Навигация
Главная  Экономика 

Попутная песня


Не вдаваясь в пространные исторические экскурсы, можно констатировать, что железная дорога "вещь в себе". Это настолько большая структура, что до отдельного клиента, а тем более мелкого, просто руки не доходят. Хорошо хоть нашлись умные люди и взвалили на себя самую хлопотную часть дела - приемку и выдачу груза, оставив МПС только функцию транспортировки. Такие посреднические фирмы хорошо вписались в нишу коммерческих малогабаритных грузов и на сегодняшний день лидируют на рынке экспедиторских услуг.

Неожиданное подорожание бензина и дизельного топлива больно ударило по рынку автотранспортных услуг. Особенно по дальним перевозкам. При общем сокращении грузопотока новые тарифы под силу далеко не многим. Альтернативные схемы доставки вынуждены искать даже те, кто всегда пользовался только большегрузными автомобилями. Первое, что приходит на ум, - железная дорога. Уж она-то от топливной составляющей никак не зависит. Да и рынок железнодорожных перевозок сегодня уже далеко не тот, что был в начале 90-х.

В общем-то омский рынок экспедиторских услуг сложился давно. Основной оборот коммерческих грузов приходится на двух основных "игроков" - "Фарт" и "СТК". Поэтому, по логике, начнем этот обзор именно с них.

Если внимательно присмотреться к омскому рынку коммерческих грузоперевозок, то с удивлением обнаруживаешь не слишком большое количество предложений. В первую очередь, конечно, сама железная дорога. Не так давно внутри нее образовалась новая структура - "Омский региональный центр фирменного транспортного обслуживания" (РЦФТО). В него на правах агентов входят станции "Омск-Восточный", "Комбинатская", "Карбышево". К подразделениям МПС можно отнести городскую контейнерную станцию и прижелезнодорожный почтамт (ПЖДП). Список экспедиторских фирм, предлагающих свои услуги, тоже невелик. Это "Сибирская транспортная компания" (СТК), "Фарт", "Трансэкспедитор", "Транскарго" и база снабжения "Сибирская". Больше никого обнаружить не удалось.

Фирма "СТК" имеет уже достаточно приличную историю и является наследником почти легендарной омской транспортной компании "Трио". В начале 90-х она компания чуть ли не первой стала заниматься коммерческими перевозками грузов из Москвы в Омск и Новосибирск. В разделилась на омскую и новосибирскую. Потом в результате дальнейших делений и слияний появилась в итоге "СТК" как юридически самостоятельное подразделение в рамках холдинга "Транс-Экспресс". Фирма предлагает полный комплекс услуг по доставке грузов из Москвы и Санкт-Петербурга крытыми вагонами, рефсекциями и контейнерами, а также отправку вагонов и контейнеров из Омска.

"Сибирский" - значит надежный.

Так сложилось исторически, что самый напряженный грузопоток идет в одном направлении - из Москвы в Омск. На примере этого маршрута можно проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке железнодорожных перевозок.

Фирма "Фарт" появилась на этом рынке немного позже, но ввиду небольшой конкуренции сумела завоевать свою клиентуру и продолжает успешно работать и развиваться. На сегодняшний день основной маршрут, предлагаемый "Фартом", - доставка грузов из Москвы в Омск крытыми вагонами.

Теперь проанализируем соответствие желаний и действительности. В результате длительной эволюции появилась почти типовая схема работы для всех транспортных компаний. Вы привозите свой груз на одну из московских товарных станций, где у компании есть подъездной путь, его при вас перегружают в вагон и принимают по количеству мест. В пункте прибытия, то есть в Омске, вам звонят и предупреждают, что ваш груз прибыл, и просят оплатить доставку. Вы оплачиваете и к указанному времени подъезжаете к вагону, где, тоже по количеству мест, его забираете.

Для начала определимся, что именно требуется клиенту транспортной компании. Ему нужно перевезти малогабаритный груз из точки А в точку Б. Максимально быстро, чтобы не терять прибыль. В то же время не слишком дорого. Груз в дороге не должен пропасть или потерять товарный вид. Отправка и получение груза не должны занимать много времени. И еще хотелось бы знать точную дату прибытия в место назначения. Требования, согласитесь, простые и вполне логичные.

Время доставки определенным образом зависит и от дня недели. Если вы сдали груз экспедиторской фирме в понедельник, то не ждите его в Омске раньше следующего понедельника, независимо от выбора перевозчика. Это связано с определенным технологическим циклом. "Фарт", к примеру, отправляет состав два раза в неделю - в среду и пятницу. Тот, который уходит из Москвы в среду, приходит в понедельник. Пятничный груз приходит в среду. "СТК" - со слов менеджеров - отправляет вагоны каждый день. Тем не менее, если вагон придет в субботу, то раньше понедельника вам его не получить. Если приспособиться, то можно оптимизировать время доставки собственными силами и знать дату прибытия груза заранее.

Время доставки. Нельзя требовать от железной дороги невозможного. Даже скорый пассажирский идет от Москвы двое суток. Самая быстрая доставка почтово-багажным вагоном, но она и самая дорогая. Ни "Фарт", ни "СТК" не работают с почтово-багажными вагонами, только с грузовыми. За счет этого они поддерживают невысокую цену на свои услуги, но время доставки увеличивается до 4-5 суток. В принципе не так уж плохо, если бы не накладки, которые периодически случаются у всех перевозчиков. "Фарт" сразу оговаривает максимальный срок в 9 суток. В "СТК" делают вид, что такого быть не может, но, по отзывам клиентов, как раз у "СТК" задержки случаются чаще.

Тариф включает стандартный набор услуг. Это погрузо-разгрузочные работы, собственно экспедирование в пути с обязательной охраной и кратковременное хранение на складе. Если фирма предлагает дополнительные услуги, они оплачиваются отдельно. Минимальная сумма оплаты - 200 рублей.

Стоимость доставки. Для сравнения мы разместили тарифы транспортных компаний в виде таблицы.

В каких единицах измерять груз - определяет транспортная компания. От вашего желания это не зависит. Легкие и объемные грузы считают, как правило, в кубах. Компактные и тяжелые - в килограммах.

Если объем груза велик, то вы можете арендовать персональный вагон. У "Фарта" такая услуга оценивается в 20000 рублей за вагон грузоподъемностью 65 тонн. Аналогичную услугу "СТК" предлагает за 19200 рублей, при грузоподъемности 45 тонн.

Как правило, перевозчики оставляют за собой право на изменение расценки без предварительного уведомления клиента, если изменяется ж/д тариф. Таким же образом действует сама железная дорога в отношении посредников. Просто ставит перед фактом. Впрочем, это не особо актуально. Поднимаются тарифы не так уж часто. Да и само МПС не может их изменить без согласования с правительством.

Процесс этот весьма приблизительный и в большей степени зависит от порядочности экспедитора на приемке груза в вагоне. Для особо же дотошных клиентов существует специальный коэффициент поправки на неплотность укладки - 1,1.

объем (куб.м.)цена (руб.\куб.м.) "Фарт" из Москвы"СТК" из Москвы (СПб) 1288267 (26 3284265 (26 5279263 (26 10269255 (25 15262246 (24 20255236 (24 30241220 (22 40233210 (21 50227204 (20 75223194 (20

вес (кг.)цена (руб.-кг) "Фарт" из Москвы"СТК" из Москвы (СПб) 10000,660,60 (0,5 20000,650,59 (0,5 30000,640,59 (0,5 50000,620,57 (0,5 70000,600,56 (0,5 100000,580,55 (0,5 150000,540,52 (0,4 200000,500,47 (0,4 250000,490,46 (0,4 300000,490,43 (0,4

Чтобы избежать лишних рекламаций, многие компании настаивают на согласовании с клиентом качества погрузки. Экспедитор согласовывает с вами и способ, и места укладки в вагоне. Свое согласие вы скрепите росписью в транспортной накладной.

Качество и надежность доставки. Один из самых важных показателей работы. Вряд ли вы захотите получить вместо товара гору осколков. Зависит это от правильной укладки груза в вагоне. Вниз должно идти тяжелое и массивное, сверху - легкое и объемное. Чем крупнее перевозчик, тем большее количество клиентов. Следовательно, можно регулировать грузопоток и добиться оптимального соотношения тяжелых и легких товаров. Немаловажна тщательность в работе грузчиков и квалификация экспедитора, отвечающего за укладку. Грузчик может просто уронить хрупкий товар или наплевать на заводскую маркировку "верх-низ".

Сервис. Так какую же экспедиторскую фирму выбрать? Вопрос не так прост. При неощутимой разнице в цене и скорости на первое место выходят нюансы. Количество дополнительных услуг, наличие собственного склада, профессионализм персонала и отношение к клиенту. Доступность оперативной информации о местонахождении груза, месторасположение офисов, а так же станций погрузки и разгрузки. Не секрет, что при получении груза у вагонов скапливаются порой большие очереди. К примеру, "Фарт" смог минимизировать затраты времени всего лишь грамотной работой диспетчера. Зато они же скапливают огромные очереди на станции Москва -Рязанская -Товарная. "СТК" смогла решить и эту проблему на своей погрузочной площадке Москва - Павелецкая - Товарная, но ставит обязательное условие за день предупреждать диспетчера о погрузке. Мягко говоря, это не очень удобно. "Фарт" таких требований не выставляет. Мало того, его постоянные клиенты могут привезти груз чуть ли не в любое время.

Поскольку все фирмы практикуют разгрузку "с колес", то неизбежно возникает вопрос о недостачах. Проверить сразу невозможно технологически, поскольку клиенты стоят "живой" очередью. Такие ошибки случаются у всех. Можно лишь посоветовать выбирать перевозчика, который не станет перекладывать с больной головы на здоровую, а просто возместит ущерб.

"Дай мне напиться железнодорожной воды..."

На уровень сервиса влияет множество факторов. Все и не перечислить. Просто каждый выбирает экспедитора по душе.

Если очень захотеть, то через РЦФТО можно договориться об отправке своего груза из любого города. Но, как я понял, опыта такого у них нет. И если вы решили доверить им доставку из Москвы, к примеру, то будьте готовы к разным неожиданностям. Описывать их не берусь, поскольку они выходят за рамки данного обзора. Могу только посоветовать: не терять чувства юмора.

После подробного знакомства с работой транспортных компаний как-то уныло делается при взгляде на услуги, которые предлагает МПС. Вот, к примеру, РЦФТО, созданный специально для работы с мелкими грузоотправителями. Центр занимается отправкой грузов из Омска в любую точку России. Звучит вроде бы красиво. Правда, необходимо уточнить, что объем даже мелкого груза железная дорога считает в вагонах. Если у вас не набирается на вагон, то можете загрузить его не доверху - не беда. Главное, чтоб заплатили, как за вагон. Про погрузочные работы можете и не вспоминать. Грузить придется либо самому, либо с соседом по офису. Сколько недель ваш груз будет болтаться по просторам России - вопрос не ко мне. Более того - этого не скажет ни один работник РЦФТО даже под пытками. В этом учреждении умеют хранить тайны. Тариф - информация тоже секретная. При некотором усилии его узнать все же можно, но придется заплатить 25 рублей. Конечно, сумма невелика, но вызывает недоумение сам принцип. Мол, много вас таких ходит. Всем отвечать язык устанет.

Отправка почтово-багажным вагоном - удовольствие гораздо более дорогое и тоже имеет ряд недостатков. Стоянка поезда на станции, как правило, не больше пятнадцати минут. За это время нужно получить свой товар и не ошибиться в количестве. Если груз большой, а экспедитор неторопливый, то есть вероятность, что часть вашего товара просто поедет дальше. Однажды пришлось наблюдать, как по перрону, вслед за уходящим поездом, бежали молодые люди и на ходу ловили коробки с компьютерами. Зато скорость доставки выше всяких похвал. В Москве груз будет через двое-трое суток. Тариф - около трех рублей за килограмм.

И все же вагонные объемы нехарактерны для рынка коммерческих малогабаритных грузов. Значит, остаются контейнерные отправки и прижелезнодорожный почтамт. Контейнер стоит недешево, но альтернативы ему нет. Отправить три тонны валенок из Омска в Кострому иным способом просто не представляется возможным. Конечно, надо учитывать время в пути. Контейнеры имеют свойство длительно странствовать по сортировочным станциям. Сократить время доставки можно своими силами, если знать некоторые технологические особенности. Опытные люди советуют пользоваться контейнерами в 24 тонны. Они доходят быстрее.

"Транскарго", например, найти так и не удалось. По телефону отвечают, что такой фирмы здесь уже нет. Номер "Трансэкспедитора" вообще молчит. База снабжения "Сибирская" по ходу какие-то услуги оказывает. Могут отправить вагон, могут контейнер, но сервис при этом очень сомнителен. Да и назвать ее полноценной транспортной компанией язык не повернется. Сотрудники "Сибирской", похоже, сами не в курсе, что оказывают кому-то экспедиторские услуги.

Что же касается других грузоотправителей, то разнообразие услуг здесь тоже не наблюдается. Мало того, количество транспортных компаний стремительно сокращается. Происходит закономерная концентрация сил и средств на экспедиторском рынке. Мелкие фирмы просто не выдерживают конкуренции, да и железная дорога стремится работать только с крупными перевозчиками.

В любом случае польза будем нам - потребителям.

"Фарт" и "СТК" чувствуют себя на этом фоне вполне уверенно. Ни с той, ни с другой стороны агрессивных маркетинговых шагов не наблюдается. С точки зрения менеджеров "Фарта", они сейчас даже в рекламе не нуждаются, поскольку их услугами и так пользуется половина омских коммерческих фирм. Единственное, что может пошатнуть равновесие, это приход на рынок новых сильных игроков. Новосибирско-московский транспортный холдинг "Динамо-Эс" имеет свои филиалы уже во всех крупных городах Сибири. Омск тоже входит в сферу их интересов, о чем они недвусмысленно заявляли. И это лишь один из претендентов на существенную долю рынка.

 

Альберт Каримов "Сначала - Бог, затем - архитектор, потом - президент". Художник Кондратий Белов "Сибирь - любовь моя". Омские события недели. Художник, ставший символом и певцом сибирского края. Восемь человек из "Авангарда" могут попасть на чемпионат мира.

Главная  Экономика 

0.0399
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.