Навигация
Главная  Экономика 

Барин уехал, проблемы остались


Почетно, но незавидно

Высокие гости не слишком жалуют наш город. В период предвыборной президентской кампании ни один претендент не осчастливил омичей своим визитом. Видимо, не слишком мы им интересны. Но все-таки за два дня до выборов в Омск приехал министр топлива и энергетики Виктор Калюжный. 24 марта он побывал в "Омскэнерго", ОНПЗ, "Транссибнефти", пообщался с местными представителями "Единства" и с журналистами.

Последний раз энерготарифы повышались с 1 мая прошлого года, с тех пор мазут вырос в цене в 2,5 раза, да и доллар, к которому привязаны расчеты с Экибастузом, подрос на 20%. Не знаю, что именно говорил министр по поводу тарифной политики РЭК, но вот о готовящейся реструктуризации компании высказался резко отрицательно, потому что, как он объяснил впоследствии, непонятно, что мы будем с этого иметь. А вице-губернатор Александр Луппов, который возглавляет РЭК, в ответ на мой вопрос, когда же и на сколько повысятся энерготарифы, признался, что проект решения РЭК давно лежит у него на столе, но не перед выборами же его подписывать.

Если кто-то думает, что сопровождать высокого гостя весьма интересно, то глубоко ошибается. Обычно все выливается в непрерывный процесс ожидания хоть какого-то контакта с важной персоной. На совещание с руководителями омской энергосистемы в АК "Омскэнерго" я прибыл за три минуты до назначенного срока, но оно началось раньше на шесть. Поэтому полтора часа пришлось провести в бесцельном ожидании. Нетрудно догадаться, о чем именно говорил генеральный директор АК "Омскэнерго" Евгений Белов - о болевых проблемах энергокомпании, о которых не раз писали "КВ": низкие тарифы при постоянном подорожании теплоносителей, огромные долги потребителей и - как результат - многомиллионные убытки.

А потом нас возили на экскурсию по территории завода. В последний раз мне доводилось бывать за проходной ОНПЗ лет 15 назад, когда готовил статью для заводской многотиражки. С тех пор многое чисто внешне изменилось, причем я позавидовал тележурналистам, которые могли воочию показать с телеэкранов бросающуюся в глаза запущенность производства. Мы проезжали мимо нескольких проржавевших установок, которые давно не эксплуатируются, а генеральный директор ОНПЗ Виктор Фомичев пояснял в микрофон: эти крекерные установки и отработавшие установки АВТ будут разобраны и сданы в металлолом с последующей рекультивацией земли.

Потом министр поехал на нефтекомбинат, где журналисты около часа ждали, пока он общался с руководством "Сибнефти" и ОНПЗ за закрытыми дверями. О чем именно говорили - остается только догадываться. Возможно, об увеличении объемов переработки нефти, о котором позже говорил Виктор Калюжный. Согласно федеральной энергетической программе, до 2005 года добыча нефти должна возрасти до 365 млн. тонн, а ее внутренняя переработка - до 220 млн. Сейчас на ОНПЗ перерабатывается 12 млн. тонн нефти в год, по словам министра, эту цифру нужно увеличить до 16 млн.

Следующим пунктом программы стало АО "Транссибнефть", чье недавно построенное здание оказалось шикарным не только снаружи, но и внутри. Генеральный директор "Транссибнефти" Михаил Чемакин сделал доклад о проделанной работе. Судя по прибыли, которая в прошлом году составила 300 млн. рублей, а в 1998 - только 87 млн., дела у транспортировщиков нефти идут совсем неплохо. Как было заявлено, основная часть прибыли идет на реконструкцию, но, видимо, и на постройку красивого офиса немало перепало. Поскольку денег вроде бы хватает, "Транссибнефть" не надеется на повышение тарифов, а ратует лишь за увеличение грузопотоков.

Перекачивать уголь по трубе

Из доклада стало ясно, что далеко не все в порядке с хозяйством "Транссибнефти". Так, в результате полного исследования трубопроводов было обнаружено 29365 дефектов, из них 1231 - опасных, требующих безотлагательного устранения. Амортизация нефтепроводов составляет 51%, износ основных средств - 62%. Ежегодно нужно обновлять 120 км трубопроводов, реально делают только 60 км. В прошлом году демонтирована одна нефтеперекачивающая станция, теперь их осталось 1 По этому поводу министр заметил, что не надо тратить деньги на ликвидные дела, лучше направить их на восстановление, поскольку, согласно прогнозам Минтопэнерго, внутренняя переработка нефти в ближайшее время должна резко возрасти. Из всего сказанного осталось непонятным: то ли прибыли не хватает на восстановительные работы, то ли она все-таки используется на другие цели.

За январь-февраль по трубопроводам "Транссибнефти" перекачано нефти на 10% меньше, чем на тот же период прошлого года. На Павлодарский НПЗ перекачивается лишь 2,5% от прежних объемов, хотя туда проложен самый новый трубопровод (17 лет) из всего трубного хозяйства "Транссибнефти". В связи со сменой владельца завода почти на четверть сократился объем перекачанной нефти для Ангарского НПЗ, уменьшились поставки и на Ачинский и Омский НПЗ (10, 3 и 9,4%). И вообще магистральные нефтепроводы используются не слишком эффективно: два трубопровода до Ангарска, рассчитанные на 62 млн. тонн нефти, пропускают только 25 млн.

Заместитель министра топлива и энергетики Вадим Станев в своем выступлении ратовал за увеличение доли угля в топливном балансе омских энергетиков. Но при этом предлагал уходить от железнодорожных перевозок, а перепрофилировать нефтепровод и перекачивать по нему угольно-водную смесь. В Кемеровской области вот уже много лет работает перерабатывающая фабрика мощностью в 5 млн. тонн, выпускающая водоугольное топливо, которое по качеству почти идентично обычному углю. По магистральному углепроводу в виде суспензии это топливо поступает на Новосибирскую ТЭЦ- Правда, в последнее время не поступает из-за пробки, образовавшейся в трубе.

Глава "Транссибнефти" рассказал, что полная амортизация трубопроводов рассчитана на 33 года, согласно советским бухгалтерским нормам - по 3% в год, но омские специалисты пришли к выводу, что они могут служить и 66 лет при надлежащей эксплуатации. На это президент АК "Транснефть" Семен Вайншток, осенью прошлого года с большим скандалом назначенный на эту должность, а теперь вот приехавший в Омск вместе с министром, возразил, что это заявление инженера, который столько лет еще не прожил, и многие с ним не согласятся. А на трубопроводах нужно срочно заменять изоляцию, которая, отслужив свой срок, только усиливает коррозию. Кроме того, президент "Транснефти" поддержал предложение министра сдавать неиспользуемую трубу в аренду Газпрому, чтобы качать природный газ до Иркутска. Конечно, воплощение этой идеи потребует немало затрат, потому что требования к нефте- и газопроводам существенно отличаются, но технически это выполнимо, а расходы окупятся с лихвой за счет арендной платы.

Вопросы и ответы

Замминистра уверен, что уголь из Кузбасса можно доставлять в Омск по существующему нефтепроводу, и пообещал рассмотреть этот вопрос в Минтопэнерго. А вообще, по его мнению, трубопроводу нужно продлять жизнь до тех пор, пока это дешевле строительства нового, при этом переориентирование на передачу разных видов топлива может происходить несколько раз. После совещания я спросил Вадима Станева, как быстро можно наладить получение угля по трубе. На что Вадим Станиславович ответил, что при положительном решении вопроса период согласования и подготовки займет не меньше двух-трех лет. Так что, конечно, здорово когда-нибудь получать уголь по трубе, но сегодняшних проблем "Омскэнерго" эта перспектива не снимает.

Мой вопрос получился довольно длинным, что не преминул заметить губернатор Леонид Полежаев, сказав, что это не вопрос, а целое выступление. Но конечная суть вопроса сводилась вот к чему: собирается ли Минтопэнерго устанавливать предельные тарифы на продукцию частных нефтяных компаний? Виктор Калюжный признал, что вопрос очень сложный и действительно, нельзя регулировать цены в одной части ТЭК и не контролировать в другой. И вообще это большой минус той экономической политики, которая проводилась. Но нынешний рынок не предусматривает прямых регулирующих рычагов для нефтяников, которые регулируются не тарифами, а трубой.

Завершила первый день пребывания министра в нашем городе пресс-конференция. То ли из-за томительного журналистского ожидания, то ли еще почему, но вопросов было задано совсем немного. Главный вопрос "КВ" касался неравного положения, сложившегося среди представителей ТЭК. Энергетикам и газовикам на их продукцию тарифы устанавливает государство, а нефтяники и угольщики цены назначают самостоятельно, в зависимости от своих потребностей. Если газовики выправляют положение за счет экспорта, то энергетики постоянно догоняют топливных поставщиков, а в случае "Омскэнерго" просто работают в убыток. Если цена на мазут растет в разы, на энергию - на жалкие проценты, получается, что энергетическая составляющая в продукции нефтепереработчиков уменьшается, а топливная составляющая энергии резко растет. В результате отсутствие сквозного регулирования ТЭК может привести к полному развалу энергосистемы.

Второй вопрос "КВ" был обобщающего плана: какие конкретные результаты могут последовать по итогам этой поездки. Как ответил министр, его приезд носит ознакомительный характер, уже отмечена масса вопросов и проблем, составлен протокол первоочередных задач, в ходе совещания даны поручения замминистра и начальникам отделов. Будут приняты решения по лимитам на газ, по тарифной политике. В целом поездка уже имеет конкретный результат, предстоит работать над очень сложными проблемами "Омскэнерго", но решать их нужно в комплексе с остальными.

Отметил он также, что отечественный бензин не котируется на внешнем рынке, преимущественно реализуется внутри страны. И в формировании цен на продукты нефтепереработки разумно использовать регулирующие факторы. Насколько я понял из ответа, цены на ГСМ по-прежнему будут отданы на откуп нефтяным компаниям. Так, "Сибнефть" недавно объявила об очередном повышении цены на дизельное топливо - видимо, в преддверии посевной кампании.

В субботу министр посетил ПО "Полет" и выставку оборудования для ТЭК в рамках межрегиональной программы "СибВПКнефтегаз-2000".

Из вопросов других изданий и каналов можно выделить два. На вопрос, как он относится к газификации, которая ведется в Омской области, Виктор Калюжный ответил, что газовая доля в энергетике должна уменьшаться, а в коммунальном хозяйстве и нефтехимии - увеличиваться. Из такого ответа не вполне ясно, как же быть с планами газификации омских ТЭЦ и котельных, возможно, при такой позиции Минтопэнерго им не суждено реализоваться. Отвечая на вопрос, какое впечатление на него произвел Омск, в котором он не был более 30 лет, министр признался, что, когда у трапа самолета тебя встречает губернатор, к этой территории начинаешь относиться по-другому. А вообще город, хоть и видел его в основном из окна машины, ему понравился, поэтому все, что наметили, постарается выполнить.



Так уж исторически сложилось в нашем отечестве, что для решения своих проблем мы постоянно ждем приезда "барина", который нас рассудит и нам поможет. Конечно, министр, если захочет, может помочь решить многие проблемы, поскольку наделен государством немалыми полномочиями. Но это значит, что что-то неправильно устроено в нашем государстве, если губернатор или мэр не могут решить проблемы на вверенной им территории. Что-то я сильно сомневаюсь, что губернатор штата Техас лелеет надежду на приезд министра или президента, чтобы переложить на них решение своих проблем. Впрочем, мы, конечно, не в Америке живем, но все же свои проблемы нужно стараться решать самим, как бы трудно это ни было.

 

Пернатые друзья с Хитрого рынка. События недели. Председателя совета федерации Омских профсоюзов "ушли" в отставку. Угрозы воплотились в действительность. К нам приехал, к нам приехал....

Главная  Экономика 

0.0064
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.