных.

Задача четвертая - организация бизнеса, то есть проблема разделения функций и полномочий между структурными подразделениями и должностями. Многие пренебрегают этой проблемой, в то время как она регулярно дает о себе знать возникновением дублирования функций и пробелами в системе ответственности.

Задача пятая и главная - ЗАЧЕМ? Именно формулировка конечных целей определяет структуру системы управления финансами и ее стратегическую направленность. От избранной стратегии зависит и финансовая структура, и выбор показателей для модели анализа хозяйственной деятельности.

Все это имеет непосредственное отношение к постановке системы управления финансами. Ведь их внедрение влечет за собой дополнительные обязанности для участников процесса, и если вы попытаетесь "достроить" существующий хаос, то породите новые проблемы во взаимоотношениях ваших служб. Поэтому для начала нужно привести в порядок то, что есть. Кстати, такие услуги считаются сегодня одним из самых эффективных финансовых вложений.

К сожалению, вполне возможны ситуации, когда после ухода консультантов с предприятия даже тщательно разработанные системы либо используются не в полной мере, либо не используются совсем. Случается, что заказчик отказывается от договора еще в процессе разработки системы.

Постановка системы стратегического планирования и управления важна еще и потому, что в рыночных условиях, когда конкуренты не спят, необходимо планировать свою деятельность с учетом изменяющейся внешней среды, а не жить одним днем, как привыкли наши предприятия.

Если предприятие возьмется за реформирование своих методов управления, оно неизбежно рано или поздно столкнется со всеми перечисленными проблемами. Необходимо аккуратно спланировать расходы, связанные с проведением таких реформ, поскольку они достаточно высоки - их можно даже назвать капитальными затратами. Но, несмотря на это, внедрение современных методов управления обеспечивает главное - стабильное и устойчивое существование и развитие бизнеса, что предопределяет его высокую конкурентоспособность.

Одна из причин кроется в том, что внедрение таких систем делает финансовые потоки прозрачными, что вскрывает истинные намерения участников бизнеса и служит качественной характеристикой уровня профессионализма управляющего состава. Поэтому, прежде чем начать разработку системы управления финансами на предприятии, подумайте, надо ли это вам.

 

Визит бизнесменов Турции.. Лето, насыщенное интересными встречами и добрыми делами. Наводнение в квартире. Враг не дремлет. Омск по-прежнему интересен иностранным шпионам. Работа для безработных.

Главная  Перевозки 

0.006
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.