Навигация
|
Главная Экономика Игорь Вахитов "Мы готовим землякам сюрпризы"- Наверное, каждый бы сделал это по-своему, облек в иную, чем в словаре, словесную форму, но я бы понял автора. Проще скажу: архитекторы создают здание (каркас),а мы вместе с художниками, скульпторами, проектировщиками его украшаем. Это культурологическая сторона деятельности зодчих. Дизайн был всегда и присутствовал во множестве предметов, сооружений. Хорошо, что сегодня дизайн выделился как вид деятельности. Но хотелось, что под ним понималось что угодно при любых случаях. Дизайн прежде всего соотносим с архитектурой, интерьером. Исходя из востребованности дизайна, в 1996 году мы с коллегами организовали дизайн-студию "Домус" в надежде, что дело наше будет перспективным. Работали над созданием гармоничной городской среды. Не просчитались. А в 1998 году мэрия предложила мне поработать в должности главного дизайнера города. Игорь Вахитов, главный дизайнер Омска: "Мы готовим для земляков сюрпризы" - Готовясь к встрече с вами, я заглянул в "Советский энциклопедический словарь" первого, 1980, года выпуска и, немало удивившись присутствию в нем слова "дизайн", переписал его значение: англ., термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды; в узком смысле - художественное конструирование. Теперь, когда на слуху - "отличный дизайн!" как обязательный штрих при оценке вещицы или еще чего, можно догадываться о сути этого понятия. Как бы вы сформулировали и более доходчиво обозначили область вашей деятельности? - Работы велись нами, архитекторами. Мы имеем свои мастерские. Согласования ведутся с мэрией. Конечно, есть вклад и "Домуса" в происходящих переменах. Нас заметили еще в 1994 году, когда мы только были творческой группой. В обладминистрацию пришло приглашение принять участие в международной выставке в Швейцарии. "Главомскархитектура" получила заказ на разработку проекта оформления омской экспозиции. Нужно было решить блок различных задач, начиная от эмблемы и заканчивая строительством макета Серафимо-Алексеевской часовни на территории выставки. Потом был конкурс. Из 600 экспозиций лучше оформленными, на взгляд жюри, оказалось 6, Омская область в их числе. Присутствие мысли и рук моих коллег повсюду - в городской среде, рекламе, зданиях, печатной продукции. - В 90-х годах город стал стремительно преображаться. Откуда что бралось и появлялось - совершенно новая уличная атрибутика: броская реклама, остановочные торговые павильоны по нескольку раз разбирали, собирали новые, преображались фасады зданий, менялись вывески, двери... Люди удивлялись. Наверное, гадали, кто это все делает. - На Руси много было заимствованного. Но не меньше было и своего, созданного собственноручно, с поражающей выразительностью и филигранностью. Но при этом я не сторонник новоделов, то есть копирования творческих почерков зодчих прошлых веков. Конечно, необходимо учитывать преемственность стилевые особенности архитектуры ушедшего времени. Деятельность современных мастеров должна отражать состояние культуры, технологий данного времени. Главное сейчас - не разрушать старое. Ничего не вижу плохого в том, что на территории исторической застройки появляются современные сооружения, спроектированные талантливыми архитекторами. К примеру, сегодня департамент недвижимости, "Главомскархитектура", инвестор - фирма "Кортеж" готовят ряд мероприятий по реконструкции и застройке Старой крепости. - Европейский ремонт, импортные отделочные материалы. Все кажется европейским, заимствованным. А где наш колорит, русский дизайн? Вот вы и информацией пользовались из итальянского журнала "Домус". - Этот вопрос кстати. Люди интересуются - на какие средства? Может быть, удивлю читателей вашей газеты, сообщив о том, что наше управление дизайна городской среды и рекламы - не расходное, а доходное. В прошлом году результат нашей деятельности - восемь миллионов рублей в городскую казну. Приведу еще один пример. Как, вы думаете, появился Верстовой столб-знак у омского почтамта? Он возник благодаря вложенным в его строительство средствам инвестора, который получил участок для размещения торгового павильона. Ему было такое предложение, и он согласился. Бюджетных денег потрачено не было. Городу хорошо и ему. - Тут я бы хотел затронуть экономическую сторону преображения города. - Возможно, по прошествии времени появятся памятники, монументы и доски как знаки почестей. Увековечено будет. Мне кажется, так считают многие. Ныне живущие должны "встречаться" с теми, кого уже нет. С теми, о ком мы до сих пор помним, кого любим и по-прежнему ценим, кто улучшал нашу жизнь и быт, создавал в городе уют. Яркие личности были во всех отраслях деятельности. Так вот уже готовится проект "Аллеи звезд". Как она будет выглядеть - говорить рано. И вообще, скажу я вам, не в наших правилах открывать секреты преждевременно. Пусть как недоработанная скульптура или недописанная картина останутся "звезды" пока под полотном. Мы готовим для земляков сюрпризы. - В "возрастных", древних городах, в обеих наших столицах множество памятников как людям, так и знаменательным событиям, достижениям, горьким годинам, связанным с огромными человеческими жертвами, а в странах Европы их вообще множество, поставленных по разным поводам. Что в этом плане может появиться в нашем городе? - Спасибо. - Так же, как "Степана", неожиданно возникшего из колодца? Принес наш фотокорреспондент его снимок. Смотрю - глаза на лоб! Чего, мол, разыгрываешь? Вижу , что неживой, но когда делали, почему не видел? Потом начал хохотать. Улыбки и потехи пошли по городу. И "Любу" омичи не обидели вниманием. - Рисованием я увлекся в детстве. Потом, когда отец увез нас из Омска в порт Дудинка, что неподалеку от Норильска, я в 9-м классе познакомился с местным художником, членом Союза художников Николаем Свиридовым. Он стал давать мне уроки рисунка и живописи. Человек этот был интересной личностью, в молодости он учился с Крыловым - сыном одного из Кукрыниксов. Я рисовал под впечатлением стоявшего неоглядной и неприступной стеной северного сияния, краски которого невозможно передать. Это чудо-явление природы волновало воображение, рождало образы. По складу ума я аналитик, в точных науках был своим, поэтому, наверное, в моих рисунках было много подробностей. Они выглядели реалистично, академично. - Игорь Александрович, все это интересно, но есть любопытство к вашей биографии. Как вы попали в свою нынешнюю творческую среду? Меня оставляли в Москве, но Омск был и остается для меня родным домом, и я, вернувшись, поступил работать проектировщиком в худфонд. Свиридов каждое лето бывал в Москве и однажды поговорил обо мне с Крыловым, по совету которого я поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище. Конкурс - 300 человек на место. Многоступенчатые экзамены. После первого испытания осталось 20 человек на место, после второго - 2-3, после проверки знаний школьной программы - победитель. На курсе нас было 100 человек. - Мы работали бок о бок с Альбертом Михайловичем Каримовым. В частности, наша творческая группа - Сергей Голованцев, Владимир Костюкевич еще выиграла конкурс на лучший проект памятника Достоевскому. Были другие удачи. Каримов предложил меня на должность главного художника города. - Как вы стали главным художником города? - В этом и заключается работа. - Игорь Александрович, как вы такую нагрузку выдерживаете? Сплошные звонки, заседания, консультации, бумаги, посетители. И вся красота, за которую вы бьетесь и которую хотите укоренить в городе, завязана на спонсоров, инвесторов, коммерцию, на постановления, на массу специалистов различного профиля. В конце концов, на население, его реакцию на сотворенное. - Спасибо! - Спешу вас покинуть, чтобы не мешать. Удачи! С наступающим вас днем рождения! Виктор Чижма. Ура, у них каникулы!. Если станет 25, будем снова Зимний брать.... А судьи кто?. Алексей Шаталов. Главная Экономика 0.0077 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |