Навигация
Главная  Экономика 

Кисть и резец "Татьяна, дочь Федора"


Между тем перед нами живопись, как говорил Матисс, "наивная по поведению и искушенная по замыслу". За пятнадцать лет работы в искусстве Татьяна Бугаенко успела стать зрелым, состоявшимся мастером, обрести свой почерк, свое место в контексте художественной жизни и в этом смысле давно перестала быть "молодой" (если понимать это слово как "начинающая").

Художник Татьяна БУГАЕНКО Едва удержалась от соблазна начать со слов "молодой художник". Это определение так прочно приклеилось к имени Татьяны Бугаенко, что, кажется, не оторвать вовек. Приятному заблуждению немало способствует внешний облик Тани, ее по-детски застенчивая улыбка, обаятельная искренность в общении и созданные ею легко, артистично, с молодой свежестью таланта работы.

... Всегда интересно, как возникает личность в искусстве. Талант, положим, от Бога, потому и называется божьим даром. Но Татьяна Бугаенко не только талантлива. Она умна, независима, упряма и невероятно трудолюбива. Откуда все это в хрупкой, внешне беззащитной девочке-женщине? И эта тихая непреклонность, и твердое понимание задачи - жизненной и творческой?..

На ее счету десятки выставок в Омске, в Москве, в США, в различных городах Европы, участие в престижных конкурсах и фестивалях, дипломы, награды, благосклонное внимание критиков и журналистов. Она, несомненно, одна из самых успешных художников своего поколения.

Поначалу Федор Дмитриевич никак не поощрял в дочерях интереса к искусству, даже в художественную школу отсоветовал ходить. То ли опасался неопытных педагогов, то ли хотел для своих девочек другой, более легкой, беспечальной участи. Но жить рядом с художником, с пеленок дышать неповторимым запахом красок, сырой глины, гипса и не поддаться искушению было никак невозможно - сестры, одна за другой, поступили на художественный факультет Технологического института. Окончив его в 1984 г., Таня, с порога отвергнув мысль стать модельером, с головой ушла в живопись.

Сама Таня считает ключевой роль отца, известного омского скульптора Федора Бугаенко. Именно в нем видит первого и самого важного учителя. Не в том смысле, что он научил ее водить карандашом по бумаге - как раз этого-то он и не делал, а в другом, более общем высоком: своим поведением, словами, отношением к искусству отец дал ей образец, которому Таня и старается изо всех сил соответствовать.

У отца в обиходе было несколько любимых выражений , которые он часто повторял и смысл которых стал вполне ясен Татьяне уже позже. Например, он говорил: "Минимум средств - максимум выразительности". Или цитировал Чистякова, учителя многих русских художников: "Писать очень просто. Надо нужную краску положить в нужное место".

Первые работы обязательно показывала отцу и с тихим ужасом ждала, что скажет. Хвалил Федор Дмитриевич редко. Если скупо ронял: "Работать надо больше!", Таня от счастья взлетала под потолок: значит не все безнадежно, что-то получилось...

Сейчас она работает и живет вместе с мужем и двумя дочерьми в той самой мастерской, которую построил для себя отец. Мастерская огромная, рассчитанная на монументальную скульптуру. У Федора Дмитриевича было много планов, он собирался работать еще долгие годы, и мастерская должна была соответствовать масштабу его замыслов.

Ох, как это на самом деле непросто - взять нужную краску и найти для нее на холсте единственно верное место! Мучаясь и терзаясь ночами у мольберта, Таня на собственном опыте узнала, каким тяжким трудом дается свобода художественного высказывания...

Картины Татьяны и в самом деле не задерживаются в мастерской, десятками разлетаются по миру - на выставки, в галереи, в частные коллекции. За последние годы она написала более двух с половиной тысяч картин, а дома остались единицы. Но автор ничуть не печалится, напротив, рада, когда ее работы уходят к хорошим людям.

Таня оставила здесь все, как было при жизни отца. Вдоль стен на длинных полках по-прежнему теснятся бесчисленные гипсы, пластические этюды, разработки тем и фигур, модели для отливки. На круглом станке - незаконченная работа, рядом аккуратно разложены инструменты... В центре на небольшом, свободном от скульптур пятачке стоит Танин мольберт в окружении холстов, ярких, как крылья бабочек. Вспугнешь - улетят...

... Мы сидели в мастерской, пили из красивых чашек чай и попутно смотрели фотографии, сделанные в разных концах света. И мне почему-то все время вспоминались строчки:

У картин Татьяны Бугаенко редкий дар - они нравятся всем. Искусствоведы любуются свободно-импульсивной манерой письма, потрясающим чувством цвета, отточенностью художественной формы... Менее продвинутая публика наслаждается красотой и гармонией образов, изяществом сюжетов, возможностью побывать вместе с художником в разных местах и временах: тут тебе и Париж, и Венеция, и Нью-Йорк, и милые нашему сердцу берега Иртыша... Много путешествуя по миру, Татьяна выплескивает на холст свои впечатления. Способность передать через цвет непосредственные сиюминутные впечатления - самая сильная сторона ее живописи. Она пишет портреты и натюрморты, целомудренные, утонченные "ню" и жанровые сцены, пейзажи и архитектурные мотивы, но главным всегда остается стихия цвета и света. "Неважно, что ты изображаешь, - говорит Татьяна, - важно, чтобы была живопись. Цвет. Цветом можно все!" Говорит твердо, убежденно, и мне слышится голос Федора Дмитриевича. Эта мысль ему бы тоже понравилась.

Огромен этот дом - отсутствие мое.

"... Живи в моем отсутствии, Как в доме.



В него сквозь стены Можешь ты войти И в воздухе Развешивать картины".

 

Анатолий Адабир дал старт выборной кампании. Лизинговая компания "ИТ Финанс" - в рейтинге крупнейших. Резервы развития бизнеса - лицензионное ПО. Последствия взрыва. Под "Фольксваген" на марафоне ждут рекорды.

Главная  Экономика 

0.005
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.