Навигация
Главная  Перевозки 

Омск - город рыбный


Все видимые усилия властей и многочисленных контролирующих органов покончить с такой торговлей оказываются напрасными. "Левые" продавцы живут и побеждают, практически почти полностью захватив рынок недорогой речной и озерной рыбы. В результате казна недополучает приличную сумму налогов, а омичи все чаще приобретают вместе с рыбой описторхоз и другие заболевания.

Речная рыба продается, в основном, за пределами магазинов и рынков

С наступлением холодов в "левой" рыбной торговле начинается самый настоящий бум. Как, впрочем, и в несанкционированной реализации мясо-молочного "скоропорта". Все понятно: эту снедь и везти теперь можно без проблем, хоть самосвалом, и хранить на балконах и в гаражах можно сколько угодно. Всякие там санитарные правила с их температурными режимами хранения, заморозки и разморозки, естественно, в расчет не принимаются. Так же само собой разумеется и отсутствие необходимых документов на рыбу, а часто и санитарных книжек у продавцов.

Холодает. Рыбы в стаи собираются

Например, самая дешевая и популярная у нас рыба карась стоила на прошлой неделе в уличных точках от 15 рублей за килограмм. Здесь уместно сказать и о "торговой накрутке". Тот же карась, реализуемый оптом, например, в крестьянском хозяйстве "Прудовое" Крутинского района, стоит 5-7 рублей. Даже если покупать в подобных крупных хозяйствах, прибыль при перепродаже получается весьма немалая. "Левая" же торговля обычно осуществляет закупки у неорганизованных рыбаков, проще говоря, браконьеров. А у тех "отпускные цены", конечно, еще ниже.

Что поделаешь: на то она и несанкционированная торговля, чтобы пренебрегать формальностями. В том числе и уплатой налогов. Отсюда и цена более низкая , чем на рынках и в магазинах.

Если рыботорговля вне магазинов и рынков не организована официальными органами, то это вовсе не значит, что она не организована никем. Отошли те времена, когда карасиков, пойманных рыбаками, продавали, в основном, рыбачки. Сегодня большая часть "левой" рыбы, по всей видимости, завозится в Омск нелегальными и полулегальными оптовиками. Прежде всего, из "края озер" в Новосибирской области и из Казахстана. В нашей же области рыбное хозяйство достаточно заорганизовано, и браконьерам особо разгуляться здесь не удается. Ну а рыбным хозяйствам продавать свою продукцию по бросовым ценам нет резона. Тем более что солидные покупатели из Тюменской области не брезгуют омской рыбой - там, видать, уже приелись свои муксун со стерлядкой.

В "правильной" же торговле те же караси стоили около 20 рублей. Но встретить их в организованных рыбных точках очень трудно, как и другую озерную и речную рыбу. По оценкам специалистов, процентов 90 и больше такой, почти что доморощенной, рыбы реализуется сегодня в Омске через несанкционированную торговлю. Не выдерживают, видать, предприниматели, платящие налоги, конкуренции с теми, которые налогов не платят. А вот рыбы с морских и океанских глубин в "левой" торговле значительно меньше, процентов 1 Эта диспропорция объясняется просто. Ведь дары моря значительно дороже родных карасей и лещей. И если, допустим, кета или горбуша стоит на улице на 10-15 процентов дешевле, чем в магазине, это особой погоды не делает, обеспеченный покупатель все равно пойдет скорее в магазин. "Левая" же торговля рассчитана на тех, кто порог супермаркета не переступает. Поэтому все громогласные предупреждения об опасности приобретения продуктов в местах несанкционированной торговли результата почти не дают. Раз стоит та же рыба на улице дешевле, значит, брали, берут и будут пока брать.

Впрочем, пути поступления рыбы в омскую "левую" торговлю могут быть самыми разными. В любом случае, на несанкционированном рынке правят бал уже достаточно крупные перекупщики. Так, по моей информации, всю или почти всю "неправильную" торговлю рыбным и мясным "скоропортом" в Кировском округе держат два конкретных ИП. Этих предпринимателей знают, видимо, и по фамилии, и в лицо все контролирующие службы и правоохранительные органы но ничего поделать не могут ( почему - чуть ниже). А уж эти и им подобные "рыботорговцы" набирают "рыбачек" - самую низкооплачиваемую и с самыми тяжелыми условиями труда категорию продавцов. Если учесть, что сегодня даже многие магазины испытывают дефицит кадров, то становится понятным, почему в рядах торгующих вонючей рыбой оказывается так много женщин с подозрительно помятыми лицами и без всяких положенных документов. Когда же наступает "час Х" встречи с проверяющими, такая продавщица оказывается единственной и безраздельной хозяйкой товара. И утверждает, что продает свое. Или купила неизвестно у кого. Или поставлена торговать неизвестно кем. Разумеется, возможны и другие варианты. Дальнейший же путь обычно следующий. Проверяющие, чертыхаясь про себя, под причитания продавщицы, перевешивают рыбу и грузят ее в машину вместе с торговкой.

10 рублей без конфискации

Видимо, поэтому более чем в половине случаев суды и не принимают решения о конфискации. Если, конечно, вообще такие дела рассматривают - часто суды в этом отказывают, мотивируя свое решение незначительными объемами изъятого товара. Разумеется, такое положение не устраивает главное заинтересованное лицо - милицию, прежде всего специальное подразделение областного УВД - отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и соблюдению административного законодательства. Поэтому недавно милиция направила в областной суд просьбу пересмотреть практику рассмотрения подобных дел, в том числе и рыбных.

По дороге в ГОМ думают, где хранить это добро до утра, когда дело будет рассматриваться в суде. Ну а суд изучив, составленные бумаги и представленные продавцом справки о размере пенсии, об инвалидности, безработном статусе торгующей и так далее, назначает наказание. По статье 150 Закона об административных правонарушениях в РСФСР, который до сих пор действует, сумма штрафа за несанкционированную торговлю составляет от 10 до 50 рублей с конфискацией товара или без оной. Часто назначают 10 рублей без конфискации. Понятно, продавец в тот же день возвращается на прежнее место. Впрочем, и суды понять можно. Про материальное положение ответчика уже говорилось. А конфисковывать рыбу - мороки не оберешься. Ведь просто так реализовать или выкинуть ее потом нельзя. Нужно сначала выполнить массу анализов и заполнить кипу бумаг.

Сейчас существует множество организаций, призванных "выжигать каленым железом" несанкционированную торговлю: торговые отделы окружных администраций, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические службы всех уровней, Госторгинспекция, милиция. Разумеется, они проводят проверки и рейды. О некоторых результатах подобных мероприятий выше уже говорилось. Единственное, что реально удается, так это немного попугать "левых" торговцев. Поэтому они особо не наглеют и, скажем, на улице Ленина свои ящики не расставляют.

Как рыба об лед?

Как утверждают во всех организациях и службах, которые должны бороться с несанкционированной рыбной торговлей, им мешает прежде всего несовершенное законодательство. С этим трудно не согласиться. Но, на мой взгляд, мешает и то, что проблема многим кажется несущественной и неизбежной. И при этом на одну доску ставят бабушку, торгующую семечками у магазина, и крупного рыбного теневика.

Возникает резонный вопрос: а надо ли "выжигать" несанкционированную торговлю? Ведь здесь закон рынка, вроде бы, налицо. Есть спрос - есть и предложение. Конечно, против объективных законов не попрешь, но нужно помнить минимум о двух главных аспектах. Первый - собственно экономический, связанный прежде всего с неуплатой налогов китами рыботорговли". Второй аспект - медицинский. Ведь число людей заболевших после употребления "несанкционированных" продуктов, неуклонно увеличивается. В том числе, и заразившихся самым "рыбным" заболеванием - описторхозом. В городском центре государственного санитарно-эпидимиологического надзора отмечают тенденции, напрямую увязывающие заражение описторхозом с покупкой непроверенной рыбы. Так, больше всего крупных рынков, а значит, и мест несанкционированной торговли возле них, в Кировском, Советском и Ленинском округах. Соответственно, в этих округах и заболеваемость описторхозом выше средней по городу. (Как и почему "левая" рыба появляется и на самих рынках - тема отдельного разговора). В последнее время, начиная с 1996 года, изменился также состав больных, подхвативших коварного паразита. И сегодня 92,8 процента горожан, заразившихся описторхозом, утверждает, что заболели, никуда из Омска не уезжая, поев рыбы, купленной на улице. Раньше же описторхоз был, в основном, уделом любителей рыбной ловли и речников.

 

Инна ХИЛЬЧЕНКО. Внимание, дети!. Сокровища нашего музея путешествуют по миру. События недели. "Я бы не пошел на довыборы".

Главная  Перевозки 

0.0159
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.