![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Экономика Жесткие условия лицензирования увеличили количество "черных" брокеровОб этом и других проблемах рассказали корреспонденту "КВ" Герман Долгополов, директор ОО "Сибирский путь" и Мария Мешалова, заместитель директора ДГУП "РОСТЭК-Омск". (Только 10% таможенных деклараций в России оформляется лицензированными брокерами) Лицензии регионального таможенного брокера в регионе деятельности омской таможни имеют две организации: ТОО "Сибирский путь" и ГУП "РОСТЭК-Омск". Обе получили разрешение ГТК РФ (Государственного таможенного комитета) на осуществление околотаможенной деятельности почти год назад. На сегодня они занимаются оформлением около 70% деклараций в зоне действия Омской таможни. Остальные проходят через декларантов предприятий и частично через руки "черных" брокеров. Это те фирмы или физические лица, которые после введения института таможенных брокеров и утверждения порядка лицензирования и контроля за их деятельностью ушли, по целому ряду причин, в подполье. После вступления в действие Приказа ГТК РФ от 16 июня 1998 г. о порядке лицензирования количество желающих официально заниматься "брокерством" значительно сократилось. На это повлияло снижение после 17 августа внешнеторгового оборота России, жесткие условия лицензирования, несовершенство нормативно-правовой базы . "КВ" уже писали о введении на территории России института таможенных брокеров. До 1 января 1999 года оформлением деклараций занимались декларанты на основе договора. Таковых в России насчитывалось около 3 тысяч. Реально на рынке работало до 1,5 тысячи. Однако это совсем не означает, что с получением лицензии у брокеров стало меньше проблем. Кроме того что на них возложена большая ответственность представлять к таможенному оформлению от своего имени тонны грузов на сотни миллионов рублей, так им приходится убеждать ГТК РФ пересмотреть ряд документов, внести в них поправки, которые позволят им жить и развиваться. На сегодня в России лицензии таможенных брокеров имеют чуть более 300 организаций. Это те, кто смог пройти "круги ада" и узаконить свою деятельность. Другая причина - боязнь организаций подавать заявление на получение лицензий из-за ответственности брокеров за представляемых лиц. Осенью 1999 года состоялся 5-й съезд Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ). На нем с докладом выступал Герман Долгополов, представитель ассоциации по Западно-Сибирскому региону. Кроме тяжелых условий лицензирования, которые привели к оттоку в подполье декларантов на основе договора , он выделил и другие причины, по которым число брокеров так невелико. Например, разные подходы к заявителям на получение лицензии. У некоторых декларантов из-за отсутствия какого-либо документа не принимали заявление. Были же и такие, кому, несмотря на это, после 1 января 1999 года разрешалось выполнять работы за своей печатью. Не менее острая проблема - получение банковской гарантии при получении лицензии. Так, Герман Долгополов считает, что наравне с гарантией можно принимать и страховой полис. - Откуда этот страх? - задается вопросом Герман Павлович. - Причина в таможенных органах, которые часто наказывают брокеров, а не истинного нарушителя. Мне кажется, что уже давно пора создать юридическую службу при НАТБ. Чтобы увеличить количество деклараций, заполняемых брокерами, необходимо внести ряд изменений в таможенное законодательство. Вот лишь некоторые, предложенные таможенными брокерами. Уменьшить неоправданно большие ставки таможни; облегчить ответственность перед ГТК; решить вопрос с нотариальным заверением сделок. Ведь в конечном итоге те, кто столкнулся с этими и другими препонами при лицензировании своей деятельности, перешли волей-неволей в "черные" брокеры. Их незаконная деятельность привела в прошлом году к тому, что госбюджет недобрал сотни миллионов рублей. По словам моих собеседников, в Омске тоже достаточно частных лиц, которые подпольно ведут околотаможенную деятельность. Однако доказать это в правоохранительных органах практически невозможно, поскольку они заверяют декларации и другие документы не своей печатью, а того лица, которое перемещает груз через границу. При этом, если допущена ошибка, ответственность лежит на последнем. Сложно работать, когда требуется обязательное нотариальное удостоверение договоров. Насколько усложняют все эти неотлаженные до сих пор вопросы деятельность брокеров, мои собеседники подтвердили на примере своей деятельности. Не решен также вопрос, когда наступает и когда заканчивается ответственность таможенного брокера. Например, за выполнение режима несет ответственность участник ВЭД. Но много пунктов, где нет четкого разграничения. Так у "Сибирского пути" были проблемы с Горьковской, Кормиловской администрациями. В эти районы поступала гуманитарная помощь, которая использовалась не по назначению. Как это ни странно, но претензии в этом случае предъявили только к брокеру, хотя ответственность солидарная, а нарушение совершил участник ВЭД. - Одно дело, когда сделку можно заверить в Омске, но ведь в большинстве случаев это приходится делать на автопереходах, которые удалены от райцентров, - рассказывает Герман Павлович. - Есть только одно послабление - не заверять разовые сделки на сумму не более 5 тысяч минимальных оплат труда. Итак, почти год работы "в шкуре" таможенных брокеров показал, что необходимо объединить усилия ГТК РФ и официальных структур, занимающихся околотаможенной деятельностью, и направить силы на совершенствование нового для России института. Может быть, действительно, бремя ответственности и служит причиной того, что есть случаи, когда лицензированные брокеры отказываются заполнять декларации от своего имени и выполняют лишь посреднические услуги. Кстати, на съезде НАТБ отметили и другую причину, по которой брокеры работают не под своей печатью, - владельцы грузов вступают в теневые отношения с сотрудниками таможни.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Экономика 0.014 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |