Навигация
Главная  Экономика 

"Светлый луч, упавший в наше болото"


В Омск он приехал в 1918 году, когда был наш город столицей Временного Всероссийского правительства. Здесь временно жила его семья, за которой он и приехал, забрать в Москву. Но остался. Омск в те годы можно было по праву назвать культурной столицей. Ставка Верховного Главнокомандующего, как магнит, притягивала художников и литераторов. Здесь собиралось общество любителей изящных искусств, устраивались выставки, выходили различные газеты. И согласно заметике в одной из них ("Заря") Шадру заказали проект памятника Верховному Правителю - Александру Колчаку. Подтверждают это и архивные документы. Однако, скорей всего, дальше эскизных набросков дело не пошло. Часть омской общественности весной 1919 года решила заказать другой памятник - бывшему воспитаннику Западно-Сибирского кадетского корпуса генералу Лавру Корнилову. Памятник этот планировали поставить в самом центре города - между Казачьим Никольским собором и зданием кадетского корпуса. Как писала та же газета "Заря", общество потребителей Сибирского казачьего войска единодушно решило ассигновать "из прибылей прошлого года" восемнадцать тысяч рублей, а "выработку проекта памятника предполагается поручить художнику-скульптору И.Д.Шадру".

Скульптор Иван Шадр Его настоящая фамилия - Иванов. Шадр - это сокращенно от Шадринска, где он родился. Учился в Петербурге, Париже, Риме. Прекрасно пел. Мог исполнить сложную драматическую роль. Знали его и как одаренного театрального художника. Но в конце концов победила любовь к ваянию. Одна из самых известных егоработ - скульптура "Сеятель". Менее известны "Рабочий", "Красноармеец". Но в любом случае все эти работы не просто скульптурные портреты, а некий обобщенный образ героев его эпохи. Однако все эти шедевры выполнены художником не в Омске. В нашем городе его занимали совсем другие идеи.

Мы знаем довольно хрестоматийный образ скульптора Ивана Шадра - он автор прямо-таки "революционной" скульптуры "Булыжник - оружие пролетариата". Как же все это соединилось в одном человеке? О проектах памятников Колчаку и Корнилову раньше ничего не сообщалось. Для ответа на вопрос надо ближе познакомиться с художником. И это несложно. По приезде в Омск он выступал с лекциями по искусству. И в одной из них поведал концепцию своего творчества. Расскажем о ней подробней.

Согласился ли Шадр на эту работу, успел ли к ней приступить? Об этом документы умалчивают. Легче ответить на вопрос: что могло импонировать художнику в облике бывшего Верховного Главнокомандующего? Вероятно, привлекла и слава знаменитого путешественника по Индии и Персии, и его литературные способности - Корнилов написал книгу о своих путешествиях; и ореол романтического героя, геройски бежавшего из австрийского плена.

Довольно сложно, скажем так, для восприятия. Должно быть, ужасы войны и хаос в стране подвигли художника на религиозно-философские искания. На другое обратим внимание. В задуманном проекте он хотел соединить "и поэзию, и философию, и религию, и природу: солнце, воду, деревья, цветы..." Говоря языком современным, речь идет об инсталляции, которую сегодня, спустя почти век, подхватили самые, скажем так, отважные художники. А вот и вывод о сложной и, казалось бы, противоречивой натуре скульптора Шадра: в мечтах о воплощении своего проекта он был и остался только Художником.

Скульптором был задуман интересный проект, посвященный жертвам империалистической войны. Назывался он "Памятник мировому страданию". В нем некоторая философско-религиозная идея, которую передадим словами художника: "Через ворота вечности, через сад радостей, через озеро слез и сад страданий человек должен прийти к Голгофе человечества и там, искупленный страданием через смерть, должен был воскреснуть во Христе и вернуться уже другим, радостным путем к воротам вечности для вечной жизни в человечестве".

Выпуск красноармейских агитплакатов, оформление агитпоездов, организация выставок и изостудий - все это выпало на долю оставшихся в Омске пятнадцати художников. Среди них и Шадр.

В ноябре 1919 года власть в Омске сменилась. Многие литераторы и художники покинули город с отступающими войсками Колчака.

Дело двигалось быстро. Уже в апреле 1920 года проект готов. И вот как его описывает один из исследователей творчества Шадра. "На постаменте двое. Коммунар в рабочем фартук, с лежащей у ног киркой, резко откидывается назад, закрывая лицо от пуль. Его знамя подхватывает русский, и оно, задевая плечо коммунара, победное, как крылья Ники, развивается над постаментом".

Ему поступает предложение - увековечить память жертв белого террора, погребенных в городском саду. И скульптор решительно берется за работу, поскольку считает, что и этот проект имеет прямое отношение к его идее "Памятника мировому страданию".

Шадра приглашали с лекциями в Новониколаевск (Новосибирск), в Барнаул и другие сибирские года. Однако командировки эти не были длительными - в Омске у него были нескончаемые заказы. "Ваше неожиданное присутствие в Омске, - писал ему известный критик художественной секции Наркомата образования Мамонтов, - явилось, как светлый луч, упавший в наше болото". Звучит несколько уничижительно, но, может быть, верно?

Памятник этот по финансовым причинам реализовать не удалось. Но идея не пропала: ее подхватили многие-многие художники и скульпторы. Более плодотворной оказалась другая идея ваятеля - памятник Марксу. Заказ поступил от Сибревкома в мае 1920 года, а летом статуя уже была готова и установлена. Известно, что в Омске Шадр создал барельеф, с которым связана занятная ошибка. Требовалось вылепить основателей коммунизма - Маркса, Энгельса и Карла Либкнехта. Именно Карла. Поэтому что еще есть Либкнехт - отец, которого звали Вильгельмом. Его-то скульптор и изобразил. А ошибку обнаружил перед самой сдачей работы - когда требовалось показать ее Сибревкому. Выручила смекалка. "Приписал" к уже готовому барельефу броскую цитату из речей Либкнехта- отца и она все поставила на свои места. Сибревком работу одобрил.



А как только на железных дорогах навели относительный порядок и восстановилось сообщение с Москвой, Шадр уезжает в столицу. Но связь с Сибирью на этом не прервалось. Летом 1922 года поступил художнику заказ от Гознака - выполнить эскизы новых советских денег. И Шадр возвращается в родной Шадринск: чтобы для столь ответственного заказа позировали ему родные шадринские крестьяне. Как инок меняет мирское имя, так и художник сменил в начале своего творческого пути фамилию, чтобы навсегда прославить свой город.

 

Трагедия возле станции Комбинатская. Фантомный транзит. Хлеба и кваса. Омский фондовый рынок начинает разогреваться. До границы оставался километр.

Главная  Экономика 

0.0204
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.