Навигация
Главная  Экономика 

Омское чтиво


В мае прошлого года в "КВ" была опубликована статья о новинках газетного рынка конца 1998-го начала 1999 года. С тех пор новых омских газет, по данным Западно-Сибирского управления по печати,зарегистрировано еще 2 Плюс один журнал. Все основные тенденции, а именно: коммерческая направленность, изобилие перепечаток из центральной прессы, специализированность появляющихся еженедельников - в основном сохранились. Другой стала только тематика, иногда - периодичность выхода новых газет. Остается непонятным, чем же так привлекателен издательский бизнес. Ведь если не половина, то уж точно треть газет прекращают существование в первые же месяцы после своего рождения.

Новые газеты появляются как грибы после дождя.

Список новых газет, любезно предоставленный специалистами теперь уже бывшего Западно-Сибирского управления Госкомпечати (недавно создано Южно-Сибирское управление с центром в Новосибирске), не дает ответа на самые главные вопросы: выходит газета или нет и где искать ее или ее издателей, если она не продается в Роспечати или уже закрылась. Телефоны, указанные учредителями при регистрации, чаще всего просто не отвечают.

Куда, куда вы удалились? Точную статистику выхода газет вести невозможно. Но если, по данным прошлого года, в Омске выходило 55 газет, то появление еще 27 означает, что прирост составил около 50 процентов. 27 - это официально оформленных, совершенно новых изданий. Реально вышло гораздо меньше (см. табл.). Даже из тех, что были зарегистрированы в 98-99 годах, на свет появились не все. А если учесть, что некоторые газеты не продаются через "Роспечать", то путаница получается полнейшая.

Несмотря на безуспешный чужой опыт, новые газеты все-таки появляются. Такое впечатление, что каждый издатель хочет испытать фиаско на собственной шкуре. При существующей конкуренции для того, чтобы не прогореть, надо делать газету очень профессионально. А главное - попасть в яблочко по форме и содержанию, при выборе тематики и целевой аудитории. Но таких бригад специалистов в Омске не много.

Из вышедших к весне прошлого года 15 газет прекратили свое существование газеты "Шанс", "Молодежный клуб", "Дом и работа", "Омский компьютер", "Компьютерный мир Омска", "Все для офиса", "Работа для всех". "Омский домовой" превратился в толстый справочник омских предприятий. Давно не видно газеты "Рекламный мир Омска". Временно, по словам издателей, не выходят "Туризм и отдых" и "Муниципальная биржа недвижимости" (газетам о недвижимости будет посвящен отдельный материал).

Это "Стройка в Омске", "Большой ремонт", "Стройка/Интерьер". Все они имеют формат А "Большой ремонт" - двухцветную обложку, а его "подруги-стройки" - полноцветную. "БР" - детище издательского центра "Сокол", который также выпускает газеты "Спутник автомобилиста" и "Продукты оптом" (посвящена рекламе продуктов, распространяется по магазинам и другим торговым точкам бесплатно). "Стройка в Омске", судя по рекламе, - сетевой проект. Содержание "Стройки" и "БР" соответствует их названиям. Но если в первой газете больше рекламы и объявлений, то вторая публикует, в основном, полезные статьи.

Всем строиться! Если весна прошлого года ознаменовалась выходом сразу двух компьютерных газет, то февраль нынешнего - появлением трех газет одинакового формата и примерно одинакового объема, посвященных теме строительства, интерьера и ремонта.

Целых три газеты на одну тему, конечно, заслуживают отдельной статьи. Но появились всего один-два номера, издатели находятся в творческом поиске, поэтому сделать какой-то анализ пока что сложно.

Однако если что и заслуживает внимания в ремонтно-строительной нише, так это "Стройка/Интерьер". Идея этой газеты, по словам ее издателя Олега Шеварева, возникла еще полтора года назад, но тогда, после кризиса, сложилась нездоровая ситуация на рынке. Сейчас, по его же мнению, существует большая потребность в информации об архитектуре, строительстве и дизайне помещений. Пока в газете мало авторских материалов. В основном (как почти везде) перепечатки из центральных журналов и Интернета. Оформление газеты, да и содержание, на мой взгляд, просто отличные, пусть и без новаторства. Сразу чувствуются чуткие руки профессионалов. Эта газета из той фантастической области, когда тебе совершенно все равно, о чем написано, но подано так, что читаешь с удовольствием.

Тут вам и "МИГ" - молодежная информационная газета (как будто бывают неинформационные газеты) с "мощным" логотипом ручной работы (скорее, ручной недоработки) и надписью "высший пилотаж". Посвящена "Информационная газета" молодежным проблемам и почему-то политике (например, рассказывает об и.о. президента). Распространяется бесплатно (может, из-за того, что рассказывает об и.о.?) среди студенческой молодежи. Еще одна молодежная газета "Тибетский еж" - позиционированная издателями как стильная, содержит вполне легкое чтиво о музыке, актерах, омских тусовках. Оформление тоже "тусовочное", но, к сожалению, не достаточно стильное.

На любой вкус и цвет Остальные "новинки" прямо-таки "блещут" разнообразием тематики. Тут вам "Экономика, финансы, право" - для деловых людей. Половина газеты - обзор налогового законодательства (зачем, если есть "Консультант+"?). Остальное - перепечатки. И все это - сплошным текстом. Идея газеты, по словам главного редактора, не искать виноватых, а предлагать разные варианты решения проблем бизнеса.

Дальше - больше. Общественно-политическая "Третья столица" претендует на и без того забитую нишу общегородских газет. Об этом можно судить хотя бы по ее тиражу. По словам главного редактора, газета ориентирована на средний класс (хотя вроде бы считается, что у нас его нет), соблюдает независимость в местной политической борьбе и посвящена анализу социально значимых проблем. Кстати, в отличие от большинства других газет "ТС" дает перепечатки с указанием источника информации.

"Компьютерра-Омск" и "Мой компьютер" - рассказывают, ясный перец, о компьютерных технологиях. Но если "Компьютерра" - это для тех, кто уже давно работает с компьютером, но еще не для профессионалов, то "Мой компьютер" вообще непонятно на кого ориентирован. В одном и том же номере можно найти и уроки "Нортон командира", и познакомиться с языком программирования HTML. Ну ищут люди, ищут свою нишу. Зато "МК" наполнена собственной информацией, а "Компьютерра" включает из местной тематики в основном только омские новости и рекламу.

Отдельное явление - газета с говорящим названием "Гурман". Ее редактор Виктор Заможский принимал участие в нескольких проектах. Это газеты "Базар", "Кавалер", "Дом и работа", Интернет-издание "Эхо". "Гурман" - газета для любителей и ценителей в основном гастрономии. Но, по мнению редактора, с точки зрения "гурманизма", можно рассматривать многие приятные вещи, например, автомобили, женщин, мебель и т.д. Смакуйте на здоровье, если осилите 16 полос, плотно забитых мелким шрифтом.

Газета "Омская медицина" ставит своей целью охватить две аудитории: врачей и омичей, видимо, озабоченных своим здоровьем. Для "озабоченных" "ОМ" публикует только медицински проверенные советы, без всякой "шаманщины". Для врачей есть "газета в газете", там содержится сугубо деловая информация. Редакционный и консультационный совет газеты представлен "зубрами" омской медицины, но вот дизайн и рубрикация, несмотря на большое количество всяких редакторов, оставляют, как говорится, желать.

Традиции старых "Времен года" сохраняет ее бывший главный редактор Андрей Третьяков, теперь издающий свою газету "День за днем". Здесь вы найдете, естественно, телепрограмму и не международные, а омские культурные новости, информацию о музыке, кино, телевидении. И никаких полуголых красавиц. Отваге Андрея Георгиевича можно позавидовать - газета слишком "карамельная" для того, чтобы стать слишком прибыльной.

Незабытое старое, а также новое Недавно газета "Времена года" сменила главного редактора. С приходом Дмитрия Типикина "ВГ", конечно, стали выглядеть более профессионально, но как-то уж слишком смахивают на "Комок", особенно по содержанию. По словам нового редактора, у газеты теперь другое потребительское качество, а цели приблизиться к самой высоко рейтинговой газете "Комок" Дмитрий Владимирович и не скрывает.

Еще более интересным и, самое главное, актуальным мне видится единственное в Омске еженедельное Интернет-издание - "Большая хорошая газета". Там вы найдете новости, развлекательную и справочную информацию, теле-, кино-, клубную афиши и многое другое под девизом "Хлеба и зрелищ!". Оформление соответствует девизу, благо возможности Интернета это позволяют. Тираж ее безграничен, как вся мировая паутина. Для тех, кто не имеет доступа в Интернет, существует курьерская доставка свежих дискет и бесплатная предустановка газеты в 4-х компьютерных фирмах города. "Издает" Интернет-газету коллектив рекламной группы "ХОРОШО!".

Из новичков лично мне больше всего нравится "Неделька-7" - телепрограмма, гороскоп, полезные советы. А что еще надо - для новостей есть телевизор, для другой информации - более профессиональная центральная пресса. По-своему неплох "Проспект". Хорошо структурированная, чего не хватает большинству подобных, газета частных объявлений. Интересный проект - газета "Свой астролог". Но, к сожалению, она не поступает в Роспечать. Это научно-художественный бюллетень для широкого круга читателей, с эксклюзивными публикациями известных астрологов Западно-Сибирского региона.

Общие тенденции омского издательского рынка - это почти полное отсутствие маркетинга и рекламы, как на старте, так и впоследствии, хаотичное оформление, непродуманное содержание новых газет. Подача материалов редко соответствует целевой аудитории. А что вы хотите? Половина новоиспеченных "ньюс пейпер" создана людьми имеющими самое отдаленное представление об издательском деле. Видно, что все делается с кондачка и без соблюдения каких-либо законов жанра. Странно также, когда газета почти не содержит рекламы и при этом раздается бесплатно. Прямо благотворительность какая-то, а не бизнес. Но если кто и наживается с издательского бума на полную катушку, так это наш родной монополист - "Роспечать".

Ау, грибники! К наиболее потенциально живучим, помимо газеты "Стройка/Интерьер" можно отнести "Третью столицу", "Проспект", "Компьютерра-Омск". Остальные, скорее всего, закроются, как только закончатся деньги учредителей. Если, конечно, их (газеты) не подхватят на лету другие новоиспеченные "газетные магнаты". Ведь это так престижно иметь свою газету. Хоть ненадолго.

Что говорить, омские газеты появляются, как грибы после дождя. Да что-то грибников не видно у телевизора, наверное, сидят.

Все редакторы, издатели, учредители новых газет, с кем мне удалось переговорить, сходятся в одном - газет в Омске слишком много, а большинство проектов изначально утопичны. В то же время считается, что для хорошего, качественного, профессионального издания, особенно специализированного, на рынке всегда найдется место. Иначе, зачем их столько. Нужным и хорошим каждый, естественно, считает свое новое детище.

 

Самые покупаемые книги. События недели. Валентина Росс. 50 самых влиятельных омичей. Промсвязьбанк кредитует город.

Главная  Экономика 

0.0205
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.